на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Прогрессивные системы исполнения уголовных наказаний
p align="left">- о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления,

- о роли несовершеннолетнего осужденного в его совершении, о прошлой преступной деятельности, данные, характеризующие поведение осужденного до ареста в быту, на производстве, и т.д. постановление следователем таких сведений путем направления письменной информации, консультирования персонала воспитательной колонии создают предпосылки для эффективной воспитательной работы с осужденным. Такая форма взаимодействия с органами расследования применима по отношению к взрослым преступникам и для других исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и уголовно-исполнительных инспекций.

В исправительных учреждениях, арестных домах, исправительных и в дисциплинарных воинских частях могут отбывать наказание:

- сокрывшие от органов расследования и суда другие совершенные преступления.

Выявление их - важная задача как органов расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе указанной задачи, например, в местах лишения свободы возникла

форма их взаимодействия, как работа среди осужденных показаний их к добровольной явке с повинной.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказание судами. Тесно взаимодействуют в своей деятельности суды, и органы, исполняющие наказания. Специфика такой работы обуславливается особой ролью судов, не только применяющих или освобождающих от него, но и осуществляющих на основе ст. 20 УИК судебный контроль за деятельностью учреждений и иных органов, на которые возложено исполнение приговоров.

Суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимых, предпосылки для организации с ними последующей воспитательной работы, судопроизводство способствует воспитанию граждан, в духе неуклонного исполнения законов РФ и уважения прав и свобод человека и гражданина. Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников и тем самым способствует восстановлению социальной личности, но и имеет своей целью их исправление.

Эффективность исполнения наказания непосредственно зависит от справедливости вынесенного приговора. Если правильное применение начала назначения наказания, закрепленные в ст. 60 УК, указание справедливо, соразмерно и соответствует характеру опасности совершенного преступления и личности виновного оно будет способствовать исправлению преступника, изучая наказание в виде лишения свободы, суд не ограничивается по его размером. Он одновременно определяет вид исправительного учреждения и вид режима колонии, где должен отбывать наказание осужденный. Следовательно, индивидуализируя наказание суд создает необходимые предпосылки и для индивидуализации его исполнения в местах лишения свободы.

Кроме того, назначая осужденному определенный вид исправительного учреждения (содержание в тюрьме или колонии) и устанавливая вид исправительной колонии (общий, строгий и особый режим, колонии-поселения), суд осуществляет дифференцированный подход к различным категориям осужденных, предопределяет правовые рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного воздействия, а также особенности исправительного воздействия на осужденного.

Нормы уголовно-процессуального законодательства обязывают суд выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления. Рассматривая дела по обвинению лиц, отбывающих наказание, суд может установить нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению ими новых преступлений (например, слабый контроль за осужденными в процессе отбывания наказания, плохая организация труда и быта осужденных, злоупотребления персонала и др.). В этих случаях суд вправе вынести частное определение или постановление в адрес руководителей учреждений и органов, исполняющих наказание, или вышестоящих органов управления ими необходимости принятия мер к устранению причин, порождающих преступления (ч. 4 ст. 29 УПК).

Суд также может содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в устранении недостатков их работы при рассмотрении уголовных дел по обвинению в новых преступлениях лиц, освобожденных от наказания. В процессе судебного разбирательства и нередко вскрываются такие факты, как необоснованное представление к условно-досрочному освобождению осужденных, которые в процессе отбывания наказания характеризовались отрицательно, и ряд других причин и условий, способствующих совершению освобожденными иных преступлений. Вскрывая их в процессе судебного разбирательства, суд может частным определением или постановлением, адресованным руководителям учреждений и органов, исполняющий наказания, способствовать устранению этих недостатков.

Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предполагает тесное взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами государственной власти и органами местного самоуправления указанных выше территорий. Такое взаимодействие имеет законодательную основу. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УИК определяет основные направления взаимодействия данных органов. Прежде всего следует указать на взаимодействие по оказанию материальной и иной помощи исправительным учреждениям.

