p align="left">Приведенная норма названного закона одновременно содержит и ограничение этой обязанности прокурора при предъявлении иска в интересах субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности и граждан. Ог-раничение выражено абстрактной формулой «если они лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы». Примерно такая же формулировка содер-жится и в приказе Генерального прокурора Республи-ки Беларусь от 26 января 1994 г. № 3. В нем говорится, что прокуроры должны использовать свое право на обращение с заявлением в хозяйственные суды лишь в том слу-чае, если субъект хозяйствования лишен возможности за-щитить свои интересы самостоятельно, а также если хо-зяйственный спор носит принципиальный характер, при-обретает большую общественную значимость и затраги-вает интересы крупных трудовых коллективов или значи-тельной части населения, в том числе при установлении недействительности учредительных документов предпри-ятий и организаций, договоров, актов государственных или иных органов, нарушающих права и интересы субъек-тов хозяйствования, в случаях невыполнения или ненадле-жащего выполнения обязательств в пользу государства, нарушений законодательства о земельной реформе, при-ватизации, об охране и рациональном использовании ок-ружающей среды и др. С иском в Высший Хозяйственный Суд вправе обра-титься только Генеральный прокурор, прокуроры облас-тей и приравненные к ним прокуроры, а также их замести-тели. Другие прокуроры могут направлять исковые заяв-ления в хозяйственные суды областей и приравненные к ним хозяйственные суды. Норма ХПК в этой части нужда-ется в уточнении: Генеральный прокурор Республики Бе-ларусь, прокуроры областей и приравненные к ним проку-роры, а также их заместители имеют право предъявить иск не только в Высший Хозяйственный Суд, но и в хозяй-ственные суды областей и города Минска. Право прокурора направить исковое заявление в хозяйственный суд связано с установлением им наруше-ний законодательства. Это значит, что прокуроры не мо-гут работать только на материалах, представляемых юрисконсультами предприятий и другими лицами. Для предъявления иска в хозяйственный суд прокурору необ-ходимо провести соответствующую проверку и устано-вить нарушение законодательства. К сожалению, судеб-ная практика нередко подтверждает и примеры обратно-го характера. Однако ХПК не содержит нормы о право-вых последствиях несоблюдения прокурором названного выше требования. Представляется, что в этом случае хо-зяйственный суд вправе отказать в возбуждении производства по делу или оставить такое заявление без рассмо-трения. 5. Право прокурора направить иск в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов не ограничивается чьей-либо волей. Иски же в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц могут быть предъявлены прокурором с согласия указанных лиц. Судебная практика подтверждает, что прокуроры в основном выполняют это указание закона, хотя есть и его нарушения. В ХПК не предусматривается права прокурора всту-пить в дело в любой стадии процесса, высказать мнение или заключение по возникающим в процессе вопросам и по делу в целом, как в гражданском процессе. 6. Прокурор, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения, т.е. прокурор является «процессуальным» истцом. Истцом в таком случае является лицо, в интересах которого прокурором заявлен иск. Если иск заявлен прокурором в защиту государственных интересов, то истцом является Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих государственных органов. В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. № 6 «О применении ХПК при рассмотрении дел в суде первой инстанции» (п. 7) указывается на обязанность прокурора, предъявляющего иск в защиту государственных и общественных организаций, указывать конкретного истца (орган, организацию и т.д.). Отказ прокурора от предъявленного им иска не лиша-ет истца права требовать рассмотрения дела по существу. Принятый хозяйственным судом отказ истца от иска, предъявленного прокурором, влечет прекращение произ-водства по делу. 7. Отказ от иска, заключение мирового соглашения по иску, предъявленному прокурором в интересах государства и общества, не влекут прекращения производства по делу. Право прокурора направить в хозяйственный суд заяв-ление о возбуждении дела ограничивается только пределами подведомственности дел. Это означает, что проку-рор вправе поставить вопрос о возбуждении любого дела в рамках тех видов производства, которые предусмотрены ХПК (искового, приказного, административного, испол-нительного). Применительно