на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Прокуратура в системе органов судебной власти
p align="left">Принцип гласности в деятельности суда. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах. В соответствии с Конституцией государственным языком на всей территории России является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68). Конституция установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

Все стадии производства должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Все судьи обязаны знать язык, на котором ведется судопроизводство в регионе их юрисдикции. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать в суде, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др.

В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации.

1.4 Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд Российской федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.

В своей деятельности Конституционный Суд Российской Федераций руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционные (уставные) суды образованы и в субъектах Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации создаются для обеспечения контроля за соблюдением конституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и других субъектов Федерации.

2. Прокуратура Российской Федерации

2.1 Система органов прокуратуры

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 1) органы прокуратуры составляют единую, централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняет иные функции, установленные федеральными законами. В прокуратуре РФ строгое подчинение нижестоящих прокуратур вышестоящим.

Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором РФ.

Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре.

На схеме представлена структура прокуратуры Российской Федерации.

2.2 Место прокуратуры в государственном механизме

На страницах юридической печати достаточно активно обсуждается вопрос о том, какое место занимает прокуратура в государственном механизме. Конституция РФ оставила этот вопрос открытым. В научных изданиях высказываются совершенно разные точки зрения.

Сторонники отнесения органов прокуратуры к законодательной ветви власти исходят из следующей логики: законодательные органы издают законы, а прокуратура надзирает за тем, чтобы они соблюдались на территории всей страны. Поэтому "прокуратура является одним из

Схема

Система органов прокуратуры механизмов законодательной власти", а "прокурорский надзор - особый вид власти, который должен получать полномочия непосредственно от законодателя, им формироваться и быть подотчетным только ему".

В. Ломовский считает, что прокуратура должна находиться при законодательной власти потому, что, с одной стороны, "верховная законодательная власть после принятия законов не может, как и не должна, оставаться безучастной к их исполнению. Поэтому она сохраняет за собой функцию обеспечения единства законности, выполняет ее непосредственно, а также с помощью Конституционного Суда, Уполномоченного по правам человека, Правительства, всей исполнительно-распорядительной, судебной деятельности, а также через прокуратуру". С другой стороны, прокуратура не может быть в государстве "одинокой" при выполнении возложенных на нее обязанностей, ей нужна поддержка, так как нередко приходится сопротивляться "наисильнейшим людям", и поэтому прокуратура должна находиться при законодательной власти, что в то же время не означает ее подчиненности законодательным органам.

Представляется, что прокуратура не может быть отнесена к законодательной власти уже потому, что функции этих двух структур в государстве существенно разнятся.

Сторонники отнесения органов прокуратуры к судебной ветви власти исходят из положений Конституции РФ, где единственная статья о прокуратуре (ст. 129) помещена в главу, посвященную судебной власти. Возможно, законодатель, включая статью о прокуратуре в гл. 7 "Судебная власть", исходил из того, что "по направлениям своей деятельности и выполняемым функциям прокуратура наиболее близка к судебной власти".

Однако органы прокуратуры никак не могут быть отнесены к судебной власти, так как вполне очевидно, что они не осуществляют правосудие. К тому же, если прокуратура будет включена в судебную власть, то это будет нарушать принцип состязательности, действующий в процессуальном праве.

"Административно-властный характер полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и исполнение наказаний, в определенной мере способствует формированию у ряда ученых и практиков взгляда на прокуратуру как на орган исполнительной власти".

Критики сложившегося в России прокурорского надзора, используя неясность положения прокуратуры в системе органов государственной власти, пытаются укрепить их точку зрения, заключающуюся в необходимости ликвидации прокуратуры как самостоятельного и независимого от других органов федеральной власти органа "путем ее превращения в департамент (управление) Министерства юстиции".

Тем более, если прокуратура не может быть отнесена ни к законодательной, ни к судебной ветви власти, значит, остается еще одна ветвь государственной власти - исполнительная, под крыло которой сторонники лишения прокуратуры самостоятельности и задумали поместить прокуратуру. Нужно согласиться с Г. Чуглазовым, что логика сторонников этой позиции, видимо, такова: "Любой орган должен обязательно вписываться в ту или иную ветвь власти, и, если прокуратура не относится к законодательной и судебной ветвям власти, она является составной частью исполнительной власти и должна влиться в Министерство юстиции".

Интересной представляется точка зрения о включении прокуратуры в так называемую президентскую власть. Сторонники этой позиции считает, что органы прокуратуры должны занять свое место "под крылом президента", стать органом президентской власти. Свою позицию они аргументирует близостью функций прокуратуры и президента. "Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является ее гарантом, а также прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим полномочия прокуратуры должны в большей мере помогать президенту страны реализовывать свои права. Близость к президенту будет оправдана и исторически, поскольку прокуратура и создавалась как "око государево", лишь впоследствии обрела свою самостоятельность".

