p align="left">в) принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; г) дают письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в разделе I Инструкции; д) уведомляют гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Отметим, что обращения военнослужащих органов безопасности, получивших при исполнении обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), а также обращения членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, незамедлительно докладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или их заместителями в максимально короткий срок. Личный прием граждан проводится начальниками, их заместителями и уполномоченными на то лицами. Органы безопасности, имеющие в своих штатах подразделения дежурной службы, прием граждан осуществляют круглосуточно. В других органах безопасности прием граждан осуществляется в рабочее время. В органах безопасности для приема граждан, как правило, отводятся специальные помещения - приемные. На внешней стороне здания, где расположена приемная, должна быть вывеска «Приемная» с указанием наименования органа безопасности или номера войсковой части. Дни и часы приема доводятся до сведения граждан. Приемные обеспечиваются необходимой мебелью и имуществом, средствами связи, звукозаписи и личной безопасности сотрудников (гражданского персонала), нормативными, справочными и иными материалами. В помещении, где производится прием, запрещается находиться лицам, не имеющим прямого отношения к приему граждан. В отдельных случаях прием граждан может осуществляться в служебных кабинетах начальника или других должностных лиц органа безопасности. При необходимости встречи организуются по месту жительства или работы граждан. Содержание устных обращений заносится в карточку личного приема (приложение 2). Из карточек формируется учетно-справочная картотека приема граждан, карточки в которой систематизируются по хронологическому признаку. «В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов». Для письменных обращений в приемных или в иных доступных для посетителей местах органов безопасности устанавливаются ящики, выемка из которых производится не реже трех раз в сутки сотрудниками секретариатов (приемных) или дежурной службы, ответственными за работу с обращениями. Ящики после каждого вскрытия должны запираться и опечатываться. «Должностные лица приемных органов безопасности имеют право обращаться по вопросам, связанным с личным приемом граждан, в другие органы безопасности, начальники и сотрудники которых обязаны оказывать им помощь и содействие: предоставлять необходимые справочные и информационные материалы (за исключением сведений, которые в соответствии с нормативными правовыми актами не подлежат разглашению), обеспечивать квалифицированными консультациями, открытой и специальной связью, направлять сотрудников для осуществления приема и т.д.». В случае, если гражданин совершает в приемной действия, представляющие непосредственную угрозу для жизни и здоровья окружающих, должностное (или уполномоченное) лицо, ведущее прием, принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. При необходимости вызываются сотрудники органов внутренних дел и скорой медицинской помощи. Важное место в работе с обращениями граждан в органах ФСБ России уделяется проверке состояния работы с обращениями и контроль за их рассмотрением а также анализу и обобщению содержащейся в обращениях информации. Начальники в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и учетно-справочная картотека приема граждан ведутся и хранятся в секретариате органа безопасности, а в территориально обособленных подразделениях органов безопасности - лицами, на которых возложено ведение делопроизводства. «Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и карточки личного приема представляются для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: начальнику - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию». Книги, ведущиеся в территориально обособленных подразделениях органов безопасности, представляются для проверки начальнику не реже одного раза в шесть месяцев. «Начальники обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению обращений. Для проведения такой проверки приказом соответствующего начальника создается комиссия. По результатам работы комиссии составляется аналитическая справка, которая хранится в деле органа безопасности». В органах безопасности контролю по срокам исполнения подлежат все письменные обращения, о результатах рассмотрения которых требуется дать ответ автору или сообщить в органы государственной власти Российской Федерации. Контроль за исполнением поручений по обращениям граждан в ФСБ России осуществляется в порядке, установленном правовыми актами ФСБ России. Непосредственно работа по контролю возлагается на секретариаты и должностных лиц органов безопасности, наделенных полномочиями по контролю. Лица, осуществляющие такой контроль, имеют право: а) запрашивать у исполнителей и их непосредственных начальников необходимые сведения о ходе рассмотрения обращений; б) знакомиться в установленном порядке с материалами, отражающими состояние рассмотрения обращений; в) вносить предложения соответствующим начальникам по устранению недостатков, выявленных в ходе контроля рассмотрения обращений. О ходе контроля рассмотрения обращений регулярно, но не реже одного раза в месяц, докладывается начальнику органа безопасности. На обращения, рассмотрение которых контролируется, могут оформляться контрольные карточки. Форма и необходимое количество экземпляров контрольных карточек устанавливается органом безопасности. В целях контроля и информационно-аналитического обеспечения работы с обращениями в органах безопасности могут создаваться электронные базы данных, включающие в себя необходимые сведения по зарегистрированным обращениям граждан и результатам их рассмотрения. Применение электронно-вычислительной техники при этом регламентируется отдельными инструкциями, которые разрабатываются в органах безопасности в соответствии с требованиями правовых актов ФСБ России с учетом специфики работы и вида автоматизированной системы. Содержащаяся в обращениях информация обобщается и анализируется для выработки соответствующих предложений и рекомендаций по совершенствованию служебной деятельности органов безопасности. Состояние работы с обращениями (краткие информационно-статистические данные, проводимые мероприятия по совершенствованию работы с обращениями и т.