к хозяйственному судопроизводству указанное выше правило предполагает и право прокурора направить в хозяйственный суд исковое заявление о при-знании недействительным (полностью или частично) не-нормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Бела-русь и нарушающего права и законные интересы юриди-ческих лиц, индивидуальных предпринимателей. Такой вывод следует также из анализа Закона о про-куратуре (ст. 2), где сказано, что деятельность прокурату-ры направлена на обеспечение верховенства закона, ук-репление законности в целях защиты прав и свобод граж-дан, законных интересов государства, субъектов хозяйст-вования, учреждений, организаций, общественных объе-динений. Если протест прокурора на ненормативный акт, принесенный им в порядке общего надзора, был отклонен соответствующим органом (должностным лицом), то про-курор вправе обратиться с заявлением в хозяйственный суд о признании данного акта недействительным. Кроме того, в соответствии с совместным постановле-нием Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. № 4/3 хозяйственные суды рассматривают также дела по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей на неправомерные действия (бездействие) го-сударственных органов, юридических лиц, а также орга-низаций, не являющихся юридическими лицами, и долж-ностных лиц об ущемлении их прав (п. 5). Следовательно, прокурор может направлять в хозяйственный суд заявле-ния и такого характера. Заявления о признании актов государственных и иных органов недействительными предъявляются в хозяйствен-ные суды и самими субъектами предпринимательской де-ятельности. Ответчиками по таким делам выступают органы Комитета государственного контроля, Министерст-ва по налогам и сборам, органы Таможенного комитета, Министерство финансов, Министерство юстиции, облис-полкомы, а также иные государственные и негосударственные органы. Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужден-ного по его иску (заявлению), обязательно. Прокурор, принимавший участие в рассмотрении де-ла, вправе принести кассационный протест на не вступив-шее в законную силу незаконное или необоснованное ре-шение хозяйственного суда независимо от обжалования его сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При этом прокурор обязан направить копию кассаци-онного протеста и прилагаемых документов лицам, участ-вующим в деле. Срок для подачи кассационного протеста равен десяти дням со дня принятия решения. Впервые в ХПК закреплено право на подачу как первичного, так и дополнительного кассационного протеста (ст. 178). О принятии к производству кассационного протеста прокурора, как и кассационной жалобы других лиц, касса-ционная инстанция выносит определение, в котором ука-зывается место и время рассмотрения дела. Определение направляется лицам, участвующим в деле (ст. 182 ХПК). В отличие от ГПК, ХПК предоставляет право кассаци-онной инстанции не принять отказ (отзыв) кассационного протеста, если это противоречит законодательству или нарушает права и законные интересы других лиц. Дополнительные доказательства, представляемые в кассационную инстанцию, принимаются во внимание, ес-ли прокурор, подавший кассационный протест, обоснует невозможность их предоставления в суде первой инстан-ции по причинам, от него не зависящим. Возможность проверки законности и обоснованности судебных актов не только в кассационном, но и надзорном порядке является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В по-рядке надзора право принесения протеста на судебные ак-ты хозяйственного суда имеет ограниченный круг долж-ностных лиц органов прокуратуры: Генеральный проку-pop, прокуроры областей и приравненные к ним прокуро-ры, а также их заместители. Эти лица имеют право приос-тановить исполнение решения хозяйственного суда до рас-смотрения его надзорной инстанцией. В науке хозяйственного процессуального права одним из актуальных остается вопрос о месте, роли прокурора, его задачах в надзорном производстве, соотношении про-курорских и судебных полномочий в этой стадии процесса. К непосредственным задачам прокурорского и судеб-ного надзора можно отнести следующие: проверка закон-ности и обоснованности вступивших в законную силу су-дебных актов, принесение надзорного протеста в случае несоответствия их закону или материалам дела. В то же время методы деятельности суда и прокурора в стадии надзорного производства, положение, занимае-мое ими в процессе, различны. «Различие между судом и прокуратурой в области правосудия состоит не в наличии особых задач для каждого из