на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Профилактика преступлений органами прокуратуры

Профилактика преступлений органами прокуратуры

17

Профилактика преступлений органами прокуратуры

Введение

Предупреждение преступлений органами прокуратуры, как и любая другая целенаправленная деятельность, воздействует на определенные объекты, подвергая их изменениям, подчиненным целям недопущения преступлений. И естественно, что в соответствии с таким целеполаганием одним из объектов этой деятельности является преступность как совокупность преступлений. В случаях, когда преступление удается предупредить, не допустить, преступность подвергается благоприятным для общества (граждан, государства) изменениям, а именно - уменьшению, снижению уровня, сокращению на то число преступлений, которые могли быть совершены, но не состоялись благодаря предупредительным мерам.

Возможный вред общественным отношениям, благам и ценностям, охраняемым уголовным законом, если сработал механизм криминологического предупреждения, не наступает. Объекты, которые могли понести ущерб от преступления, сохраняются в неприкосновенности и целостности, продолжают нормальную жизнедеятельность: угроза убийством не реализуется и потенциальная жертва не подвергается посягательству; имущество, которое могло быть украдено, остается у законного собственника; нарушения интересов государственной службы удается не допустить путем предотвращения дачи-получения взятки и т.д.

Объекты профилактической защиты

Поскольку последствия преступности являются одной из ее имманентных характеристик (показателей), воздействие на преступность представляет собой одновременно и воздействие на ее последствия. И это дает основания для выделения в качестве относительно самостоятельного объекта предупредительной деятельности общественных отношений, благ и ценностей, охраняемых уголовным (применительно к преступлениям) либо иным законом (когда речь идет о связанных с преступностью правонарушениях некриминального свойства). В данном контексте речь идет об объектах профилактической защиты, с которыми связывается достижение не промежуточных, а более отдаленных, окончательных целей предупреждения преступлений.

Необходимо отметить, что указанные объекты не специфичны для деятельности по предупреждению преступлений. В частности, воздействие на них осуществляется и на так называемом наказательном направлении борьбы с преступностью - путем применения уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических и иных средств и методов.

Непосредственным и специфичным для превентивного направления противодействия преступности объектом являются ее причины, условия, иные детерминанты, результатом действия которых еще не стало совершение уголовно наказуемых деяний. Именно воздействием на такие причины, условия, иные детерминанты преступности определяются последовательно упреждающий характер, специфическое содержание и формы превентивного (в отличие от «наказательного») противодействия преступности.

В качестве объектов криминологического предупреждения рассматриваются также лица (индивиды), в том числе правонарушители. Как правильно отмечает в этой связи Г.Г. Смирнов, «признание определенных категорий лиц объектами предупреждения преступлений не означает какого-либо ущемления их статуса и ни в коей мере не умаляет их достоинства. Объект в данном случае не есть нечто вещественное, материальное, бессловесное и бесправное. Некоторые лица, подвергающиеся индивидуальному предупредительному воздействию в связи с их противоправным поведением... могут подвергаться определенным правовым ограничениям, но строго в рамках закона. При этом они остаются полноценными субъектами гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений».

Наряду с правонарушителями, подвергающимися предупредительному воздействию, к объектам криминологического предупреждения относятся иные категории лиц: потенциальные и реальные жертвы преступлений, а также лица, в чьем поведении при исполнении ими разнообразных социальных ролей проявляются, находят выражение различные причины, условия, иные детерминанты преступлений.

Уточним, наконец, что высказанное в криминологической литературе мнение, что «объектом криминологической профилактики могут быть также некоторые конкретные жизненные ситуации», не следует понимать в том смысле, будто речь идет о дополнительном, наряду с рассмотренными, самостоятельном виде (классе) объектов предупредительной деятельности. Криминогенные ситуации в данном контексте охватываются понятием причин и условий (объективных, внешних, а не субъективных, внутренних), являющихся основным объектом превентивного противодействия преступности.

