на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие права германии
ногие исследователи считают выборы ядром демократии в ФРГ в силу того, что высший орган государственной власти - парламент образуется на основе всеобщего, свободного, равного и тайного голосования (волеизъявления) граждан-избирателей Ю.П.Урьяс. Политический механизм ФРГ. М., 1978.. Действительно, выборы в ФРГ играют весомую роль при всех своих издержках (неучастии части избирателей в голосовании, агитационно-пропагандистский характер предвыборных обещаний, известная непропорциональность распределения депутатских мандатов и пр.). Они составляют основу одного из демократических принципов - выборности государственных органов. Одновременно выборы представляют собой важнейшую политическую кампанию, в которую вовлекаются широкие слои населения. По существу в ходе выборов принимаются или отвергаются голосами избирателей основные направления (программы) дальнейшего развития общества или его части, предлагаемые различными политико-экономическими кругами, и тем самым, в значительной мере отражается соотношение социальных сил и противоборствующих партийно-политических группировок в обществе. Интерес вызывает и организационное обеспечение выборов, схема выдвижения кандидатов в депутаты, агитация, обсуждение предвыборных платформ, научное и техническое оснащение подготовки, хода и определения результатов выборов. Вместе с тем выборы по-прежнему выступают в качестве одного из средств манипулирования мнением граждан в руках определенных политических сил, стремящихся сохранить существующую экономическую и политическую систему ФРГ соответственно своим представлением о человеческих ценностях.

По распространенному в немецкой науке конституционного права мнению, смысл выборов заключается в переносе мандата народа на его представителей - депутатов. С этим тесно связана реализация активного и пассивного избирательного права. Применительно к избирательной системе ФРГ активное избирательное право есть право гражданина на подачу голоса в пользу одного из кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу и списка кандидатов в депутаты от одной из политических партий в определенной федеральной земле, а пассивное избирательное право - право гражданина выдвигаться кандидатом в депутаты по избирательному округу и (или) по соответствующему партийному списку Б данной федеральной земле. Реализация пассивного и активного избирательного права покоится на традиционных пяти принципах выборов - всеобщие, свободные, прямые, равные и тайные выборы абз. 1 ст. 38 Основного закона; абз. 1 §1 Федерального закона о выборах в Немецкий Бундестаг.

Принцип всеобщих выборов означает, что каждый взрослый гражданин ФРГ имеет право выбирать и быть выбранным в депутаты. Кроме того, лицо не должно быть лишено избирательного права по приговору суда (Уголовный кодекс ФРГ содержит около 40 статей, по которым предусмотрена возможность лишения избирательного права), лишено дееспособности или находиться в психиатрической больнице на основании §63 и 20 УК ФРГ.

Под свободными понимают выборы, при которых лицо свободно в принятии решения об участии или неучастии в них; не допускается прямое или косвенное давление в форме угроз физической расправы или репрессий на волеизъявление избирателей; имеется возможность выбора избирателем из числа нескольких кандидатов и предвыборных программ. В научных кругах остается дискуссионным вопрос о том, требуется ли в качестве неотъемлемого признака демократии установление прямой подачи голоса избирателем. При этом под прямыми выборами подразумевают подачу голоса избирателем непосредственно (без представителя или коллегии выборщиков) и лично (за некоторыми, оговоренными законом исключениями). Принцип равных выборов признается важнее всех других принципов. Вытекая из общего конституционного положения о формально-юридическом равенстве людей (немцев), он предполагает, что каждый избиратель обладает одинаковым числом голосов (двумя на выборах в бундестаг и парламенты некоторых федеральных земель), каждый депутат представляет одинаковое число избирателей (если отклонение составляет более 33,3%, то границы соответствующего избирательного округа должны быть пересмотрены); политические партии и отдельные кандидаты в депутаты имеют равные шансы в предвыборной борьбе. Анализ принципа тайных выборов занимает в немецкой литературе скромное место, так как его осуществление не связано с разработкой особых методик или введением сложных процедур. Суть тайных выборов заключается в том, что принимаемое на выборах решение избирателя в форме подачи голоса (посредством избирательного бюллетеня или счетных машин с раздельной индикацией) не должно быть известно никому. Только действительно тайные выборы могут быть свободными выборами. В целом выборы выступают в качестве средства формирования определенного политического сознания граждан, проявления социальной значимости и индивидуальности отдельного лица. Этому способствует развернутое правовое регулирование выборов, позволяющее четко определить меру дозволенности и ограниченности участия граждан и их объединений в выборах, а следовательно, и влияния их на политический процесс.