этих органов, а в способах и методах достижения общей цели, присвоенных законом каждому из этих органов»1. При пересмотре судебных ак-тов в порядке надзора в деятельности должностных лиц органов прокуратуры и судов схожи только первоначаль-ные стадии: изучение жалобы, истребование дела, провер-ка законности и обоснованности судебного акта, подго-товка протеста или мотивированного ответа. В дальней-шем оценку доказательств по делу, доводов протеста дает соответствующий суд. У прокурора таких полномочий нет. Существенным для понимания прокурорского надзора при пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, является определение его в качестве процессуальной деятельности. Именно поэтому законодатель облекает и должен далее облекать действия прокурора в процессу-альную форму, устанавливая порядок, приемы и условия надзорного производства в целом, а также отдельных дей-ствий прокурора. К лицам, участвующим в деле, относятся также госу-дарственные и иные органы, предъявившие иск в интере-сах других лиц. Эти органы вправе обратиться от своего имени в хозяйственный суд только в случаях, предусмот-ренных соответствующими законодательными актами в защиту государственных и общественных интересов. По процессуальным полномочиям они приравниваются к ист-цу, за исключением права на заключение мирового согла-шения. Государственные и иные органы в предусмотренных законодательными актами случаях могут обратиться в хо-зяйственный суд с иском в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц с их согла-сия (ст. 48 ХПК). Таким образом, полномочия названных выше органов в определенной мере схожи с полномочия-ми прокурора в процессе. По своей инициативе или по хо-датайству лиц, участвующих в деле, хозяйственный суд может привлечь государственный или иной орган для да-чи заключения по делу. ХПК называет только органы, которые имеют право обратиться в хозяйственный суд в защиту прав и охраня-емых законом интересов других лиц, но не называет должностных лиц и граждан, как это предусмотрено в ГПК. В необходимых случаях хозяйственный суд может по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле, привлечь к участию в деле государственный или иной орган для дачи заключения по делу. Дела юридических лиц, а также организаций, не явля-ющихся юридическими лицами, ведут в хозяйственном су-де их органы, действующие в пределах полномочий, пре-доставленных им законодательством и (или) учредитель-ными документами, и (или) их представители (ст. 55 ХПК). Например, в соответствии со ст. 60 ГК каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не уста-новлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. Исполни-тельными органами производственного кооператива яв-ляются правление и (или) его председатель (ст. 110 ГК). Органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им ор-ганом (ст. ИЗ ГК). Полномочия руководителей юридических лиц, других организаций подтверждаются представляемыми хозяйст-венному суду документами, удостоверяющими их служеб-ное положение, или документами, удостоверяющими по-ручение соответствующих организаций на осуществление представительства по данному делу, а при необходимости -учредительными документами. От имени ликвидируемого юридического лица высту-пает уполномоченный представитель ликвидационной ко-миссии. Дела Республики Беларусь и административно-территориальных единиц Республики Беларусь ведут в хо-зяйственном суде уполномоченные в установленном зако-нодательством порядке представители государственных или иных органов и граждане. Индивидуальные предприниматели и иные граждан могут вести свои дела в хозяйственном суде лично или ч рез представителей. Под представительством в хозяйственном суде пони-мается деятельность представителя, осуществляемая от имени представляемого лица. Целями деятельности представителя являются: до-биться для представляемого наиболее благоприятного ре-шения, а также для оказания ему помощи в реализации своих прав и законных интересов, предупреждения их на-рушения в процессе и оказания содействия хозяйственно-му суду содействия в осуществлении правосудия по данно-му конкретному делу. Необходимость в представительстве может быть обус-ловлена различными причинами: отсутствие процессуальной дееспособности (например, несовершеннолетние ли-ца); желание получить квалифицированную юридичес-кую помощь адвоката или другого юриста при рассмотре-нии дела в хозяйственном суде; невозможность непосред-ственного участия юридического лица в процессе в силу требований законодательства (например, полное