Для этого довольно широко распространено беспроцентное кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной социальной помощи. Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления освободили исправительные учреждения от платы республиканских, краевых и областных и местных органов, установили пониженную ставку оплаты за землю, водоснабжение, электроэнергию и т.д. Указанные финансовые льготы существенно облегчают положение предприятий исправительных учреждений, являющихся в значительной степени экономически убыточными, что позволяют привести материальное положение осужденных в соответствие с требованиями международно-правовых стандартов и уголовно-исполнительного законодательства. Органы государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления активно взаимодействуют с исправительными учреждениями в деле реализации гарантий правовой и социальной защиты их персонала.

Законодательством предусмотрены определенные финансовые преимущества сотрудникам исправительных учреждений, льготы в обеспечении жильем, детскими садами, телефонной связью и т.п. Реализация в условиях конкретных регионов дислокации исправительных учреждений осуществляется при непосредственной помощи региональных органов власти и органов местного самоуправления. В этом же аспекте важно взаимодействие по вопросу комплектования квалифицированными кадрами персонала исправительных учреждений. Уголовно- исполнительным законодательством предусматривается взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с учреждениями и органами, исполняющими наказание в деле обеспечения правопорядка в местах дислокации расположения учреждений. Так, органы местного самоуправления определяют границы территорий, прилегающих к исправительным учреждениям, и устанавливают режимные требования на этих территориях. В числе таких режимных требований может быть временное ограничение или запрещение движения граждан транспортных средств, их обыск и досмотр и т.п. К некоторым осужденным для обеспечения производственной деятельности и хозяйственных нужд исправительного учреждения предоставляется право передвижения за пределами колонии без сопровождения. Границы такого передвижения согласовываются руководителями исправительного учреждения с органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 96 УИК).

Важное значение имеет взаимодействие с органами государств ной власти и управления, органами местного самоуправления в и ведении воспитательной работы с осужденными. Формы такого взаимодействия довольно разнообразны:

- создание и улучшение базы воспитательной работы (комплектование библиотек);

- ремонт клубов, киноаппаратуры, видео- и телевизионной техники т.д.),

- участие в проводимых воспитательных мероприятиях, привлечение для этих же целей государственных и иных организаций республики, края, области, города или района. Так, органы местного самоуправления обязаны содействовать в трудовом и бытовом устройстве осужденных к ограничению свободы (ч. 3 ст. 47 УИК), воспитательной работы с осужденными военнослужащим дисциплинарных воинских частях (ч. 3 ст. 165 УИК).

В числе таких форм взаимодействия особо следует выделить закрепление результатов исправительного воздействия на осужденных и направленные на предупреждение новых преступлений, рецидив со стороны освобождаемых от отбывания наказания. Важность тесного взаимодействия в этом направлении деятельности объясняется низкой эффективностью работы учреждений и органов, исполняющих наказания. В результате от наказания освобождаются не исправившиеся, с твердой установкой на продолжение преступной деятельности и осужденные, за поведением которых необходим контроль, либо осужденные без достаточной подготовки к жизни на свободе.

Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, и милиции направлено на решение двух задач.

Первая - обеспечение правопорядка во время отбывания наказания, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений осужденных, совершаемых во время отбывания наказания. Для решения этой задачи, например, при исполнении лишения свободы оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также уполномоченными на то органами (включая оперативные аппараты милиции) проводится oперативно-розыскная работа (ч. 2 ст. 84 УИК). Она направлена на обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, иных лиц;

- выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, розыск бежавших и уклоняющихся от отбывания наказания осужденных и т.д.

Вторая задача -- это профилактика и предотвращение преступлений освобожденных от наказания, в первую очередь лиц, судимых

о тяжкие и тяжкие преступления, а также тех освобожденных, которые в период отбывания наказания зарекомендовали себя с отрицательной стороны.

- о взаимодействии указанных органов можно условно выделить три этапа.

Первый -- подготовительный -- начинается не позднее, чем за два месяца до истечения срока ареста, шести месяцев до освобождения от ограничения или лишения свободы.