д.) отражаются в годовых отчетах о деятельности органов безопасности. «Контроль за соблюдением установленного настоящей Инструкцией порядка рассмотрения обращений в органах безопасности осуществляет Управление делами ФСБ России, которое в пределах компетенции проводит проверки организации работы с обращениями в органах безопасности, запрашивает в органах безопасности необходимую информацию, связанную с рассмотрением обращений, анализирует и обобщает практику работы с обращениями в органах безопасности». Таким образом, рассмотрение жалоб в органах ФСБ России представляет собой комплекс организационно правовых действий заключающихся в приеме, регистрации, рассмотрении письменных и устных обращений граждан Российской Федерации проверки состояния работы с обращениями, контроля за их рассмотрением, анализа и обобщения содержащейся в обращениях информации, а также организацию приема граждан в органах федеральной службы безопасности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нормативную основу права на обращение составляют Конституция РФ и Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Следует заметить, что обращения граждан не могут рассматриваться по строго унифицированной однообразной схеме во всех сферах общественных отношений. Так, заявление лица в надлежащий орган публичной власти с просьбой предоставить определенную информацию, не относящуюся к информации с ограниченным доступом, может быть рассмотрено в достаточно короткий срок и без дополнительного участия экспертов, консультантов, согласования ответа на обращение между структурными подразделениями соответствующего органа власти. Напротив, при рассмотрении административной жалобы речь не может идти о каком-либо маленьком сроке и упрощенной процедуре рассмотрения, поскольку в данном случае необходимо выяснить все обстоятельства, лежащие в основе жалобы, исследовать дополнительные материалы, запросить мнение компетентных лиц. То же относится и, например, к процедуре рассмотрения заявления о предоставлении лицензии на осуществление определенного вида деятельности. Лицензирующий орган должен располагать достаточным временем и эффективным механизмом оценки способности заявителя осуществлять лицензируемый вид деятельности, соблюдать впоследствии лицензионные требования и условия. Существующее многообразие процедурных особенностей рассмотрения обращений, конечно, нельзя свести к тотальной унификации и однообразию. Во-первых, своеобразие содержания некоторых обращений, исключительность решений, принимаемых по просьбе заявителя, и специфичность процедур рассмотрения обращений такого рода не позволяют подвести к одному знаменателю процесс реализации права на обращение во всех сферах общественных отношений. Во-вторых, в законодательстве и на практике выделяются обращения разных видов, рассмотрение которых, очевидно, должно основываться на различных подходах к правовому регулированию. По характеру содержания и направленности итогового ответа обращения классифицируются на заявления, предложения, жалобы, ходатайства, петиции. Практическое значение такой классификации видится в выделении особенностей рассмотрения обращений в зависимости от отнесения последних к тому или иному виду. Например, жалобы, петиции, заявления применительно к определенным сферам общественных отношений (в отличие от других видов обращений) нуждаются в более длительной и несколько усложненной процедуре рассмотрения. Именно на основе такого подхода подготовлен проект Федерального закона "Об обращениях граждан", который пока не прошел все этапы федерального законодательного процесса. Требование к форме обращения. Статьей 7 Закона об обращениях определены требования к письменному обращению. Так, «гражданин в письменном обращении обязательно указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (законодателем сделана оговорка, что отчество указывается при его наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии». Отступление от данных требований влечет ряд последствий, которые определяются тем, в чем именно состоит отступление от формы обращения. Так, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Тем самым гражданин, нарушивший форму обращения, в какой-то мере наказывает себя сам, самостоятельно лишаясь возможности реализовать свое конституционное право. Однако данное положение содержит и иную смысловую нагрузку; оно направлено на недопустимость доносов и наветов, когда попытка опорочить человека оформляется в форме анонимного сообщения. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные акты: Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993г. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 27 апреля 2007 года. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9 ст. 1011. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 127. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"//Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3430. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"//Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст. 531. Приказ ФСБ РФ от 4 декабря 2000 г. N 613 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности" // Правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 27 апреля 2007 года. Комментарии к нормативным актам: Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. - Юстицинформ, 2006 г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - 5-е изд., перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - 5-е изд., перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". - ООО "Новая правовая культура", 2006 г. Учебная и научная литература: Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М.: Административное право России: Учебник. - М.: «Эксмо», 2005. Кенжаев С. "Обращения, как важнейший фактор деятельности прокуроров по борьбе с нарушениями законности в сфере управления". Автореф. дис: д.ю.н.. М., 1998 г. Периодическая печать: Корякин В.М. Работа с обращениями граждан в вооруженных силах Российской Федерации: вопросы теории и практики. - "За права военнослужащих", 2007. Ратнер Л.И. "Об усилении гарантий своевременного и правильного разрешения жалоб трудящихся"//Советское государство и право. 1959 г. N 9. Тихомиров Ю.А., Васильева С.В. Виноградов В.А., Егорова Е.Ю., Экштайн К. "О проекте Федерального закона об обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления"// Законодательство и экономика, N 9, 2002 г. Федеральный закон "Об обращениях граждан" (проект)//Российская юстиция, 2004 г., N 6.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|