Прохождение государственной службы за рубежом
1 БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Кафедра ГС и ТП КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Государственная служба в РФ и РБ» на тему «ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗА РУБЕЖОМ» Выполнила: студентка IV курса специальности «Государственное и муниципальное управление» (внебюджет) Гайфуллина Р.Р. Проверил: к.ю.н., доцент Гайдук В.В. Уфа 2007 Содержание Введение 1. Государственный служащий за рубежом: понятие и правовой статус 2. Подготовка кадров для государственной службы за рубежом 3. Поступление и карьерное продвижение государственных служащих 4. Денежное содержание государственных служащих Заключение Список использованной литературы Введение Государственная служба была, есть и будет в обозримом будущем одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, развития в нашей стране, особенностей государственной службы в различных странах - необходимы широкому кругу лиц, каким-либо образом соприкасающихся с данным институтом. Государственная служба, прежде всего, служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, учреждениях, предприятиях. Это широкое понятие «государственной службы», которое применяется законодательством зарубежных стран. В Российской Федерации же понятие «государственной службы» используется в более узком смысле. Актуальность изучения опыта организации и функционирования государственной службы в зарубежных странах обусловлены возрастанием роли государственного управления в осуществлении идущих социально-демократических преобразований, как в России, так и во многих развивающихся странах. В мире существуют различные традиции организации государственно-служебной деятельности. Поэтому теоретический и практический интерес представляет опыт тех стран, государственная служба которых функционирует эффективно, и авторитет служащих в обществе достаточно высок. Таковыми в настоящее являются государственные службы развитых стран Запада - США, ФРГ, Великобритании и Франции, которые и будут рассмотрены в работе. 1. Государственный служащий за рубежом: понятие и правовой статус В зарубежных странах нет однозначного определения термину государственный служа-щий, однако исследователи сходятся во мнении, что существуют некие оп-ределяющие понятия, которые характерны для государственного служаще-го большинства стран. К ним можно отнести физическое лицо: являющееся гражданином данного государства; занимающее должность в государственном аппарате; наделенное государственно-властными полномочиями в ком-петенции своей должности; выполняющее функции государства, поэтому действующее от имени государства; действующее на возмездной основе, т. е. профессионально, по-лучающее основной источник дохода от деятельности на государственной службе; 6) действия которого обеспечиваются государственным принуж-дением. Например, в законодательно-нормативных актах Великобритании отсутствует четкое понятие «государственный служащий». Но на основе документальных источников авторы придают этому понятию широкий и узкий смысл. В узком смысле под служащим понимается лицо, являющее-ся служащим административного органа государственного управления. К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, включая как собственного гражданских служащих, т. е. служащих министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил, полиции, а также публичных корпораций, местных органов власти, систе-мы здравоохранения, школьного образования и т. п. Не существует строгого определения понятия госслужащего и во Франции. Разделы 2, 3, 4 Общего Устава Государственной службы Фран-ции упоминают в качестве характеристики госслужащего: назначение на постоянную должность, оплачиваемую государственным бюджетом; при-своение определенного чина в соответствии с табелем о рангах Централь-ной, Территориальной или Больничной Государственной Службы. В Германии понятие “государственный служащий» также охватывает всех работников государственных учреждений, к которым относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, полицейские, военнослужащие и т.д. Лица, находящиеся на государственной службе ФРГ, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Чиновником является лицо, которое состоит с государством в публично-правовом «отношении службы и верности» и осуществляет свои функции на постоянной основе (ст. 33, п.4 Основного закона ФРГ). Чиновники и служащие (рабочие) отличаются друг от друга, прежде всего тем, что первые назначаются на службу пожизненно, а со служащими и рабочими заключаются трудовое соглашение, которое может быть расторгнуто. (1, стр. 111) Верховный Суд Европейского сообщества при определении понятия госслужащего также отдал предпочтение такому критерию, как выполне-ние функций государственной власти. В своей деятельности госслужащие подчиняются определенному юридическому режиму, своду специфиче-ских прав и обязанностей. При получении депутатского мандата чиновник обязан оставить госслужбу. В США служащий означает лицо, назначенное на государственную службу и вовлеченное в выполнение федеральных функций в соответствии с законом. В целом в большинстве стран сохраняется тенденция к сокращению управленческого аппарата и переводу отдельных разрядов государствен-ных служащих (почтовиков, железнодорожников, работников морского, речного, воздушного транспорта и пр.) в частный сектор. Фундаментом стабильно функционирующей государственной служ-бы является законодательное закрепление статуса государственного слу-жащего и последующее его неуклонное соблюдение. Государственная служба в целом обладает повышенной степенью консерватизма, стабиль-ности - по сравнению, например, с предпринимательской деятельностью. Во всех странах руководство государственными служащими осуществляется на основе официально разработанной кадровой политики. В последние годы она стала более универсальной по своему содержанию, принципам и методам, по крайней мере, для европейских государств. Так, постоянная комиссия ЕС, занимающаяся региональными и местными ад-министративными органами, приняла Декларацию основных принципов игровой политики, которая является ориентиром в работе со всеми категориями