на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Прокурорский надзор и ведомственный контроль за законностью отказа в возбуждении уголовного дела
p align="left">Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору, уведомляет об этом заявителя (ч. 7 ст. 148 УПК РФ), а лицу, подавшему жалобу, направляет копию своего постановления (ч. 6 ст. 125 УПК РФ). Получивший рассматриваемое постановление прокурор в зависимости от того, что ему предписано судьей, обязан отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело либо возвратить материалы для дополнительной проверки и по результатам дополнительной проверки вновь решить вопрос о наличии оснований к отказу или к возбуждению уголовного дела.

Ограничивать же полномочия прокурора, получившего постановление судьи о признании отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, лишь принятием решения о возбуждении уголовного дела, как это делает часть авторов, См.: Халиулин А.Г. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года) / Под общ. и научн. ред. А.Я. Сухарева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. - С. 254; Голубев В.В. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. В.И. Радченко.- М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. - С. 335; Коротков А.П. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юрист, 2002. - С. 309. представляется несколько непоследовательным. Круг законных средств исправления прокурором допущенной при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела процессуальной ошибки не может сужаться всего-навсего из-за того, что лицо, чьи интересы затронуты вынесением такого постановления, обратилось с первоначальной жалобой не к прокурору, а в суд.

2.2. Значение ведомственного контроля при предотвращении и пресечении незаконного отказа в возбуждении уголовного дела

Ведомственный контроль, в отличие от межотраслевого или вневедомственного, проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и должностных лиц по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций - внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц.

Значение ведомственного контроля при предотвращении и пресечении незаконного отказа в возбуждении уголовного дела трудно недооценить.

Во-первых, органы внутренних дел обязаны принимать и регистрировать все сообщения о происшествиях.

В соответствии с Приказом МВД от 01.12.2005 Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» от 01.12.2005 № 985 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26.12.2005, № 52. начальник органа внутренних дел:

- несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях;

- осуществляет ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях, а также правильностью ведения Книгу учета сообщений о происшествиях (далее - КУСП), о чем делает соответствующую запись в специальной книге рапортов о приеме и сдаче дежурства.

Для проведения сверок полноты регистрации сообщений о происшествиях в органе внутренних дел создается комиссия, состав которой утверждается приказом начальника органа внутренних дел. Председателем комиссии, как правило, назначается начальник штаба. Включение в состав комиссии сотрудника по регистрационно-учетной и статистической работе обязательно.

Начальник органа внутренних дел утверждает обязанности членов комиссии, планы ее работы на полугодие.

Секретарь комиссии ведет делопроизводство.

Комиссия, в соответствии с установленной начальником органа внутренних дел периодичностью, но не реже одного раза в полугодие, проверяет полноту регистрации в КУСП и результаты разрешения сообщений о происшествиях, поступивших в орган внутренних дел, а также проводит сверку сведений, содержащихся в КУСП, и сведений, полученных из других источников информации, включая и корешки талонов-уведомлений.

Члены комиссии проводят сверки с алфавитным журналом, журналом входящей корреспонденции органа внутренних дел, журналом учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, журналом учета административного производства, специальным номенклатурным делом, а также документацией подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД, экспертно-криминалистических и кинологических подразделений.

Председатель комиссии в целях выявления незарегистрированных сообщений о происшествиях направляет запросы на предприятия, в организации, горрайвоенкомиссариаты, лечебно-профилактические, страховые и другие учреждения. Полученные ответы на запросы изучаются и подшиваются в дело комиссии. Если в ответах содержится информация о ранее направленных в орган внутренних дел сообщениях о происшествиях, то проводится их сверка с КУСП.

В случаях, когда в ответах содержится информация о происшествии, о котором ранее не сообщалось в органы внутренних дел, членом комиссии составляется рапорт на имя начальника органа внутренних дел по факту выявления происшествия для регистрации в КУСП и принятия решения. Уголовный процесс России: Учебник / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.П. Сереброва; Науч. ред. В.Т. Томин. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - С. 188.; Уголовный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. А. В. Гриненко. - М.: Норма, 2004. - С. 169; Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. Издание 6-е, перераб. и доп. - М.: Зерцало, 2005. - С. 190; Уголовный процесс: Учебник для юридических высших учебных заведений / Под общ. ред. В. И. Радченко. - М.: Юстицинформ, 2003. - С. 175; Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П. А. Лупинская. - М.: Юристъ, 2003. - С. 186.

При выявлении членами комиссии материалов, по которым вынесены необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, составляется рапорт на имя начальника органа внутренних дел для решения вопроса о направлении их в вышестоящую прокуратуру с целью проверки обоснованности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия сопроводительного письма (с указанием исходящего номера и даты), рапорт члена комиссии, а также ответ прокуратуры о результатах проведенной проверки подшиваются в специальное дело комиссии.

