Разработка и исполнение государственных (муниципальных) контрактов
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Западная академия государственной службы» ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе курса повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными заказами» на тему Разработка и исполнение государственных (муниципальных) контрактов Слушатель Воронова Александра Сергеевна Муравьева Татьяна Юрьевна Санкт-Петербург 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов. 1.1 Понятие государственного (муниципального) контракта 1.2 Структура государственного (муниципального) контракта Глава II. Исполнение государственных и муниципальных контрактов 2.1 Механизмы защиты 2.2 Исполнение государственного и муниципального контракта ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Отказ от административно-плановых методов управления экономикой, переход к рыночным отношениям вызвал потребность в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым, прежде всего, относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции, а также правовое регулирование поставок товаров для государственных и муниципальных нужд. Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы объясняется несколькими причинами. Во-первых, тем, что роль государственного и муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства и муниципальных образований. Госзаказы получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой, например, в США доля государственных закупок равна примерно 15% национального бюджета. В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете составляет 50%. По данным министерства экономического развития Сахалинской области, по сравнению с 2006 г. количество процедур размещения заказа вырос с 19, 5 тысяч до 53,5 тысяч в 2010 г. Во-вторых, в настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов - открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса. По данным Госкомстата, за год федеральными органами проводится около 40 тысяч конкурсов на поставки различной продукции. Но лишь 9% закупок осуществлялись на конкурсной основе, остальные 91% закупок осуществлены неконкурентными методами. В настоящее время с принятием Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у заказчиков остается все меньше возможностей решать вопрос о размещении заказов не конкурентными способами, в связи с чем все больше проводится торгов и запросов котировок, заключается государственных и муниципальных контрактов. Цели работы: -проанализировать институт государственных и муниципальных контрактов, их особенности, отличия от прочих гражданско-правовых договоров; -изучить средства и приемы, при помощи которых удовлетворяются государственные и муниципальные потребности; -раскрыть проблемы, существующие при исполнении государственных и муниципальных контрактов и найти возможные пути заказчиков по их решению. В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи: -определение понятия государственных и муниципальных контрактов, анализ структуры, - выявление его положительных и отрицательных сторон и отличия от иных гражданско-правовых договоров; -анализ нормативно-правовых актов, связанных с отношениями по заключение и исполнению государственных и муниципальных контрактов. Объектом исследования является разработка и исполнение государственных и муниципальных контрактов. Методологическая основа исследования. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др. Степень разработанности темы. Проблемам изучения эффективных методов использования бюджетных средств, качественного заключения и контроля за исполнением контрактов, выявления признаков государственного (муниципального) контракта, в том числе, изучению его структуры в целях наиболее полного удовлетворения общественных нужд, посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых. При написании выпускной квалификационной работы были использованы, нормативные акты и комментарии к ним, научные труды ученых-специалистов в области применения Федерального закона № 94-ФЗ: Белова, Борисова, Краева и др., материалы правоприменительной практики. Глава I. Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов 1.1 Понятие государственного (муниципального) контракта Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета видов госконтракта, в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения. Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении госконтракта. Проектом государственного контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. При заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов. То есть отклонение от этого правила допускается лишь в очень редких случаях. В отношении подряда для государственных и муниципальных нужд для госконтракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств. Также важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения - государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Из приведенного в Законе о размещении заказов и Гражданского кодекса РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным. 1.2 Структура государственного (муниципального) контракта В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ государственный и муниципальный контракты являются одной из важнейших составляющих комплекта конкурсной документации и любая ошибка, закравшаяся в этот документ, может привести к снижению эффективности использования выделенных для закупки бюджетных средств, а также к срыву исполнения самого контракта. Данные контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений упомянутого Закона. Договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В современной практике для бюджетного учреждения важна своевременность исполнения контракта. В государственный и муниципальный контракты, как правило, включены условия конкурсной документации и содержание конкурсной заявки участника. Минэкономразвития в своей политике придерживается правила невозможности при подписании изменения какого-либо пункта контракта, состоящего из двух упомянутых частей. Это требование необходимо строго исполнять, если в конкурсной документации был опубликован текст контракта целиком. Если же в конкурсной документации были указаны только существенные условия контракта, то они вносятся в него без изменений, а в несущественной части (упаковка, маркировка и т.п.) он может быть дополнительно согласован сторонами. На эту процедуру действующее законодательство дает до 20 дней со дня подведения результатов конкурса. Обычно контракт состоит из следующих разделов: - вводная часть; - предмет контракта; - характеристика товара (количество, качество, комплектность товара); - права и обязанности сторон; - цена контракта и порядок расчетов; - порядок и сроки поставки товара; - ответственность сторон; - изменение, дополнение и досрочное расторжение договора; - сроки действия договора; - порядок рассмотрения споров; - заключительные положения; - реквизиты и юридические адреса, подписи сторон. Отметим, что данная структура контракта является примерной и может быть изменена и дополнена в зависимости от пожеланий заказчика и особенностей отношений сторон. Вводная часть контракта Вводная часть контракта начинается с названия документа. С учетом положений ст. ст. 4 и 5 Федерального закона N 94-ФЗ в зависимости от источника используемых бюджетных средств документ должен называться "государственный контракт" или "муниципальный контракт". Он подписывается соответственно государственными или муниципальными заказчиками. При этом услуги по организации и проведению конкурса заказчик может передать уполномоченному органу, однако подписывать контракт с победителем он обязан самостоятельно и от своего лица. Соответственно, в преамбуле со стороны заказчика (покупателя) должны быть указаны его реквизиты, а подписантом контракта должно быть уполномоченное заказчиком должностное лицо (как правило, главный распорядитель кредитов). Подписывают контракт именно те лица, которые обозначены в преамбуле. Если случится непредвиденная срочная замена подписанта, то данную страницу необходимо исправить, иначе это будет считаться ошибкой при оформлении документа. Предмет контракта В данном разделе контракта описываются отношения сторон, которые являются предметом контракта. Предмет контракта (товар, работа, услуга) должен быть сформулирован абсолютно четко и однозначно. Если на стадии конкурсной документации еще возможны вариации названия товара, в сопровождении слов "или эквивалент", то в окончательном варианте все уже должно быть ясно. Ошибка в данном разделе может повлечь за собой нецелевое использование средств. При этом не обязательно описывать весь перечень поставляемого товара в предмете контракта, можно сделать отсылку к соответствующему приложению к нему, которое будет являться его неотъемлемой частью. Характеристика товара Качество товара. Пунктом 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрено содержание конкурсной документации в части фиксации качества необходимого заказчику товара. Однако правильная фиксация в контракте качественных показателей товаров, работ и услуг достойна особо пристального внимания. Малейшая ошибка в этом пункте грозит проведением несоответствующей по характеристикам закупки, а в худшем случае - ее полным срывом. Поэтому на этапе согласования контракта необходимо потребовать от участника размещения заказа, победившего в конкурсе, разъяснений в части фиксации качества. Требования к качеству товара определены ст. 469 ГК РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|