на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Прогресс в праве России
p align="left">Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

1.2 Россия в надежде на пути к прогрессу, правовая оценка

Реформы, начавшиеся во второй половине 1980-х годов в России (вот уже более полувека выступавшей в облике "Советского Союза"), породили великие надежды. Надежды на избавление от пороков и ужасов прошлого, на демократию, процветание, благополучие человека.

Суть и направление этих реформ (объявленных сначала "совершенствованием социализма", потом "перестройкой" и наконец, с 1992 года, -- "кардинальными либеральными преобразованиями") определились не сразу. В настоящее время они
р оптимальном варианте вырисовываются следующим образом. Во-первых, это такое общественное развитие, которое порывает с коммунизмом -- с идеологизированной, тотально огосударствленной командно-распределительной организацией общества, с тиранической властью и господством партгосноменклатуры. И, во-вторых, формирование свободного общества, в котором утверждаются демократия и свободная, основанная на конкуренции рыночная экономика, обеспечивающая устойчивое и восходящее экономическое и социальное развитие общества, его модернизацию, благополучие каждого человека. Алексеев С.С. Философия права. - СПб.: Питер, 2002.

Сегодня, по прошествии более чем пятилетнего срока с начала объявленных кардинальных либеральных преобразований, если исходить из официальных оценок и мнений многих западных специалистов, Россия значительно продвинулась по пути демократических и рыночных реформ и ныне по своей основе представляет собой демократическое общество со все более утверждающейся рыночной экономикой.

Итоги проведенных (на данный момент) реформ противоречивы, они характеризуются последствиями двоякого рода.

Последствия первого рода, наступившие в результате всего комплекса преобразовательных процессов (в том числе осуществленные в первые годы перемен), действительно ознаменовали разрыв по ряду важных направлений с коммунизмом и появление реальных предпосылок и элементов демократического развития.

Эти последствия затрагивают сферу гласности, институты представительной демократии, свободных выборов, потребительского рынка, ряд элементов рыночной инфраструктуры, рыночных механизмов. Сложился, пусть и не очень значительный, сектор свободного мелкого и среднего предпринимательства, участники которого настроены на конкурентную состязательность, производственный риск, вложение собственных доходов в производство. Этот сектор имеет опору в формирующемся среднем классе, в либеральных слоях интеллигенции, рабочего класса. Утвердились некоторые важные элементы банковско-финансовой инфраструктуры рыночного типа. Стала изменяться общая экономико-моральная атмосфера в обществе: центр тяжести экономической жизни начал перемещаться на собственное дело, его доходность, прибыль, денежный эффект.

В целом же, однако, указанные кардинальные акции, начало которым было положено в 1992 году "размораживанием", освобождением цен, раздачей части госимущества всем гражданам по ваучерам "на равных", сплошным акционированием государственных предприятий, породили иные доминирующие тенденции и дали с этой точки зрения противоречивые результаты, по ряду пунктов -- весьма отличные от намеченных и ожидаемых либеральных идеалов.

Это и есть последствия второго рода. И хотя их значимости и влиянию на будущее общества еще нельзя дать окончательную оценку (они существуют и проявляются в противоречивой обстановке, с разноплановыми тенденциями развития), все же о некоторых негативных и тревожных фактах можно, пожалуй, говорить с высокой степенью определенности.

Прежде всего, несмотря на все ожидания, не состоялось главного в демократических преобразованиях -- полного разрыва с системой коммунизма и формирования свободного демократического общества с утвердившимися институтами либеральной демократии.

Утверждающийся в России правовой прогресс развивался со стремительной силой. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Юрист, -2002.

К сожалению, ныне лишь отдельные результаты прошедшей в России приватизации отвечают такого рода отношению к собственности и к труду, сориентированы в области мелкого и среднего бизнеса на собственников-товаропроизводителей. И потому только они, даже в современной обстановке, дают ощутимые экономические результаты, не уступающие по результативности государственно-привилегированным "экспортным" отраслям, основанным на эксплуатации природных ресурсов, грязном производстве и дешевой рабочей силе.

Второй основополагающий момент, касающийся восстановления логики реформ, отвечающей ценностям либерализма, имеет непосредственное отношение к основному содержанию данной работы -- к праву.

Предмет наших сегодняшних забот -- социальная деятельность государства, в том числе опыт социальных программ, осуществляемых в западных странах сообразно либеральным (неолиберальным) идеалам, достоин внимания-. Но именно этот опыт свидетельствует о крупных, фундаментальных вещах, об этом свидетельствует и правовой прогресс в России. Не только о том, что осуществление этих программ было бы совершенно немыслимым делом при отсутствии значительных ресурсов, находящихся в распоряжении всего общества, тем более при экономическом развале, хаосе, возрастающей бедности всего общества.