В целях обеспечения контроля полноты регистрации информации, поступившей по телефону, в дежурных частях органов внутренних дел производится ее магнитная запись.

Председатель комиссии или, по его поручению, один из членов комиссии регулярно прослушивает магнитные записи и проверяет полноту и правильность регистрации сообщений о происшествиях в КУСП.

Полученные результаты оформляются актом сверки полноты регистрации и разрешения сообщений о происшествиях.

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

По окончании КУСП журналы учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, журналы учета административного производства, накопительные дела по материалам проверок, книжки с талонами-корешками передаются из дежурной части органа внутренних дел в секретариат для их хранения в течение 5 лет.

Магнитные записи поступивших в дежурную часть органа внутренних дел по телефону сообщений о происшествиях, в том числе полученные с помощью многофункционального цифрового регистратора сигналов, сохраняются в течение 30 суток, а затем уничтожаются в установленном порядке с письменного согласия председателя комиссии.

Во-вторых, как указано в совместном Приказе МВД и Генпрокуратуры от 16.05.2005, в целях укрепления законности при рассмотрении сообщений о преступлениях, защиты прав и законных интересов граждан, а также во исполнение положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, главных управлений МВД России по федеральным округам, прокурорам субъектов Российской Федерации, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, прокурорам городов, районов, приравненным к ним специализированным прокурорам, начальникам УВД на транспорте и режимных объектах, горрайлинорганов внутренних дел приказано:

Возложить персональную ответственность за принятие законных и обоснованных решений при рассмотрении сообщений о преступлениях на руководителей органов дознания, дознавателей и следователей органов внутренних дел.

В случае выявления фактов вынесения незаконных и необоснованных решений вследствие ненадлежащего отношения должностных лиц органов внутренних дел к своим служебным обязанностям привлекать их к предусмотренной законом ответственности.

Рассматривать вопрос о привлечении к установленной ответственности должностных лиц органов прокуратуры, проверявших указанные выше процессуальные решения и не принявших мер к отмене незаконных и необоснованных постановлений.

Заместителям Министра внутренних дел, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте и режимных объектах, горрайлинорганов внутренних дел в течение 24 часов с момента вынесения и утверждения руководителем органа дознания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направлять соответствующему прокурору постановление, его копию, а также все собранные материалы проверки.

Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и приравненных к ним специализированным прокурорам:

Обеспечить рассмотрение материалов об отказе в возбуждении уголовного дела не позднее 24 часов с момента поступления их в прокуратуру.

Давать правовую оценку законности принятого органом дознания, дознавателем и следователем процессуального решения.

В случае согласия с принятым решением прокурору или его заместителю утверждать своей подписью постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, строго следовать требованиям п. 6 ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В-третьих, начальник главного следственного управления, следственного управления, отдела, помимо полномочий, предоставленных уголовно-процессуальным законом:

- проверяет и оценивает деятельность органов предварительного следствия, их руководителей и отдельных следователей; в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания; в предусмотренном порядке запрашивает из органов предварительного следствия необходимые сведения и материалы, заслушивает отчеты их руководителей.

- поощряет и налагает дисциплинарные взыскания на назначаемых им сотрудников, государственных служащих и работников органов предварительного следствия, вносит предложение о поощрении и наложении дисциплинарного взыскания на сотрудников органов предварительного следствия, назначаемых вышестоящими руководителями.

- осуществляет руководство следственным управлением и подчиненными органами предварительного следствия, несет персональную ответственность за организацию и результаты их работы, обеспечивает исполнение возложенных на них задач.

- проверяет и оценивает деятельность подчиненных органов предварительного следствия, его руководителей и отдельных следователей, в установленном порядке запрашивает необходимые сведения и материалы, заслушивает отчеты их руководителей.

- рассматривает жалобы на действия подчиненных сотрудников, представления прокуроров, частные определения судов о нарушениях норм уголовно-процессуального законодательства, принимает меры по устранению выявленных недостатков. Приказ МВД РФ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 Г. № 1422» от 04.01.1999 № 1 (ред. от 12.09.2003) // СПС Гарант.

Эти полномочия в полной мере должны реализовываться и при рассмотрении жалоб на незаконный отказ в возбуждении уголовного дела.

Уголовно-процессуальным законом в числе полномочий начальника органа дознания не указано утверждение решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Дознаватель, с точки зрения закона, - самостоятельная процессуальная фигура и без начальника, который (помимо дачи указаний) лишь продлевает срок доследственной проверки и утверждает обвинительный акт. Поэтому представляется логичным уголовно-процессуальный закон дополнить соответствующими положениями, конкретизирующими полномочия прокурора и начальника органа дознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.