на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие хозяйственных правоотношений на примере своего предприятия
p align="left">В пятидневный срок от даты регистрации органы государственной регистрации направляют экземпляр регистрационной карточки с оценкой о государственной регистрации соответствующему государственному налоговому органу и органу государственной статистики и предоставляют сведения о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в органы Фонда социального страхования и Пенсионный фонд Украины.

Удостоверение о государственной регистрации субъекта предпринимательства служит основанием для открытия счетов в учреждениях банков за местом регистрации субъекта предпринимательской деятельности или в каких-нибудь других учреждениях банков при согласии сторон. Банк обязан открыть банковский счет и в трехдневный срок сообщить об этом налоговую администрацию.

В случае изменения названия, организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности, а также формы собственности субъекты предпринимательской деятельности в месячный срок обязаны предоставить документы для перерегистрации.

Субъект предпринимательской деятельности имеет право открывать свои филиалы (отделение), представительства без создания юридического лица. Создание перечисленных подразделов не нуждается в государственной регистрации. Субъект предпринимательской деятельности сообщает об открытии филиала органу государственной регистрации путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку.

Отказ в государственной регистрации субъекта предпринимательства из мотивов нецелесообразности его создания не допускается. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель имеет право заключать с гражданами договоры об использовании их труда. При заключении трудового договора предприниматель обязан обеспечить условия и охрану труда и оплату не ниже установленного в государстве минимального прожиточного уровня, а также другие социальные гарантии, включая социальное, медицинское страхование и социальное обеспечение согласно с действующим законодательством. При потере работоспособности предприниматель обеспечивает пострадавшему возмещение расходов в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности несут определенную ответственность. Да, предприниматель обязан не наносить вред окружающей среде, не нарушать защищенные законом права и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций и государства. За причиненные убытки предприниматель несет имущественную и другую установленную законом ответственность.

Деятельность предпринимателя прекращается (ст. 51 ГКУ):

* по собственной инициативе предпринимателя;

* на основании решения суда или хозяйственного суда в случаях, предусмотренных законодательством Украины;

* в случае окончания срока действия лицензии;

* за другими основаниями, предусмотренными законодательными актами Украины.

3. Предприятие - как самостоятельный субъект ведения хозяйства

Среди субъектов хозяйственного права важнейшее место принадлежит предприятию как первичному звену народного хозяйства. Предприятие - основная организационная единица ведения хозяйства. Это обусловлено особенностями экономических и социальных функций предприятия в экономической системе, а именно - функций товаропроизводителя, что удовлетворяет общественные потребности в продукции, работах, услугах.

Одними из важнейших предпосылок перехода до рыночной экономики является разработка соответствующей законодательно-правовой основы, организация равноправной деятельности разных видов предприятий, поддержка предпринимательства, освоения рынка на разных уровнях и направлениях.

Главным нормативным актом, что регулирует деятельность предприятий, есть Хозяйственный кодекс Украины (принятый 16 января 2003 года). Этот Кодекс определяет виды и организационные формы предприятий, правила их создания, регистрации, реорганизации и ликвидации, организационный механизм осуществления ими предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике.

Закон также создает ровные правовые условия для деятельности предприятий независимо от форм собственности имущества и организационной формы предприятия.

Согласно с Хозяйственным кодексом Украины (ст. 62) предприятие - это есть самостоятельный субъект ведения хозяйства, созданный компетентным органом государственной власти либо органом местного самоуправления, либо другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном этим Кодексом и другими законами.

Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности и действует на основе устава, является юридическим лицом, имеет отделенное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом и может иметь в своем составе других юридических лиц.

Ведь именно на предприятии идет непосредственный процесс производства материальных благ и услуг, оно есть как самостоятельным хозяйственным (экономическим) субъектом. Подтверждением служит выделение круговорота и оборота фондов предприятия, наличие сложной сети хозяйственных связей. Владельцы средств производства и рабочей силы соединяют свои производственные ресурсы для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Как самостоятельная хозяйственная единица предприятие может вступать в договорные отношения с другими субъектами хозяйственной деятельности, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, формировать свою организационную структуру, управленческий аппарат, штатное расписание, распоряжаться финансами, заниматься куплей, переработкой и продажей продукции, предоставлять социальные услуги населению. Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, может иметь в своем распоряжении основные и оборотные средства, нанимать рабочую силу, осуществлять производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность. Юридический аспект этого определения заключается в том, что предприятие при осуществлении своей хозяйственной деятельности «имеет право по собственной инициативе принимать какие-нибудь решения, которые не противоречат законодательству Украины».

Предприятие - это уставный субъект, который хозяйствует. Устав предприятия должен определять цель и предмет деятельности отдельного предприятия, отклоняться от которых без изменения устава предприятию запрещено. Устав также определяет границы специальной правоспособности предприятия как юридического лица. Это один из важнейших правовых актов предприятия, который указывает обязательные и альтернативные пункты, которые включаются в устав предприятия.