Глава 2. Прогресс права в теории государства и права. Правовая инициатива - мощный фактор прогресса

Роль инициативы, возможности ее использования исследовались ранее но, как представляется, недостаточно. Инициатива субъекта является ответом на потребности общественного развития: она выражает необходимость разрешения противоречий, без преодоления которых тормозится прогрессивное развитие общества.

Инициатива - это почин, носящий общественно значимый характер. Бесспорно, удовлетворение интереса каждого индивида, группы важно для развития общества. Инициатива же есть нечто большее, чем действие, реализующее интерес индивида или отдельной группы. В инициативном действии всегда на первом месте общий интерес. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Юрист, -2002.

Категория инициативы обозначает конкретный акт проявления активности личности, поступок, который всегда необычен, экстраординарен, по-особому мотивирован, в высшей степени позитивно активен. Инициатива явление прерывистое. Жизнь общества не может состоять из сплошного и непрерывного потока инициативы. Она - всегда заметное событие в жизни и деятельности людей.

Инициатива может быть соотнесена с обязанностями. Обязанность связана с несвободой, с ограниченностью в выборе возможного поведения. Инициатива же - это свободное волеизъявление," здесь всегда присутствует "момент творчества". Обязанность выражает исполнительскую позицию, а инициатива означает сохранение творческой позиции в процессе активной деятельности. Автор инициативы способен оценивать свои поступки существенными социально значимыми критериями; он должен обладать способностью к поиску задач, проблем, новых способов действий.

Итак, инициатива (от лат. - начало) - почин, побуждение к началу какого-нибудь дела; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость; способность к самостоятельным активным действиям, воплотившаяся в конкретный неординарный общезначимый поведенческий акт, поступок.

Социальная инициатива - "понятие, обозначающее самостоятельно предпринимаемое субъектом из собственных побуждений социальное действие с целью эффективного решения сравнительно новым способом актуальной общественно значимой задачи".

Правовая инициатива (как способ правовой жизни) состоит в том, что субъекты имеют возможность (и используют ее) своими целенаправленными творческими, правомерными действиями вызывать к жизни права и обязанности, изменять, или прекращать их, влиять на процессуальные правила их реализации.

В советской литературе различались инициативы творческая и деструктивная. Последняя понималась как предложение, имеющее объективно вредный, не творческий, а разрушительно-нигилистический характер. Таковыми считались "антисоциалистические по своей сути инициативы и действия". Такой подход не может быть признан научным. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Юрист, -2002.

Термин "инициатива" всегда означает нечто позитивное (понимаемое объективно), творческое, нацеленное на совершенствование социальной жизни. Иное не будет воспринято обществом. В условиях тоталитаризма антисоциалистические инициативы объективно были направлены на улучшение социально-политического строя и отвергались они не обществом, а правящей элитой, интерес которой совпадал с интересом общества только на словах.

Российское общество с опаской и недоверием воспринимает любые общезначимые новации.

Достаточно напомнить, насколько трудно продвигается реализация инициативы Правительства РФ об отмене натуральных льгот и замене их денежными выплатами. Приходится доказывать правоту каждой стороне. Но это ведь и замечательно. Ценность инициативы, помимо всего прочего, в том и состоит, что она порождает общественный диалог, противостоит административному произволу, признающему только за собой право на инициативные действия.

Инициатива - это процесс инициативной деятельности - творческий, самостоятельный, на основе свободного волеизъявления осуществляемый процесс осмысления, создания, выработки, внесения, обнародования и реализации каких-либо общественно значимых, полезных предложений, проектов, концепций, технических новшеств (изобретений) и т.п.

Это понятие включает все характеристики инициативы как социального процесса, протекающего на микроуровне, а затем переходящего на мезо- и макроуровень. Инициативный процесс может начинаться и сверху, но нас интересует, прежде всего, инициатива как высшее проявление правовой активности личности. Иначе говоря, речь идет не о личности как потребителе инициатив, исходящих от властных структур, а о гражданах как создателях инициатив, результатом которых и является общественный прогресс. И чем более крупная общественная задача решается, тем шире должна быть прослойка граждан, являющихся активными субъектами практических действий.

