на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие адвокатской деятельности в России
p align="left">В июле 1920 г. на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции было высказано мнение о том, что коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон себя не оправдывали (они злоупотребляли доверием, получали высокие гонорары и т.п.). В результате была дана команда на уничтожение коллегий еще до внесения изменений в законодательство.

Коллегии правозаступников окончательно были упразднены Положением о народном суде РСФСР 1920 г. Согласно этому Положению были выделены из деятельности коллегий правозаступников функции обвинения. Обвинители должны были состоять при отделах юстиции, а право назначения и отзыва обвинителей было предоставлено губисполкомам.

В силу ряда причин после революции формирование новой адвокатуры было противоречивым, а в государстве в тот период времени имели место серьезные отступления от законности. Так, в 1917 - 1922 гг. уголовную ответственность и судопроизводство устанавливали в России высшие органы государственной власти, органы государственного управления, суды, непосредственно население.

Была существенно принижена роль права. В отдельные периоды адвокатура не находила себе должного применения. Таким образом, назрел вопрос о возрождении института адвокатуры.

IX Всероссийский съезд Советов принял специальное постановление, в котором указывалось, что «очередной задачей является водворение во всех областях жизни строгих начал революционной законности».

В этот же период стала вестись активная законодательная деятельность. Была создана единая судебная система: народные суды, губернские суды и Верховный суд РСФСР, они образовывались вместо существовавших ранее революционных трибуналов и народных судов.

Частью судебной реформы 1922 г. была организация прокуратуры. Создание нового отраслевого законодательства, развитие договорных отношений в государстве требовали и создания профессиональной адвокатуры, которая могла бы оказывать квалифицированную юридическую помощь, юридически грамотно защищать права и законные интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Днем рождения советской адвокатуры считается 22 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского Исполнительного комитета IX созыва утвердила своим Постановлением Положение об адвокатуре.

5 июля 1922 г. НКЮ издал Положение о коллегиях защитников, согласно которому создавались коллегии по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции. Общее собрание защитников избирало президиум, который осуществлял руководство деятельностью коллегии. На президиум возлагалась обязанность приема в коллегию и отчисления из нее, наложение дисциплинарных взысканий, решение финансовых и административных вопросов, связанных с функционированием деятельности коллегии.

Деятельность коллегий защитников должна была обеспечивать организацию всесторонней юридической помощи населению путем дачи советов и консультаций, ведением дел в судах и других организациях, широкую пропаганду советского права. Гарантией выполнения задач, поставленных перед советской адвокатурой того времени, могло служить лишь «партийное руководство коллегиями защитников».

Подводя итоги дискуссии в печати об участии коммунистов в работе коллегий и об их роли в адвокатуре, ЦК РКП(б) 2 ноября 1922 г. издал Циркуляр «О вступлении коммунистов в коллегии защитников», в котором давались принципиальные указания, определяющие деятельность коммунистов - членов коллегий защитников.

ЦК РКП(б) указал, что коммунисты в коллегиях должны образовывать фракции, подотчетные губернским комитетам партии.

Примечательно, что коммунистам в коллегиях запрещалось принимать дела по защите «буржуазных элементов» в их спорах против рабочих, государственных предприятий и учреждений. Нельзя было также защищать в судах «явных контрреволюционеров, расхитителей имущества и взяточников» Шаламов М.П. История советской адвокатуры. - М., 1939. - С. 40..

Адвокаты-коммунисты также обязаны были расширять бесплатную юридическую помощь населению, в первую очередь - рабочим и крестьянам. Активное участие коммунистов в работе коллегий адвокатов позволило в короткие сроки покончить с традициями старой адвокатуры.

Затем Положение о судоустройстве РСФСР, принятое IV сессией ВЦИК IX созыва 11 ноября 1922 г., также подчеркнуло, что коллегии защитников действуют именно в целях обеспечения трудящихся юридической помощью. Этим же Положением устанавливалось, что коллегии защитников состоят при губернских судах и действуют под их наблюдением.