Профессор К. Скворцов считает, что "нельзя согласиться с ныне принятой моделью трех властей. В это прокрустово ложе не вписываются реалии нашей современной государственности. В Конституции России (ст. 11) закреплены четыре ветви государственной власти: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды. Выработанные государственно-правовой теорией и практикой государственного строительства стереотипы не дают возможности правильно определить место прокуратуры в системе государственной власти. Думается, прокурорская система не должна организационно входить ни в одну из ветвей государственной власти. Но это не означает, что она превращается в некую "пятую власть". Прокуратура - это инструмент, механизм контроля за реализацией полномочий (предписаний) всех ветвей государственной власти путем надзора за точным исполнением законодательных актов".

Таким образом, многообразие мнений в юридической литературе по поводу места прокуратуры в государственном механизме свидетельствует о необходимости разрешить возникшую ситуацию законодательным путем.

На наш взгляд, прокуратура представляет собой самостоятельную структуру в государственном механизме, и нет необходимости относить ее к той или иной ветви власти. Это следует из ее правовой природы.

Само указание в законе на централизацию, на наш взгляд, свидетельствует о том, что прокуратура является самостоятельным институтом власти. В той же статье закона о прокуратуре определяется цель прокурорской деятельности, которая заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Решение стоящих перед прокуратурой задач возможно лишь при сильной и независимой позиции в государстве.

Недопустимо, по-моему, также включение прокуратуры в одну из трех ветвей государственной власти, потому что она выполняет функции совсем иного характера, нежели те, которые возложены на них. Вполне очевидно, что осуществляемые данным институтом власти полномочия не вписываются ни в одну из ветвей государственной власти. В противном случае получится, что в рамках одной ветви власти будут находиться две структуры разнофункционального характера.

В Законе о прокуратуре определены основные направления ее деятельности. Широта полномочий в сфере прокурорского надзора может, на наш взгляд, служить основанием, чтобы утверждать о необходимости выделения прокуратуры из триады властей.

Совершенно верно отмечается, что "в современных условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов", устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили". "Добиваясь выполнения своей цели - обеспечения законности, прокуратура активно участвует в обеспечении и разделении властей, и их взаимодействии". Включение прокуратуры в одну из трех ветвей власти приведет к нарушению равновесия в системе сдержек и противовесов в пользу одной из властей.

Заключение

Таким образом, судебная власть отнесена к самостоятельной ветви государственной власти. Оценивая вышеизложенное, отметим, что упомянутый принцип не означает разделение властей на непроницаемые перегородки, не связанные между собой, и только в этих рамках формируется и действует судебная власть. Государственная власть, в современном ее понимании, едина, и все ее ветви, с учетом специфики их функций, выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем государства.

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, так как в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что и обеспечивается судебной властью.

Органом, осуществляющим судебную власть, является суд. Заметим, что термин "суд" часто употребляется в разных смысловых значениях. Говорят "суд", имея в виду помещение суда или конкретный суд (районный, городской, областной и т.д.). Иногда судом называют состав суда ("Суд идет" - объявляется перед началом заседания) или выносимые судом решения (суд решил, суд приговорил и т.д.). В нашем понимании суд - орган, осуществляющий судебную власть. Не отождествляя понятие "суд" с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть - это государственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ее осуществляющие. Особенности функций, выполняемых судом, предопределяют и подходы к формированию состава суда и обеспечению его деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Характерные черты судебной власти - это прежде всего самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.

К полномочиям судебной власти в современном ее понимании относятся правосудие, конституционный контроль, судебный контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов. Правосудие является наиболее важной и объемной частью реализации судебной власти, базовым элементом ее функций.

Конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы Российской Федерации.

В теоретических исследованиях последних лет просматривается два направления подходов, уточняющих правовой статус современной прокуратуры. Одно связано с идеей создания новой самостоятельной ветви власти - контрольной власти. Другое реанимирует идею Петра I о подчинении прокуратуры главе государства - Президенту Российской Федерации.

В заключение сказанного заметим, что сейчас прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. В связи с возрастающей ролью прокуратуры необходимо, на наш взгляд, включить в Конституцию РФ отдельную главу, посвященную ее деятельности, где указать ее назначение, функции и объекты надзора.

Список использованной литературы

I.Основные нормативные акты

1. Конституция РФ

2. Федеральный Закон "О прокуратуре РФ"

3. ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"

4. ФКЗ "О судебной системе РФ"

5. ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"

6. ФКЗ "О военных судах РФ"

7. Закон РФ "О статусе судей в РФ"

8. ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ"

9. Бессарабов В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России. // Законность. 1999. № 10.

10. Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти. // Законность. 1997. № 4.

11. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2007.

12. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2003.

13. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура. // Российская юстиция. 2001. № 9.

14. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол. // Государство и право. 1994. № 5.

15. Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. - М.: Издательство "Норма", 2001

16. Чуглазов Г., Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти. // Законность. 2001. № 1

17. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти. // Законность. 2003. № 2.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.