В любом случае должен быть соблюден принцип "легитимности" инициативы, т.е. она должна быть принята адресатом. Это исключает навязывание обществу инициатив, идущих "сверху". Ведь при восприятии всякого инициативного решения как навязанного "сверху" с использованием административного давления реализация любых инициатив затруднительна.

Социальная активность и социальная инициатива, имея общие черты, не тождественны.

Инициатива - высшая форма активности личности. Это добровольная, самовоспроизводящаяся активность. Подкрепление инициативы государством означает создание механизма экспертизы и реализации инициатив, но не "наталкивание" на их разработку и выдвижение. Активность могут формировать как стимулирующие, так и ограничивающие юридические средства; инициативе же способствуют только стимулирующие элементы, связанные с заинтересованностью, свободой, благоприятными условиями. Для развития инициативы от государства требуется не только устранение юридических препятствий к развитию свободы, но и доставление материальной возможности для наилучшего проявления свободы. Только тогда у людей появляется объективная основа и для осознания обязанностей, и для развития инициативности. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Юрист, -2002.

Во взаимоотношениях права и активности задействована вся система стимулов и ограничений, поскольку активность может быть как позитивной, так и негативной. Инициатива негативной не бывает, это исключительно позитивный элемент социальной жизни. В этом - основа ее ценности.

Правовая инициатива связана главным образом с правотворческой деятельностью. Все правовые инициативы реализуются через нормативные акты. И это естественно. Ведь речь идет об инициативе как форме правовой жизни личности. А правовые акты есть основная форма проявления правовой жизни. При этом неизбежен вывод о том, что комплекс норм, стимулирующих инициативное поведение в сфере права, должен обеспечивать право граждан на инициативу.

Когда в конце 80-х гг. в "Литературной газете" появилась рубрика Право на инициативу, некоторые читатели даже с юридическим образованием недоумевали: "Что сие означает?" Подобное можно услышать и сейчас. Это свидетельствует о низком уровне правосознания, побуждающего доискиваться оснований для инициативных поступков. Значительная часть граждан продолжает верить, что разрешение на критику, с которой связана любая правовая инициатива, выдается в каждом отдельном случае, подобно охотничьей лицензии.

В последнее время фиксируются случаи, когда работники органов государственной власти (особенно в регионах, в муниципальных образованиях) рассматривают критику в свой адрес чуть ли не как потрясение основ государственности, правовых устоев, стараются ее не сдерживать, не публиковать. Эти, пусть немногочисленные, случаи - тревожный симптом, явно не свидетельствующий об укреплении российской государственности.

Реализация права на инициативу в наиболее концентрированной форме выражает и позитивные изменения, и противоречия процесса демократизации, различные, порой конфликтные, проявления свободы творчества, самоуправленческих начал, дисциплины и ответственности в правовой жизни современного российского общества. Право на инициативу нуждается в глубоком осмыслении, в увязке с системой действующего законодательства, укреплении правового статуса и комплекса правовых, моральных, социальных, материальных и иных гарантий.

Глава 3. Участие России в Форуме юристов, его влияние на правовой прогресс

Международная ассоциация юристов (International Bar Association) собрала в октябре 2009 года в Мадриде крупнейшую в своей истории международную конференцию, в которой приняло участие 5 тысяч юристов из почти 150 стран мира. Центром этого события стали заседание Правления IBA и симпозиум по верховенству права, в которых активную роль на этот раз сыграли российские адвокаты. Так, резолюция, разъясняющая содержание понятия "верховенство права", забуксовала было на заседании Правления, однако выступление представителя Адвокатской палаты г. Москвы переломило ход дискуссии и привело к единогласной поддержке резолюции. А на следующий день на симпозиуме по верховенству права этот же представитель поставил вопрос о том, что нужно уделять больше внимания содержанию понятия правового государства, без чего англосаксонская доктрина верховенства права может быть не вполне понята в странах континентальной системы права, что затруднит ее применение. Было подчеркнуто, что в России, например, концепция верховенства права может восприниматься только в тесной связи с концепцией правового государства, являющейся стержневым принципом российской Конституции. Признанием данной позиции представителя Адвокатской палаты г. Москвы было обращение к нему непосредственно после заседания влиятельного лондонского журнала "Европейский адвокат" с просьбой написать статью на эту тему, а также начавшиеся еще до окончания Мадридской конференции переговоры между представителями Совета адвокатуры Англии и Уэльса и Адвокатской палаты г. Москвы о подготовке совместной позиции по сочетанию концепций правового государства и верховенства права.

