p align="left">- вносить представления об устранении нарушений закона в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Протесты, обращения в суд, представления должны быть оформлены по правилам секретного делопроизводстваСм.: Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб.; 2001. С. 29.. 2. Полномочия, урегулированные правовыми нормами института прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 27 Закона о прокуратуре): - право рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина; - право разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; - принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. 3. Полномочия, урегулированные правыми нормами института прокурорского надзора за следствием и дознанием (ст. 30 Закона о прокуратуре): 4. Полномочия, урегулированные правыми нормами института прокурорского надзора за законностью судебных постановлений (ст.ст. 35, 36 Закона о прокуратуре). Прокурор имеет право: - участвовать в рассмотрении судом жалоб граждан на нарушения их прав и свобод, допущенных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности; - участвовать в рассмотрении судьей ходатайств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о даче согласия на ограничение конституционных прав граждан (на обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи); - предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски, как в интересах граждан, так и в интересах предприятий, учреждений, организаций; - приносить кассационные и частные протесты на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения суда или постановления судьи; - истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу См.: Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. М.; 2008 . С. 136.. 5. Полномочия, урегулированные иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207). Прокурор вправе проверять: а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения; б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности; в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы; г) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд; е) соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий; ж) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом. Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов; з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в экстренном режиме См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.; 2008. С. 215.. К полномочиям прокурора при осуществлении им проверки и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, следует относить такие формы и методы прокурорской деятельности, как: 1) ознакомление с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и объективности проведения ОРМ; 2) дача письменных указаний об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требования их прекращения; 3) отмена необоснованных постановлений органа дознания, следователя о возбуждении уголовного дела, вынесенных в соответствии со ст. 146 УПК РФ; 4) направление в суд жалоб, проверка которых относится к исключительной компетенции судей; 5) требование письменных объяснений от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допускающих нарушение закона при проведении ОРМ; 6) опротестование противоречащих закону приказов и указаний руководителей органов, осуществляющих ОРД; 7) внесение представлений по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов с выражением требования отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок; 8) при обнаружении признаков преступления проведение проверок в соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ и принятие соответствующих решений (п. 9 Приказа Генерального прокурора № 207). Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности. Заключение В ходе исследования вопросов поставленных в данной работе, я пришла к следующим выводам:Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность, рассмотренные в данной работе.Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление. Уголовное преследование прокуратуры - это процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда. Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых указанными органами. Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Закон обязывает прокуроров строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности, а предъявление обвинения осуществлялось в точном соответствии с установленным процессуальным порядком. Рассмотренные в данной работе, полномочия прокурора являются уголовно-процессуальными средствами прокурорского надзора и обеспечивают возможность активного и действительного надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и органов предварительного следствия. При выявлении нарушений законности органами дознания предварительного следствия, допущенных при производстве по уголовному делу, прокурор обязан применять средства и способы прокурорского реагирования, направленные на их устранение. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными и подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Обжалование данных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ (ч. 3 ст. 38). Неисполнение указаний прокурора следователем, дознавателем, а равно иными должностными лицами является нарушением закона и может повлечь дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц. Список использованной литературы и нормативно правовых актов Нормативно правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г. 3. Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ" //Консультант Плюс. 4. Приказ Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»// Консультант Плюс. 5. Приказ председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. №5 «О мерах по организации процессуального контроля»// Консультант Плюс. Литература: 1. Айвар Л.К., Ахтырская Н.Н., Бордиловский Э.И. Уголовный процесс. М.;2007. 2. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М. 1985. 3. Борзов В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве //Российская юстиция. 2002. №2. 4. Божьев М.И.Уголовный процесс. М.; 2004. 5. Винокурова М.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.; 2008. 6. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. М., 2008 . 7. Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. М.; 2008. 8. Мартемьянов В.К. Подследственность прокуратуры // Законность 2003 № 9. 9.Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб.; 2001. 10. Петрухин И.Л. Уголовно - процессуальное право Российской Федерации. М.; 2006. 11. Поляков М.П. Прокурорский надзор. М.; 2009. 12. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М.; 2007. 13. Скворцов К.Ф. Эффективность прокурорского надзора. М.; 1977. 14. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.; 2006. 15. Сухарев А.Я. Российский прокурорский надзор. М.; 2001. 16. Трикс А.В. Справочник прокурора. СПб.; 2007. 17. Чернов Р.П. О фигуре и статусе прокурора в уголовном процессе //Адвокат.№ 12.2005. 18. Чувилев И.Л.Прокурорский надзор Российской Федерации. М.; 2003. 19. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. М.; 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|