Главное задание предприятия - удовлетворять в чем-либо потребности населения, получая при этом прибыль, за счет которого удовлетворяются социальные и экономические интересы данного коллектива и владельца имущества - предприятия.

Каждое предприятие, фирма, объединение независимо от форм собственности действует на основе хозяйственного (коммерческого) расчета, основными принципами которого являются: самофинансирование, самообеспечение, материальная заинтересованность, экономическая ответственность, свобода хозяйственной деятельности, конкуренция между товаропроизводителями, контроль за их хозяйственной деятельностью.

Коммерческий расчет - это экономическая категория товарного производства, которая отбивает сложную систему экономических отношений, которые возникают в процессе товарного производства, реализации продукции, при распределении и использовании полученного дохода, прибыли.

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, печать со своим наименованием, а промышленное предприятие - также товарный знак. Предприятие не может иметь в своем составе других юридических лиц.

Предприятие осуществляет какие-нибудь виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и отвечают целям, предусмотренные уставом предприятия.

Предприятие владеет определенными материальными, трудовыми и денежными ресурсами, необходимыми для удовольствия спросу потребителей в определенных видах продукции и услугах. Оно имеет необходимое для хозяйничающего субъекта имущество - основные и оборотные денежные средства, другие ценности, которыми оно владеет, пользуется и распоряжается за правом собственности или полного хозяйственного владения. Это имущество юридически отчужденное, как правило, от имущества владельца предприятия и закрепленное за предприятием как субъектом права. Основные и оборотные денежные средства находятся на самостоятельном бухгалтерском балансе, деньги - на расчетном счете предприятия в банке.

Таким образом, предприятие - это самостоятельная хозяйственная организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке для осуществления хозяйственной деятельности с целью удовлетворения общественных потребностей в товаре (продукции, работах, услугах) и получения прибыли, которая действует на основе устава, пользуется правами и выполняет обязанности относительно своей деятельности, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках.

4. Методы хозяйственного права

Методы хозяйственного права - это совокупность способов регулирующих влияние норм хозяйственного права на поведение субъектов хозяйственного правоотношения. Концептуально методы хозяйственного права строятся на двух принципах: общеразрешительному ("разрешено все, что не запрещено законом"), за которым действуют предприятия и предприниматели, и обязывающие ("субъекты хозяйственного права обязаны и должны совершать то, что на них положено законом"). Этот принцип в основном касается органов государственного управления экономикой. Как отмечается в ст. 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Хозяйственные отношения являются комплексными отношениями. Они объединяют в себе организационные и имущественные (стоимостные) элементы. Поэтому в хозяйственном праве как комплексной области права вообще действуют три (а не один, как в некомплексных областях) основные методы правового регулирования.

Прежде всего, это метод автономных решений субъектов хозяйственных отношений. Он основывается на том, что предприятия, предприниматели имеют право по собственной инициативе принимать любые решения, которые не противоречат законодательству Украины (ст. 27 Закона Украины "О предприятиях в Украине", статьи 3, 5 Закона Украины "О предпринимательстве"). Это означает, что субъекты хозяйственных отношений самостоятельно: а) планируют свою хозяйственную деятельность; б) в пределах законодательства свободно избирают предметы хозяйственных договоров и определяют обязательство в них, все необходимые условия хозяйственных взаимоотношений (статьи 20, 21 Закона Украины "О предприятиях в Украине", ст. 5 Закона Украины "О предпринимательстве").

Существует еще метод властных предписаний (требований законов и указаний компетентных органов, обязательных для субъектов хозяйственных отношений). Согласно нему деятельность (поведение) субъектов подчиняется обязательным моделям правоотношения, определенным законодательством. Это, в частности, обязательность соблюдения запретов закона относительно осуществления хозяйственной деятельности (лицензии, квоты, специальные режимы и т.п.), обязанность определенных в законодательстве предприятий заключать с государством государственные контракты и др.

В хозяйственном праве действует также метод рекомендаций. Государство регулирует поведение субъектов хозяйственных отношений путем рекомендованных моделей соответствующего правоотношения. Например, образцовые формы договоров относительно отдельных видов отношений, методические рекомендации относительно отдельных видов деятельности в сфере хозяйствования - это примеры применения государством указанного метода. В зависимости от конкретных хозяйственных ситуаций, интереса государства относительно тех или других хозяйственных отношений и других факторов, которые регулируют хозяйственную жизнь, могут использоваться любые из указанных методов, исходя из того, который из них будет наиболее эффективным.