товари-щество). Представительство возможно по всем категориям дел, рассматриваемых хозяйственными судами, и на всех ста-диях хозяйственного процесса. Представителем может быть любой гражданин, имею-щий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в хозяйственном суде (ст. 56 ХПК). Ни юри-дические лица, ни их обособленные подразделения не мо-гут выступать представителем в хозяйственном процессе. В ХПК ужесточены требования к подтверждению полномочий представителя. Представители допускаются хозяйственным судом к участию в деле только при нали-чии соответствующих полномочий. Полномочия предста-вителя должны быть выражены в доверенности. Доверен-ность может быть выдана на совершение отдельных про-цессуальных действий, ведение конкретного дела или не-скольких дел, а также на защиту интересов представляе-мых по любому делу в течение определенного срока. По-мимо нотариального удостоверения доверенности, преду-смотрены иные органы и должностные лица, имеющие право удостоверить доверенность (ст. 57 ХПК). В ч. 2 ст. 58 ХПК приведен исчерпывающий перечень действий пред-ставителя, на совершение которых требуется специальная оговорка в доверенности (подписание искового заявления, отказа от иска или его признание, обжалование судебного акта и др.). Предусмотрен в ХПК и круг лиц, которые не могут быть представителями в хозяйственном суде (ст. 59). Участие в хозяйственном процессе представителя не исключает участия в деле органа юридического лица или индивидуального предпринимателя. Они могут участво-вать в процессе совместно с представителем. Помимо лиц, имеющих непосредственный (стороны, третьи лица, заявители и иные заинтересованные лица) или иной (государственный, общественный - прокурор, государственные и иные органы) интерес в исходе дела, в хозяйственном процессе участвуют также лица, не имею-щие интереса в исходе дела. Однако они способствуют ус-тановлению истины судом и таким образом способствуют реализации права граждан и юридических лиц на судеб-ную защиту. К лицам, которые называются иными участ-никами процесса, отнесены свидетель, эксперт, перевод-чик, специалист, представитель (ст. 49 ХПК). В ХПК содержатся соответствующие правовые нор-мы относительно прав и обязанностей: свидетеля (ст. 50, 51), эксперта и специалиста (ст. 52), переводчика (ст. 53), представителей (гл. 6), понятого (ст. 54). Хозяйственный суд вправе вызвать специалиста, если использование его познаний необходимо для обеспечения эффективного осмотра или иного процессуального дейст-вия. В качестве специалиста в хозяйственном суде может выступить лицо, обладающее познаниями эксперта. В качестве понятых, согласно ХПК, приглашаются не заинтересованные в исходе дела лица (в количестве не ме-нее двух) для удостоверения хода и результатов процессу-альных действий в случаях, предусмотренных Процессу-альным кодексом. Свидетели, специалисты и эксперты обязаны в судеб-ном заседании принести присягу, подтверждающую пони-мание ими значения даваемых показаний и наличие ответ-ственности (ст. 50). В отношении свидетельских показаний необходимо подчеркнуть следующее: не признаются в качестве доказательств сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источ-ник своей осведомленности; свидетелями в хозяйственном процессе не могут быть представители по гражданскому и хозяйственному де-лу и лица, выполняющие обязанности защитника по уго-ловному делу, - в отношении фактов, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей представи-теля или защитника; священнослужители - о фактах, сведения о которых они получили во время исповеди; лица, которые в силу физических или психических не-достатков не способны правильно воспринимать факты или воспроизводить сведения о фактах; иные лица в случаях, предусмотренных законодатель-ными актами (ст. 51 ХПК). Указанный перечень не является исчерпывающим. Представляется, что свидетелями не могут быть также ли-ца, участвующие в деле, и их представители. В противном случае возможны неустранимые противоречия. В качест-ве свидетеля не могут быть допрошены также судья, пере-водчик и эксперт, поскольку у них иное правовое положе-ние в данном процессе. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). 2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года. 3. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000. 4. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982. 5. Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995. 6. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с. 7. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.
Страницы: 1, 2
|