Менее значимая роль отведена по Основному закону ФРГ институту "голосования", под которым подразумевается лишь организация референдума, народной законодательной инициативы и народного опроса по вопросу о территориальном переустройстве федеральных земель (ст. 29), а также процедура принятия решений общинным собранием в случае замены им в общине выборного органа абз. 1 ст. 28 Основного закона ФРГ.. Отказ конституции от более широкого использования на федеральном уровне разнообразных форм прямой демократии, известных Веймарской конституции 1919г., послевоенным конституциям некоторых европейских государств, конституциям ряда германских федеральных земель (Баварии, Бремена, Гессена и др.) объясняется в науке конституционного права ФРГ рядом причин, среди которых особое место занимает недоверие к народу как к "органу государства". В современном "индустриальном" обществе требуется гибкое, оперативное и компетентное принятие решения, а это не под силу народу. При этом народ, возможно еще в состоянии принимать решения на коммунальном или земельном уровнях, но не в большой политике.

Несмотря на то, что институт прямой демократии не нашел широкого конституционно-правового закрепления и практического применения на федеральном уровне, является нечастым событием в федеральных землях, он достаточно разработан в теории.

С точки зрения немецких юристов сегодня Основной закон ФРГ смотрится среди конституций Европы в части развития "народного законодательства" аутсайдером. В условиях дальнейшего усложнения задач, решаемых обществом и государством, нередкого несовпадения интересов широких слоев- населения и правящей элиты, повышения уровня социальной активности граждан, совершенствования информационно-коммуникативных связей в обществе существенно возрастает роль непосредственного волеизъявления граждан. Сегодня , оно еще выступает главным образом как фактор давления на официальные институты власти и определенной корректуры их деятельности. Однако оно имеет потенциальную перспективу стать ведущей силой в системе разделения властей и способствовать демократизации государства и права ФРГ.

Глава 2. Система органов государственной власти

2.1 Президент, правительство

Исполнительная власть в Германии принадлежит федеральному президенту, который действует по указаниям правительства. Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а реально исполнительная власть осуществляется правительством.

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами -- Федеральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в бундестаге. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока.

Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли. Он пользуется иммунитетом, который прекращается в случаях, установленных конституцией для ответственности президента.

По конституции федеральный президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов необходима их контрасигнатура канцлером или соответствующим министром (получение контрасигнатуры -- подписи). Контрасигнатура не нужна для актов об увольнении федерального канцлера (при конструктивном вотуме недоверия), при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначения в этих условиях даты выборов в бундестаг, для предложения кандидатуры нового канцлера. Но все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера: прежнему выражено недоверие либо он ушел в отставку, а новый не избран.

Ответственность президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть только бундестаг или бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвинения) требует большинства в 2/3. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение. Отрешенный от должности президент в дальнейшем может быть подвергнут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституционный суд вправе также временно отстранить президента от должности при предъявлении парламентом обвинения -- до решения дела по существу.

Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятствий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель бундестага.