А 23 апреля 1924 г. Народный Комиссариат Юстиции принял Циркуляр N 61, в котором предлагал губсудам усилить кадры адвокатуры привлечением в коллегии защитников работников партийных и профессиональных организаций, рабочих, имеющих достаточную подготовку, а также предлагалось усилить контроль губсудов за деятельностью коллегий защитников. В этом Циркуляре ставился и вопрос о равномерном распределении адвокатов по территории губерний в целях лучшего обеспечивания трудящихся юридической помощью.

Циркуляром № 177 Наркомюста от 1 октября 1926 г. указывалось на необходимость максимального расширения сети юридических консультаций, особенно в сельских местностях.

Необходимо отметить, что все законодательные акты Советского государства, определявшие структуру, роль, задачи адвокатуры того времени, свидетельствуют о достаточно большом внимании, которое уделялось новой адвокатуре.

С 1928 г. по инициативе коллегии Народного Комиссариата Юстиции была начата борьба с частнопрактикующими адвокатами, которые якобы «способствовали засорению адвокатуры». Акцент делался исключительно на коллективную консультационную форму деятельности. А 12 сентября 1928 г. коллегия Наркомюста приняла специальное Постановление «О реорганизации коллегии защитников», в котором семи окружным судам предлагалось организовать адвокатские коллективы.

27 февраля 1932 г. Наркомюстом было утверждено новое «Положение о коллективах членов коллегии защитников». Оно учитывало как положительный, так и отрицательный опыт организации и деятельности адвокатских коллективов в первые годы их существования.

Данное Положение предусматривало организацию коллективов защитников «в районных и межрайонных масштабах» и охватывало адвокатов, работающих в районных центрах и в сельских местностях. Действовали коллективы защитников под непосредственным руководством соответствующих президиумов областных (краевых) коллегий защитников. А общий политический надзор за деятельностью коллегии возлагался на областные (краевые) суды.

Четко был определен круг деятельности коллективов защитников, которые должны были оказывать юридическую помощь населению, обслуживать государственные учреждения и предприятия, кооперативные и общественные организации, вести пропаганду советского права и подготовку практикантов, выдвинутых общественными организациями для дальнейшей работы в коллективах.

Конституция СССР 1936 г. устанавливала «право трудящихся на объединение в общественные организации». В соответствии с ним и происходило объединение адвокатов в коллегии. При этом ст. 126 Конституции подчеркивала, что руководящая роль в них, как и во всей общественно-политической жизни страны, принадлежит Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков).

Формально самоуправляющиеся коллегии защитников со времени их образования были под надзором областных судов, а с начала 30-х гг. перешли под контроль Наркомата юстиции.

После убийства Кирова С.М. 1 декабря 1934 г. на всех уровнях, в том числе и в адвокатуре, началась мощная кампания чистки. Например, только с июня 1935 г. по октябрь 1936 г. из Свердловской коллегии были исключены 50 адвокатов. Примерно такое же положение наблюдалось и в других коллегиях. Социальные изменения, происходящие в годы советской власти, требовали и организационного изменения адвокатуры.

Так, 16 августа 1939 г. Постановлением СНК СССР было утверждено новое Положение об адвокатуре СССР, предусмотревшее создание юридических консультаций. Оно разрешало практически все вопросы организации и деятельности адвокатуры на том этапе. Этим Положением устанавливалось, что коллегии адвокатов образовывались в краях, областях, автономных республиках, не имеющих областного деления.

Общее государственное руководство адвокатурой возлагалось на НКЮ СССР, союзных и автономных республик, определялись конкретные задачи по оказанию юридической помощи населению, учреждениям, организациям и предприятиям:

а) дача юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т.п.);

б) составление заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;

в) участие адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Положением был закреплен новый принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование и не менее чем трехлетний стаж работы в качестве судьи, прокурора, следователя и юрисконсульта. Статья 14 Положения закрепляла важнейший демократический принцип, заключающийся в том, что «все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешаются общим собранием членов коллегии адвокатов и президиумом коллегии адвокатов». «Положением» было установлено, что коллегии адвокатов пользуются правами юридического лица.