Адвокатская палата г. Москвы намерена более активно обсуждать вопросы соотношения доктрин верховенства права и правового государства, а также их связи с конкретными экономическими проблемами повседневной жизни. Пригоров П.Л. Теория государства и права.- М.: Проспект, 2004.

Одним из главных различий между англосаксонской доктриной верховенства права и континентальной доктриной правового государства является базирование последней на идее верховенства писаной конституции как высшего национального закона по отношению ко всем остальным законодательным актам страны. Верховенство же права более сориентировано на судебную практику, которая компенсирует отсутствие писаной конституции (Великобритания), либо ее краткость (США), либо разрозненность конституционных актов (Австралия, Канада). Различие доктрин может приводить порой к серьезному недопониманию между юристами разных стран мира.

Около половины действующих в мире конституций приняты после 1990 г. (вспомним, что только в Европе в это время появилось 21 новое государство). Как правило, они содержат основные положения об экономических и других правах, воспринятые из международных договоров о правах человека, что сближает между собой содержание конституций современных государств. Это позволяет в XXI в. конкретизировать понятия верховенства права и правового государства, используя конституцию как закон прямого действия. Особое внимание следует обратить на начавшееся всемирное движение за практическое внедрение доктрины верховенства права.

Положение о верховенстве права является одной из важнейших характеристик правового государства. Объективно существует несовпадение понятий права и закона, что заставляет рассматривать верховенство права и верховенство закона как разные категории. При этом идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона и ориентирована на принципы справедливости, которые и определяют основу верховенства права. Эта доктрина предполагает наличие не любых законов, а законов с правовым содержанием, т.е. не нарушающих права человека и общества (правовых законов), а также связанность государственной власти соответствующими "правовыми законами", т.е. правом.

Если для юристов некоторых других стран определение понятия верховенства права может носить факультативный характер, то для российских адвокатов его освоение и введение в науку и жизнь являются важнейшей и неотложной задачей, ведь правовое государство является стержневым принципом и понятием Конституции РФ и его правильное определение, в том числе и через общепризнанное в мире понятие верховенства права, станет важнейшим вкладом российской конституционной мысли не только в развитие и становление самой России, но и в мировую систему правовых ценностей. Всемирно признанная доктрина верховенства права (Rule of Law) материализуется в России через конституционные принципы правового государства и верховенства Конституции РФ. Она включает также вопросы конституционной экономики, прежде всего в контексте удовлетворения экономических и социальных прав личности путем взаимозависимости между уровнем развития демократии и благосостоянием страны, между верховенством права (правовым государством) и благополучием его отдельных граждан. В Американской ассоциации юристов в поисках ответа на эти вопросы в 2007 г. собрали рабочую группу под руководством двух нобелевских лауреатов по экономике.

Консенсуса экспертов при ответах на эти вопросы не ожидается, целью является сама их постановка, чтобы выяснить возможности современной науки ответить на них. Работа над ответами на поставленные вопросы может стать магистральным направлением конституционного права и конституционной экономики на ближайшие десятилетия и отражает новые научные тенденции XXI в. После почти двух лет исследований именитые Нобелевские лауреаты по экономике в рамках рабочей группы Американской ассоциации юристов пока не смогли дать развернутые и убедительные ответы, что объясняется сложностью исследования и, как представляется, недостаточным применением методологии конституционного права, а также недопониманием возможностей доктрины правового государства.

К сожалению, несмотря на наши инициативы в движении IBA за верховенство права также недостаточно учитываются вопросы конституционализма и конституционной экономики. Хотелось бы в рамках прямых связей Адвокатской палаты г. Москвы с зарубежными коллегами начать активную дискуссию по этим вопросам. Пригоров П.Л. Теория государства и права.- М.: Проспект, 2004.

Адвокатская палата г. Москвы собирается оказать серьезную поддержку инициативе руководства России и Москвы в развитии Москвы в ближайшие десятилетия как регионального (для СНГ) мирового финансового центра. Планируется начать с вопросов антикризисного регулирования, которые критически важны для стран СНГ и других переходных стран. При этом необходимо учитывать новую роль недавно созданной группы 20 государств, которая в 2009 г. взяла на себя ответственность за разработку новых моделей регулирования финансовых рынков. Московская Адвокатская палата хотела бы установить прямые связи с адвокатскими -ассоциациями городов - финансовых центров большинства государств двадцатки. Уже начаты или готовятся переговоры на этот счет с коллегами из Кореи, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Испании, Индии и Бразилии. Адвокатская палата г. Москвы надеется осуществлять эту работу в тесной кооперации с IBA. В связи с этим следует напомнить, что представители России, Индии и ряда других стран высказывали критические замечания Международной ассоциации юристов по поводу того, что их не включили в Антикризисную рабочую группу IBA. Один из аргументов состоит в том, что инициатива по борьбе с мировым финансовым кризисом перешла к группе 20, в то время как в рабочую группу МАЮ не входит и половина юристов из стран двадцатки. Правда, убедительного ответа на эту критику так и не последовало...