В рассматриваемый период президентами являлись:

Адольф Гитлер (Hitler), НСРПГ 1934-1945

1) Теодор Xeйc (Heuss), CвДП 1949-1959

2) Генрих Любке (Lubke), ХДС 1959-1969

3) Густав Хайнеман (Heinemann), СДПГ 1969-1974

4) Вальтер Шеель (Scheel), СвДП 1974-1979

5) Карл Карстенс (Carstens), ХДС 1979-1984

6) Рихард фон Вайцзеккер (Weizsecker), ХДС 1984-1994

7) Роман Херцог (Herzog), ХДС 1994 - 1999

8) Йоханнес Рау (Rau), СДПГ 1999 - ... Вильгельм Пик (Pieck), СЕПГ, был в 1949-1960 первым и единственным президентом ГДР; его сменил Вальтер Ульбрихт, но уже на посту Председателя Государственного совета ГДР.

В настоящее время Президентом ФРГ, восьмым главой государства является 68-летний социал-демократ Йоханнес Рау, поскольку правящая коалиция в составе СДПГ и партии «зеленых» обладала в Федеральном собрании внушительным большинством. Рау был избран со второго захода, получив 690 из 1 333 поданных голосов. Новый президент - ветеран социал-демократической партии (стаж - 45 лет) и немецкой политики: в течение почти двух десятилетий он был премьер-министром Северного Рейна-Вестфалии - самой крупной и экономически развитой федеральной земли. Он - уроженец Вупперталя, где в молодости руководил небольшим издательством.

Оппонентами выступали представительницы прекрасного пола - 55-летняя профессор физики из Ильменау (земля Тюрингия, бывшая ГДР) Дагмар Шипански, выдвинутая оппозиционным блоком ХДС-ХСС, и 71-летняя профессор теологии Ута Ранке-Хайнеманн - дочь Густава Хайнеманна, избранного президентом ФРГ в тот драматичный день 5 марта 1969 года. Ранке-Хайнеманн - родственница Рау: «брат Йоханнес», как его называют поклонники, женат на Кристине - внучке Густава Хайнеманна. Ута Ранке-Хайнеманн баллотировалась от Партии демократического социализма (ПДС) - правопреемницы гэдээровской СЕПГ. Беспартийную дочь первого социал-демократического президента и посткоммунистов объединило неприятие войны в Югославии.

Расчет оппозиции - выставить кандидатом в президенты представительницу восточных земель Дагмар Шипански не оправдался из-за расклада голосов в Федеральном собрании. Однако обаятельная «фрау профессор», получившая все же 572 голоса, уже подкупила многих немцев своими нестандартными и человечными высказываниями по поводу войны в Югославии и нелегкого социального положения в восточных землях и потому вряд ли бесследно исчезнет из большой политики. Кандидатура Уты Ранке-Хайнеманн была заведомо непроходной. Ей пришлось довольствоваться 62 голосами.

Как уже указывалось, федеральный президент избирается сроком на 5 лет. Его власть в парламентской республике, каковой является Германия, носит скорее номинальный, нежели реальный характер. Хотя президент формально назначает и увольняет министров и послов, делает он это только по представлению канцлера - главы правительства. И, тем не менее, благодаря Рихарду фон Вайцзеккеру, занимавшему президентский пост в 1984-94 гг., глава государства превратился в высшую моральную инстанцию страны. Вайцзеккер неоднократно весьма остро высказывался по вопросам реальной политики, в частности, открыто спорил с канцлером Колем относительно моральной стороны объединения Германии, превратившего многих восточных немцев в «граждан второго сорта». Самостоятельные взгляды неизменно отличали и президента Романа Херцога. В частности, Херцог, наперекор возражениям многих политиков, в 1994 году, сразу после избрания, перенес свою резиденцию на берега Шпрее, в берлинский дворец Бельвю, подчеркнув этим шагом значение новой столицы и восточных земель для единой Германии.

Основные рычаги руководства государством в ФРГ принадлежат правительству, состоящему из канцлера (председатель правительства) и министров. Они не могут занимать другие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную деятельность, входить в состав руководства предприятий, занимающихся извлечением прибыли (в состав наблюдательных советов предприятий они могут входить с согласия бундестага). Особую роль в правительстве играет канцлер, в связи, с чем ФРГ нередко называют канцлерской республикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.