На основании изучения Положения об адвокатуре СССР 1939 г. и других материалов, касающихся деятельности адвокатов, можно сделать вывод, что основной задачей адвоката была не помощь конкретному человеку, а оказание содействия социалистическому правосудию. Подчеркивалось, что «защита обвиняемого в советском суде должна быть достойной нашего социалистического общества, а советский адвокат должен быть активным проводником социалистической законности» Шаламов М.П. Указ. соч. - С. 53..

Годы репрессий самым отрицательным образом сказались на деятельности коллегии адвокатов. Некоторые честные добросовестные защитники были арестованы: кто-то из них был расстрелян, другие приговорены к различным срокам лишения свободы. Многие были изгнаны из адвокатуры. Все это самым отрицательным образом сказалось на защите прав человека, хотя большинство советских адвокатов достойно и с честью выполняли свои профессиональные обязанности.

Последующее развитие советского общества, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства страны, годы послевоенных пятилеток - все это оказывало непосредственное влияние на деятельность государства в целом и определяло дальнейшие задачи и развитие адвокатуры.

В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял ряд новых законов, в их числе: «Основы уголовного законодательства», «Основы уголовного судопроизводства», «Основы судоустройства» и др. Законом о судопроизводстве значительно расширялись права адвокатов. С принятием этих Основ адвокатура стала совершенствовать свою организацию и деятельность. В октябре 1960 г. были приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Адвокаты еще не были готовы к работе на стадии предварительного расследования по уголовным делам, и в коллегиях были приняты меры по изучению этих законов и их использованию в адвокатской практике.

В 1962 г. Верховный Совет РСФСР принял Положение об адвокатуре РСФСР.

От предыдущего Положения 1939 г. оно отличалось тем, что в нем по-иному решался вопрос о подконтрольности коллегии адвокатов, значительно расширялись права адвокатов. В то же время повысилась и требовательность к ним, иначе определялся круг задач, стоящих перед коллегией.

Много нового появилось и в объеме работы адвокатов. Так, наряду с оказанием юридической помощи населению на коллегии адвокатов возлагались обязанности «по изучению и обобщению причин преступных проявлений и иных нарушений законности». Адвокаты могли вносить соответствующие предложения в органы власти и управления.

В соответствии со ст. 26 Положения адвокату было предоставлено право запрашивать справки, характеристики и другие документы из государственных и общественных организаций. Это, несомненно, явилось прогрессивной формой работы.

Несомненно, что Положение об адвокатуре 1962 г. сыграло положительную роль на том отрезке жизни нашего государства, но адвокатура продолжала находиться в большой зависимости от партийных и государственных структур, которые, по существу, контролировали, опекали ее работу.

До сих пор актуальной положительной оценки заслуживает одна из форм работы адвоката. Это пропаганда законодательства, в настоящее время, к сожалению, совершенно забытая. Только в 1967 г. адвокатами России было прочитано для населения свыше 100 тысяч лекций и докладов, разъясняющих действующее законодательство и практику его применения.

Позже в соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет принял новый Закон «Об адвокатуре в СССР» от 30 ноября 1979 г.

До принятия этого Закона вся организация и деятельность адвокатуры регламентировались положениями об адвокатуре, утверждаемыми Верховными Советами союзных республик. Они по-разному регулировали ряд вопросов деятельности адвокатуры.

Прежние положения об адвокатуре союзных республик нечетко определяли порядок образования коллегий адвокатов, поэтому новый Закон подробно регламентировал вопрос о том, как создаются добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В ст. 3 говорилось, что коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящих из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.