5. Хозяйственное правоотношение, их признаки и виды

В сфере экономики возникают и функционируют разнообразные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью. В частности, государство осуществляет функции общего управления экономикой. С этой целью в центре и на местах действуют органы государственной исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, другие центральные органы. Итак, в народном хозяйстве составляются управленческие отношения между этими органами и предприятиями. Эти отношения регулируются административным правом, т.е. являются административным правоотношением.

В народном хозяйстве применяется нанимаемая работа работников. Отношения относительно организации ее применения, оплаты труда, времени работы и отдыха, гарантий и компенсаций и т.п. регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения относительно природопользования регулируются природоресурсовыми областями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются налогоплательщиками и т.п. Итак, они являются субъектами финансового правоотношения.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения относительно удовлетворения личных потребностей граждан в товарах, роботах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они за своей экономической природой не являются хозяйственными. Эти отношения лишь создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственном (специальном) понимании, а именно: хозяйственными есть отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образовываются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения, как предмет регулирования, состоят лишь из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается из других областей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего, это ограниченное, сравнительно с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами есть:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированное как юридическое лица;

государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управление и т.п.);

структурные подразделы хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

физические лица, официально зарегистрированные в статусе предпринимателей;

государственное и общественное учреждения и организации, которые є потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от лица которой действуют ее органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений являются объединения в них организационных и имущественных элементов. Такое объединение обусловлено тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирование хозяйственного правоотношения между хозяйствующими субъектами и их контрагентами есть "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственного правоотношения есть решения их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, т.е. общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнение работ, предоставление услуг).

За приведенными признаками хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Итак, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том понимании, которые действуют лишь относительно юридических лиц, их структурных подразделов, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. Т.е. предмет хозяйственного права уже за предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной области, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной областью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других областей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Совокупность хозяйственных отношений, которые составляются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществление хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг, представляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить, как систему правовых норм, которые регулируют хозяйственное отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственное правоотношение могут быть классифицированные за разными признаками.

Так, за характером правоотношения различают:

- отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг);

- отношения относительно управления (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношение делилось на:

- горизонтальные, участники которых равноправные;

- вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе владелец имущества или уполномочен им орган.

За сферой действия правоотношение делилось на:

- внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделами;

- межхозяйственные, что возникают между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За областями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяет такое правоотношение:

- в области промышленности;

- в области сельского хозяйства;

- в области транспорта;

- в области капитального строительства;

- в сфере приватизации;

- в сфере антимонопольного регулирования;

- в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

Заключение

Таким образом, в данной теме мы рассмотрели хозяйственное право как отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения.

В существующей системе права в нашей стране хозяйственное право не выделено. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное, таможенное и т.д.

Правовое обеспечение хозяйственной деятельности - это важное условие функционирования рыночных отношений в Украине, которое включает в себя наличие законодательной основы хозяйственной деятельности, то есть системы нормативных актов, определяющих правовой статус субъектов хозяйствования и регламентирующих разные аспекты хозяйственной деятельности. Хозяйственное законодательство, которое основывается на Конституции Украины, охватывает как хозяйственные законы, так и другие нормативные акты хозяйственной жизнедеятельности: постановления Верховного Совета Украины, принятые как акты текущего законодательства; декреты Кабинета Министров по хозяйственным вопросам, которые принимались Кабинетом Министров на основании временных полномочий, делегированных нему Верховным Советом Украины; указы по экономическим вопросам, выданные Президентом Украины; постановления и распоряжение Кабинета Министров Украины; хозяйственные нормативные акты министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти (к этой группе принадлежат также акты, принятые хозяйственными объединениями - ассоциациями, корпорациями, концернами, консорциумами, промышленно-финансовыми группами и др.); нормативные акты хозяйственного законодательства местных Советов и местных государственных администраций и др. Объективным признаком хозяйственного законодательства является множественность его актов и отсутствие кодифицированного акта хозяйственного законодательства типа Хозяйственного (Коммерческого).

Список литературы

1. Господарський кодекс України: Кодекс набирає чинності з 1 січня 2004 р. - К.: Школа, 2003.

2. Цивільний кодекс України: Кодекс набирає чинності з 1 січня 2004 р. - К.: Школа, 2003.

3. Бобров В.Я. Основи ринкової економіки України. - К.: Либідь, 1995.

4. Основи ринкової економіки. /За ред. В.А. Предбор-ського. - К.: Кондор, 2002.

5. Пруссова Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. - К.: УНПК «Ексоб», 1999.

6. Комерційне право. /За ред. проф. Шакуна В.I. - К.: Правові джерела, 1996.

7. Правові основи підприємницької діяльності /За ред. проф. Жук Л.А. - К.: ЕУФІМ, 2002.

8. Предпринимательское право в вопросах и ответах /Под ред. Н.А. Саниахметовой. - Одесса: Одиссей, 2000.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.