Превентивные функции прокуратуры

Прокуратура, как субъект предупреждения преступлений, в той или иной мере воздействует на все указанные виды объектов. При этом наиболее масштабным и значимым, главным и определяющим является воздействие на причины и условия преступности, что согласуется с изложенными выше положениями о том, что предупредительная деятельность органов прокуратуры осуществляется в основном в виде криминологической профилактики и лишь частично - в ограниченных пределах - в виде предотвращения замышляемых и подготавливаемых и пресечения начатых преступлений.

Воздействие органов прокуратуры на причинный комплекс преступности, включающий по различным оценкам от 250 до 400 различных по природе факторов (экономических, социальных, политических, идеологических и многих других), имеет свои пределы, очерченные статусом, функциями этих органов. Применительно к основной функции органов прокуратуры - надзору за исполнением законов - эти пределы ограничиваются компетенцией прокуратуры по выявлению и устранению нарушений законности. Иными словами, прокуроры, надзирающие за исполнением законов, выявляют и реагируют с использованием прокурорско-надзорных полномочий лишь на такие причины, условия, иные детерминанты преступности, которые могут быть расценены как нарушения законов. Например, в ситуациях предупреждения преступлений несовершеннолетних - на нарушения их прав и законных интересов, а не просто педагогически безграмотную воспитательную работу или плохую организацию досуга подростков. Исключение составляют случаи реагирования в рамках надзорной деятельности на сведения о готовящихся противоправных деяниях, т.е. еще не состоявшихся нарушениях закона, когда в соответствии со ст. 25 Закона о прокуратуре в целях предупреждения правонарушений, в том числе и возможных преступлений, объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона.

Что касается других функций прокуратуры, то ее предупредительная деятельность может в той или иной мере охватывать без указанных ограничений практически любые виды (классы) причин, условий, иных детерминант преступности, не обязательно имеющих «окраску» нарушений закона. Так, в процессе координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокурор инициирует совместные целевые мероприятия по изучению, выявлению и устранению криминогенных факторов (в том числе экономического, социального, организационно-управленческого, технического и иного характера) безотносительно к тому, имеют они форму нарушений закона или нет. То же самое может иметь место в ходе расследования уголовных дел, подследственных органам прокуратуры, в процессе руководства уголовным преследованием, осуществляемого прокурором, при участии прокуратуры в правотворческой деятельности. Во всех этих случаях единственным ограничителем деятельности прокуратуры по воздействию на причинный комплекс преступности остается ее соответствие функциональному предназначению прокурорской системы, ее задачам, предусмотренным законом направлениям деятельности, компетенции, полномочиям.

Что касается личности (индивидов) как объекта предупреждения преступлений, то здесь специфические для органов прокуратуры моменты связаны с ролевым статусом лиц, подвергающихся предупредительным воздействиям. Как известно, в настоящее время прокуратура не осуществляет надзор за исполнением законов гражданами. В сфере ее надзорной деятельности деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, руководителей и членов органов управления коммерческих и некоммерческих организаций. И в случаях, когда прокурорские полномочия используются для устранения допускаемых ими нарушений закона, причинно, по связи состояний, иным образом связанных с преступностью (например, административных, финансовых, других правонарушений, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния), эти категории субъектов правомерно рассматривать в качестве объектов предупреждения преступлений. В данном контексте особо следует выделить категорию должностных лиц правоохранительных органов, обязанных в силу требований закона заниматься предупреждением преступлений. Прокуратура реагирует как на факты неисполнения ими данной правовой обязанности путем бездействия (например, на то, что лица, от которых можно ожидать совершения преступлений либо их рецидива, не ставятся на учет в органах внутренних дел, профилактическая работа с ними не проводится), так и на нарушения прав и законных интересов лиц, подвергающихся профилактическому воздействию (например, применение к ним ограничений, не предусмотренных законом). В этом смысле можно утверждать, что не прямо и не непосредственно, а косвенно и опосредованно надзорная деятельность прокуратуры охватывает и такой объект криминологического предупреждения, как граждане, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений. Укажем в этой связи, что на профилактическом учете только органов внутренних дел за последнее время ежегодно состоит более 3 млн. лиц.