Формой взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказание, и милиции на данном этапе является проведение с осужденными, подлежащими освобождению, бесед об условиях и правилах после освобождения, месте будущего проживания и работы. Такие беседы содействуют более ответственному отношению со стороны осужденных к акту освобождения, к своим гражданским правам и обязанностям. В этот же период происходит информирование внутренних дел, органов местного самоуправления и федеральной службы занятости о предстоящем освобождении осужденного, наличии у него жилья, его трудоспособности (ч. 1 ст. 180 УИК). Второй этап взаимодействия -- полное информирование учреждений и органов, исполняющих наказание, и милиции об освобожденных и принятие совместных мер по предупреждению с их стороны новых преступлений. Например, информация администрации исправительных учреждений содержит наряду с общими сведениями, характеризующими личность освобожденного, его связи с преступными элементами, наказания, если они были установлены в процессе отбывания наказания и другие данные, могущие представлять интерес для милиции, повторные преступления. Таким образом, тесное взаимодействие администрации мест лишения свободы и иных органов, исполняющих наказания, с милицией по закреплению результатов исправительного воздействия служит предпосылкой предупреждения новых преступлений со стороны освобожденных от отбывания наказания.

Нормы взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания, не исчерпываются приведенными выше. Кроме того, направления и формы взаимодействия не исчисляются чем-то, постоянным, они изменяются, совершенствуются отмирают под воздействием динамично развивающихся социально-экономических, политических, духовных и иных условий общества. Несомненно только то, что достижение целей, поставленных перед уголовным наказанием, невозможно без взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания, другими институтами государства и общества в целом.

3. Социально-правовая защита персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, выполняет работу большого общественного значения -- исполнение наказания. Эта работа связана с постоянной тратой душевных и физических сил: стрессами, перегрузками, эмоциональным напряжением. Иногда она протекает в экстремальных условиях групповых неповиновений осужденных, массовых беспорядков. Следует отметить повышенную угрозу жизни и здоровью персонала вследствие проявления агрессивных устремлений осужденных. Все это обусловливает необходимость дополнительных мер по повышению заинтересованности работы с осужденными. В Минимальных стандартных правилах обращения с осужденными указывается, что, принимая во внимание исключительно трудные условия данной работы, персоналу следует обеспечивать соответствующие льготы и условия руда. Их заработная плата должна устанавливаться с таким расчетом, чтобы привлекать и удерживать на этой работе способных заниматься ею мужчин и женщин.

Учитывая указанные обстоятельства, законодательством Российской Федерации установлена повышенная социально-правовая защита персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Такая защита осуществляется в двух формах.

Первая -- это представление правовых гарантий неприкосновенности персонала и членов их семей. Вторая -- установление целого ряда социальных льгот персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания.

Рассмотрим их по порядку.

В уголовно-исполнительном законодательстве устанавливается то, что работники учреждений и органов, исполняющих наказания, а также члены их семей находятся под защитой государства. Но вполне обоснованно, так как персонал выполняет социально значимую государственную функцию. Конкретное выражение данная защита находит в обязательстве государства обеспечить неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала. Для этой существует система правовых, организационных, тактических и иных средств обеспечения безопасности персонала, особенно перонала исправительных учреждений. Здесь же необходимо указать на то, что правовая защита персонала по смыслу закона включает в себя гарантии выполнения осужденными, другими гражданами и должностными лицами, законных требований персонала. Для этого уголовно-исполнительным законодательством установлено, что осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, является по вызову администрации и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора (ч. 3, 5 ст. 11 УИК). Кроме того, и ст. 32 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» говорится, что действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут ответственность в установленном законом порядке. В качестве примера можно привести ответственность граждан за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях.

Социальные льготы, предоставляемые персоналу, довольно разнообразны. Они дифференцируются в зависимости от должности, вида учреждения, исполняющего наказание, его местонахождения, принадлежности персонала к аттестованному или вольнонаемному составу уголовно-исполнительной системы и других оснований. Наибольшим числом социальных льгот в силу особой трудоемкости своей работы пользуются пенитенциарные работники, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Какие же конкретно меры социальной защиты установлены для персонала учреждений и органов, исполняющих наказание? Прежде всего это льготы материального характера. Сотрудники персонала на основе действующего законодательства получают повышенную заработную плату:

- она включает в себя оклад по занимаемой штатной должности,

- оклад по присвоенному специальному званию, просчитывают надбавку за выслугу лет на воинской и иных видах государственной службы, а также стоимость продовольственного пайка. Сотрудникам персонала выплачивается ежемесячная надбавка за «сложность, напряженность и специальный режим службы в размере от оклада по занимаемой должности.