Несмотря на повсеместное наступление на права адвокатов под предлогом борьбы с терроризмом и финансовым кризисом комитеты IBA отстаивают принципиальную позицию поддержания адвокатской тайны. Так, на одной из сессий Мадридского форума (всего их было более ста) обсуждались вопросы составления адвокатских налоговых советов, надежно сохраняющих конфиденциальность для клиента. Поскольку судебная деятельность адвокатов остается более защищенной с точки зрения конфиденциальности отношений с клиентом, докладчики фокусировали внимание на том, что практически любой совет по налогам имеет в виду возможное судебное продолжение вопроса.

На другой сессии подробно обсуждали вопросы детских показаний по уголовным делам. Еще на одной много говорили о трудностях введения прогрессивных международных правовых стандартов в консервативное национальное законодательство. Специалисты по банкротству делились опытом неудач в их национальных юрисдикциях, поскольку законы о несостоятельности, например, в Испании и Италии оказались несоответствующими масштабу и скорости нынешнего финансового кризиса. Как всегда, обсуждался вопрос о принципах установления адвокатских гонораров, при этом многие отмечали, что система почасовой оплаты постепенно уходит в прошлое. IBA традиционно уделяет особое внимание молодым адвокатам, для которых предусмотрены различные льготы и возможности получения стипендий, а также дистанционного обучения с получением диплома иностранного университета. Не стала исключением в этом смысле и мадридская встреча членов Ассоциации.

В кратком отчете не представляется возможным отразить содержание и все итоги Мадридской конференции. Да это и вряд ли нужно: важно зафиксировать главное. В связи с этим в заключение следует отметить, что важнейший блок рассматриваемых вопросов был связан с проблемой независимости адвокатуры. Этому была посвящена специальная сессия под названием: День независимости.

Все эти вопросы, так или иначе, регулируют правовые прогрессы в обществе России, а проведение различного рода конференций и форумов в современной России активизируют данный процесс.

Заключение

Подводя итоги данной курсовой работы, следует отметить, что прогресс права в России - это огромный рывок в правовом регулировании многих механизмов.

В настоящее время идет огромное развитие права и его составляющих.

С возникновением государства право вступает в новый этап развития. Оно обретает форму и становится более системным. Возникает его письменная форма -- закон. Государство получает право следить за исполнением законов через профессиональную деятельность специально уполномоченных лиц, прибегая в случае необходимости к организованному физическому принуждению. Условия возникновения государственно-организованного права связаны с условиями возникновения самого государства. Следовательно, можно сказать, что специфическим социальным условием возникновения развитых форм права является наличие государства.

Поэтому в науке толкование права просто необходимо, чтобы уяснить все вопросы теории государства и права.

Дисциплина теория права и государства существует и развивается как один из важнейших элементов сложной и целостной системы знаний об обществе.

Социальная наука изучает закономерности изменения социальных условий, теоретически обосновывает направления преобразования социальной действительности, дает научные прогнозы, в том числе и для точного, естественно - научного знания.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации. 1993 г. Принята 12 декабря 1993 г

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 СЗ РФ.- 1994. № 32. -Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. -Ст. 3302.

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.

Современное право. Журнал, 2009. № 8.

Журнал российского права, 2009. № 5.

Общество и право. Правовой вестник, 2007. № 3.

Человек и закон. Журнал, 1990, № 12.

Специальная литература

1. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. - М.: Приор, 2001.

1. Алексеев С.С. Философия права. - СПб.: Питер, 2002.

2. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Юрист, -2002.

4. Ильин А.В., Иваненко В.С., Еркина Л.Б. Обществознание.- СПб.: Питер, 2003.

5. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. - М.: Юристъ, 2002.

6. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. - М.: Юристъ, 2005.

7. Пороховая А.Д. Толкование права. - СПб.: Приор, 2005.

8. Пригоров П.Л. Теория государства и права.- М.: Проспект, 2004.

9. Ростовцев А.Д. Правоведение. - М.: Проспект, 2004.

10. Росов А.И. Обществознание. М.: Юристъ, 1999.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.