Коснувшись данного вопроса, нельзя не отметить существенного пробела, возникшего в законодательстве в связи с отменой после принятия нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. С этого времени наиболее рецидивоопасные категории освобожденных с крайне неблагоприятным криминологическим прогнозом оказались вне сферы правового контроля, который ранее, как известно, осуществлялся не без участия органов прокуратуры. И следует поддержать предложение о восполнении данного пробела - принять федеральный закон по данному вопросу, соответствующий современным требованиям. В рамках настоящей работы представляется необходимым особо подчеркнуть следующее: имеющиеся законопроекты предусматривают, что контроль за освобожденными, чье поведение чревато угрозой уголовного рецидива, как по инициативе администрации исправительных учреждений, так и по представлениям милиции (органов внутренних дел), должен устанавливаться судом с согласия прокурора. Мы поддерживаем такое решение вопроса, считая, что это усилит роль органов прокуратуры в предупреждении преступлений.

Свою деятельность по воздействию на рассмотренные объекты прокуратура, как и другие субъекты предупреждения преступлений, осуществляет в соответствии с определенными принципами, под которыми понимаются основополагающие идеи, исходные положения, определяющие направленность и суть, содержание и формы криминологического предупреждения.

Классификация принципов превенции

Их можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, это общие принципы, присущие всей деятельности по предупреждению преступлений независимо от того, какие субъекты ее осуществляют. Они достаточно подробно исследованы в криминологической литературе последних лет, и это дает нам возможность ограничиться их перечислением. На наш взгляд, наиболее полный перечень общих принципов предупреждения преступлений дан Г.Г. Смирновым, который относит к ним: последовательно упреждающий характер, социально-экономическую и политическую обоснованность, законность, справедливость и гуманизм, демократизм, примат (приоритет) мер убеждения, социальной поддержки и помощи над мерами принуждения, комплексный подход и научность (научную обоснованность).

Во-вторых, поскольку предупреждение преступлений представляет собой составную часть (одну из сторон) сложной и многогранной деятельности прокуратуры, на него распространяются принципы, установленные для организации и деятельности органов прокуратуры в целом. Это единство и централизация прокурорской системы, независимость и внепартийность, гласность. Данные принципы накладывают весьма существенный отпечаток на предупредительную деятельность прокуратуры, во многом определяют ее специфику в сравнении с тем, что делают в сфере превентивного противодействия преступности иные субъекты. Исходя из принципа единства системы, прокуроры всех уровней (от Генерального до районного) обладают, за редкими исключениями, оговоренными в законе, одинаковыми полномочиями по выявлению криминогенных факторов (проводить проверки, требовать проведения ревизий, беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к документам и т.д.) и используют одни и те же акты реагирования на них (протесты, представления, постановления, обращения в суд и т.д.).

Большое антикриминогенное значение имеют постоянно проводимые в централизованном порядке - по планам Генеральной прокуратуры РФ - прокурорские проверки исполнения самых разнообразных законов. Они предусматриваются в планах Генеральной прокуратуры РФ на каждое полугодие. Для примера приведем проверки, которые предусматривались на второе полугодие 2004 г.: исполнение законодательства о рынке ценных бумаг и антимонопольного законодательства, о государственном регулировании финансового рынка (с направлением заданий прокурорам 42 субъектов РФ); исполнение законодательства о труде (с направлением заданий 55 прокурорам субъектов РФ); исполнение законодательства, регулирующего физическую защиту атомных электростанций и других режимных объектов особой важности (с направлением заданий всем военным прокурорам окружного звена, 18 прокурорам субъектов РФ и 2 руководителям специализированных прокуратур); исполнение в органах внутренних дел законодательства, направленного на предупреждение повторных преступлений (с направлением заданий 38 прокуроров субъектов РФ). Содержание проверяемых вопросов, характер заданий таковы, что в ходе проверок устанавливались обстоятельства, значимые в первом случае для предупреждения экономических, коррупционных и иных должностных преступлений; во втором - преступлений, посягающих на конституционные права граждан в сфере труда; в третьем - террористических нападений на режимные объекты; в четвертом - рецидивных преступлений.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.