государственных служащих. В Декларации изложены права и обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, ответственность региональных и местных органов управления за ее орга-низацию. Основные обязанности госслужащих. Главная обязанность любого служащего - служение государству. Кроме того, в Декларации зафиксиро-ваны другие обязанности госслужащих: При исполнении своих обязанностей государственные служащие должны руководствоваться интересами данного регионального или мест-ного органа управления. Служащий должен воздерживаться от действий или поведения, которые не совместимы с его должностью. Служащий не должен раскрывать связанные с его работой конфи-денциальные данные. Служащий несет ответственность за выполнение возложенных на него задач, за исключением распоряжений, явно противоречащих закону. Ответственность не снимается, если задача делегируется им своему под-чиненному. Служащий не может заниматься деятельностью, не совместимой с его должностью. Служащим запрещено заниматься какой-либо профес-сиональной деятельностью, кроме основной, за исключением научно- преподавательской деятельности в университетах. Служащий, в компетенцию которого попадает дело, в котором он лично заинтересован, должен проинформировать об этом соответствую-щий орган. С целью гарантий выполнения служащими своих обязанностей Ус-тавы госслужб зарубежных стран предусматривают ряд дисциплинарных мер: порицание, предупреждение, понижение в чине, уменьшение жалова-ния, увольнение. Данные дисциплинарные меры накладываются руководи-телем, как правило, после консультации со специальными комиссиями. Наказанный служащий может с целью защиты подать жалобу в админист-ративный суд, в высший суд госслужбы и т. д. В США к недобросовестным государственным служащим применя-ются меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, понижение в должности, временное отстранение от должности без оплаты труда до 14 дней, отпуск без содержания до 30 дней, понижение в должностной квали-фикации, сокращение должностного оклада, увольнение со службы. При этом, разумеется, все дисциплинарные меры могут быть обжалованы слу-жащим в Совете по защите системы заслуг. Права государственных служащих. Права госслужащих по сравне-нию с работниками частного сектора несколько ущемлены. Это выражает-ся в том, что в ряде стран имеются ограничения на забастовки, хотя в Дек-ларации в ст. 27 госслужащий имеет право на забастовку. К основным правам госслужащих относятся: равенство доступа на госслужбу; право на жалование; право на отпуск и пенсию; право на профессиональное образо-вание; право на свободу взглядов; право на создание профсоюзов и объе-динений; право на специальную социальную защиту; право на стабиль-ность и гарантию работы. Право на стабильность и гарантию работы характерно для всех зару-бежных стран. Именно это право отличает в первую очередь госслужащих от чиновников, принятых на работу по контракту на определенный срок. В принципе, человек, поступивший на госслужбу, становится госслужащим «пожизненно», до пенсии, за исключением добровольной отставки или увольнения за дисциплинарный проступок. В случае сокращения по какой-либо причине рабочего места государство обязано предоставить служаще-му другую должность, соответствующую его чину. (6, стр. 36-40) 2. Подготовка кадров для государственной службы Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей её целостности системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышение качества оказываемых гражданам публичных услуг, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Это делает актуальным изменение к важнейшему национальному достоянию общества - его кадровому потенциалу, в том числе профессиональному корпусу государственных служащих. Основу таких механизмов должны составить современные кадровые технологии, такие как: назначение на должность государственной гражданской службы по итогам проведения конкурса; содействие должностному росту государственных служащих на конкурсной основе; формирование и использование кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы; оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих посредством проведения аттестации и квалификационного экзамена; ротация служащих и другие. (12, стр. 62-63) Исследуя международный опыт под-готовки кадров для государственной службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило, закреп-лен в соответствующих правовых документах. Обязательным услови-ем для поступления на государственную службу является наличие базо-вого образования и специальной профильной подготовки. Кроме то-го, для повышения профессиональ-ных навыков в процессе карьерного роста государственный служащий регулярно должен посещать различ-ные курсы переподготовки, повышения квалификации, проходить ста-жировки и т.д. К концу прошлого века во мно-гих развитых европейских и амери-канских странах были созданы спе-циальные программы подготовки кадров для государственной служ-бы, которые укладываются в еди-ный стандарт, получивший назва-ние МРА -- Master of Public Administration. Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных стра-нах, имеются существенные отли-чия, позволяющие говорить о не-скольких различных подходах к подготовке государственных служа-щих. В первую очередь выделяют за-падноевропейскую и американ-скую системы подготовки специали-стов. Безусловно, американские стандарты основывались на евро-пейской традиции образования, од-нако исторические особенности раз-вития североамериканских стран обусловили значительные отличия в американских стандартах профес-сионального высшего образования. Следует отметить, что западноевропейские традиции образования также имеют свои особенности, привнесенные адаптацией образо-вательных программ под местные политические и социально-экономи-ческие, а также культурные усло-вия. В целом можно говорить о двух основных западноевропейских под-ходах к подготовке специалистов для государственной службы -- анг-лосаксонском и французском. Для выстраивания целостной картины системы подготовки кадров для государственной службы за рубежом необходимо рассмотреть все три подхода: англосаксонский, французский и американский. (9, стр. 140)
Страницы: 1, 2, 3
|