Кроме того, всем работникам исправительных учреждений с учетом учреждения, характера и сложности выполняемой работы устанавливаются процентные надбавки к должностным окладам от 15%. Наибольшие процентные надбавки определены для работающих учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности как правило, лесные исправительные учреждения), исправительные учреждения для содержания и лечения осужденных с инфекционными заболеваниями, для содержания осужденных к пожизненному исполнению свободы и др.

Для всех исправительных учреждений установлена предельная допустимость (лимит) осужденных, которые могут в них содержаться, изменение лимита создает сложности в работе персонала. Поэтому в законодательстве установлено, что в случае увеличения численности доступных сверх лимита должностной оклад работников исправных учреждений увеличивается в размере 1% за каждый процент. Персонал исправительных учреждений имеет льготы в области охраны здоровья. Прежде всего это удлиненный отпуск он может достигать 60 календарных дней), во время которого сотрудники персонала могут восстановить свою профессиональную работоспособность.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечивают и дают право на бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных медицинских учреждениях других учреждениях государственного здравоохранения и не зависит от их принадлежности. Они обладают правом на курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах. При этом им выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а членам семьи -- 50% стоимости путевки.

Сотрудники персонала подлежат государственному личному и социальному страхованию за счет государства. Аналогичное право имеют рабочие и служащие исправительных учреждений.

Довольно обширный перечень льгот определен действующим законодательством в жилищно-бытовой сфере.

Так, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что сотрудники исправительных учреждений имеют право на получение жилплощади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемыми местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам. До предоставления жилой площади в установленный срок они обеспечиваются общежитием либо им выписывается денежная компенсация за наем (поднаем) временного жилого помещения. Кроме того, настоящим Законом исправительным учреждениям разрешено иметь ведомственный жилой фонд, квартир, которого предоставляются по правилам, установленным Минюст России.

При невозможности предоставить этим лицам жилые помещения в установленный законом трехмесячный срок местные органы власти обязаны временно разместить сотрудников персонала, уволенных с уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей либо оплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения. С согласия сотрудников персонала, уволенных из уголовно-исполнительной системы, им могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья.

Обеспеченность жилыми помещениями -- основной, но не единственный показатель социально-бытовой обустроенности персонала. Важными условиями эффективной работы персонала служит наличие и других социально-бытовых благ. Некоторые из них не только создают определенные бытовые условия, но и непосредственно способствую наполнению возложенных на сотрудников персонала обязанности например:

- право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения,

- прио6ретение вне очереди билетов на все виды транспорта и размещение гостинице по командировочному удостоверению,

- установку кватирных телефонов в течение года со дня подачи заявления. Друиe льготы освобождают сотрудников от необходимости постоянного отвлечения своих сил на решение бытовых вопросов, позволяющих сосредоточиться на своей трудовой деятельности, создают положительный эмоциональный настрой сотрудников, тем самым повышают престиж их нелегкой службы.

Морально-психологический настрой пенитенциарных работников успешное решение стоящих перед ними задач во многом определяется их жизненными перспективами.

Заключение

Для всех исправительных учреждений установлена предельная допустимость (лимит) осужденных, которые могут в них содержаться, изменение лимита создает сложности в работе персонала. Поэтому в законодательстве установлено, что в случае увеличения численности доступных сверх лимита должностной оклад работников исправных учреждений увеличивается в размере 1% за каждый процент. Персонал исправительных учреждений имеет льготы в области охраны здоровья. Прежде всего это удлиненный отпуск он может достигать 60 календарных дней), во время которого сотрудники персонала могут восстановить свою профессиональную работоспособность.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечивают и дают право на бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных медицинских учреждениях других учреждениях государственного здравоохранения и не зависит от их принадлежности. Они обладают правом на курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах. При этом им выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а членам семьи -- 50% стоимости путевки.

Сотрудники персонала подлежат государственному личному и социальному страхованию за счет государства. Аналогичное право имеют рабочие и служащие исправительных учреждений.

Список литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник - СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.