на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реализация прав человека в социально-правовом государстве
p align="left">3. Связанность законом в равной мере как граждан и их объединений (коммерческих и некоммерческих), так и государственных органов, должностных лиц. В отношении граждан и их объединений действует общедозволительный принцип: дозволено всё, кроме прямо запрещённого законом».

В отношении властных государственных органов и должностных лиц действует специально - дозволительный принцип: «Дозволено только то, что прямо предусмотрено законом». Ещё древнегреческий мыслитель Платон отмечал: «я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чьей - либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства…»

4. Законодательное закрепление и реальное обеспечение основных прав человека - наличие отлаженного правового механизма их охраны и защиты (включая уровень прямой конституционной защиты);

5. Построение отношений личности и государства на основе взаимной ответственности: как личность ответственна перед государством, так и государство несёт ответственность перед личностью за неисполнение обязанностей;

6. Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, их независимость и единство; недопустимость подмены функций друг друга; действенность механизма «сдержек и противовесов»;

7. Законный (легальный) путь принятия законов и их изменения - путь выявления воли народа непосредственно (референдум) либо опосредованно (через представительный орган). Вся полнота законодательной власти в представительном органе осуществляется представителями народа, избранными из его среды;

8. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и иных нормативно-правовых актов - отлаженная работа прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и других правоохранительных и контрольно - надзорных органов;

9. Возможность личности притязать на конкретный минимум социальных благ благодаря гарантированию государством её социальной безопасности - минимальный (достаточный) уровень жизни каждому гражданину и его повышение;

10. Возможность граждан притязать на обеспечение государством их социальной защиты, поднятие уровня социально - экономических прав до уровня основных прав - формирование социальной среды, создающей условия для благоприятного индивидуального развития личности, равенства стартовых возможностей (а не материального равенства) с помощью государственной системы просвещения и образования, налоговой политики, регулирования рынка труда и контроля условий труда и др.;

11. Осуществление государством социальной помощи гражданам, не способным (не по своей вине) нести ответственность за своё благосостояние - речь идёт об обеспечении гарантированного уровня социально ранимых слоёв населения - старых, нетрудоспособных (больных), безработных по не зависящим от них причинам. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием;

12. Обеспечение государством социальной функции собственности - собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу: наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ст. 13, 41 Конституции Украины);

13. Проведение государством политики социального компромисса - решения всех вопросов на путях согласия и взаимопонимания различных социальных групп, глубокого уважения к личности независимо от её социального положения, защиты от всякого посягательства на жизнь, здоровье и личное достоинство.[9, с 155]

Таким образом, будучи ограниченным правом, социальное государство проявляет активность в регулировании социально-экономических процессов, социального аспекта основных прав граждан, их социальной защищённости в соответствии с законом.

Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:

· Как индивиду, который отличается от других физическими и психическими качествами, т.е. имеет индивидуальность;

· Как члену социального организма, каким является гражданское общество, т.е. индивиду, который входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;

· Как гражданину, который является поданным государства.

3.4 Реализация идеала социально-правового государства в Украине

Трудности формирования правового государства в том, что этот идеал относится к традиции западноевропейского либерализма и механически не может быть перемещенный в нашу маргинальную политическую и правовую культуру. Дело в том, что в исторической перспективе содержание, вложенное в понимание социально-правового государства, изменилось настолько, что могут быть некие противоположности в его трактовании, так, сегодня мы воспринимаем это абстрактно, во всяком случае, каждый понимает по-своему. Разрыв между желанным идеалом и общественно-политической реальностью получил название «воображаемого конституционализма», что нашло отображение в ст. 1 Конституции Украины. В реальном пути к реализации идеала существует множество преград как материального, так и духовного характера, которые еще следует преодолеть. В теоретическом аспекте, в первую очередь нужно решить проблемы соотношений таких понятий как: «гражданское общество» и «гос-во», поскольку в разные времена были разные понятии гражданского общества, сегодня оно как явление, которое отображает сумму всех неполитических отношений структур (экономических, социальных, духовно-моральных, семейных и т.д.), которые существуют в реальной жизни, не обязано сотрудничать с гос-вом, и быть неотчуждаемой от него силой, что стоит над ним. С позиции политического идеала гос-во должно базироваться на гражданском обществе, а не доминировать над ним. И это при условии, когда права человека и гражданина рассматриваются как ценность, а их гарантия как одна из главных социально - политических функций социально-правового гос-ва.[5, с 48]

В практическом же аспекте для относительного достижения идеала социально-правового гос-ва, при всех целенаправленных усилиях нужны, наверное, десятилетия, прежде чем удастся создать что-то похожее на эффективно действующее социально - правовое гос-во, которое возникает не на пустом месте и не в результате принятия пакета законов. Попытка реализации этого идеала уже была, но на уровне механического объединения «социализма» и «социально-правового гос-ва», что привело к развалу СССР, обострение межнациональных противоречий, усиление сепаратистских тенденций, к экономическому кризису и возрастанию преступности. К данной проблеме может быть также включен исторический опыт демократических политических систем античного мира, некоторых режимов «просветительского абсолютизма» и «просветительских аристократий», а также ряд других моделей политико-правового устройства.

С другой стороны, Украина сегодня сталкивается с такими серьезными трудностями экономического и социального порядка, которые могут изменить общее направление украинского гос-ва в сторону, противоположную реализации ее идеала социально-правового гос-ва.

Во-первых, понятно, что в условиях хаоса построить социально-правовое гос-во невозможно, как нельзя «вывести» политику без экономики. С другой стороны, известные примеры из истории, когда диктаторские режимы выводили страну из кризиса в ранг экономически развитых стран (Франко, Гитлер, Пиночет). Да и в целом опыт истории свидетельствует о том, что из чрезвычайных социально-экономичных ситуаций фактически ни одна страна не выходила пи помощи демократии. Последняя не решит это задание, даже если будет идеальным демократическим гос-вом. Также нельзя исключать и такого варианта, что из экономического кризиса можно выходить и без демократии.

Но если мы говорим о реализации демократического социально-правового гос-ва без этих печальных условностей, то необходимо учесть наличие трех основных элементов: демократии (как форму политического режима), законность и социальную справедливость (по крайней мере, с юридической точки зрения).

Во-вторых, провозглашение в Украине социально-правового гос-ва возможно после ликвидации «ошибочных» моментов: противоречий законов и суверенитетов; низкой правовой культуры населения, у которого, как и раньше нет потребностей в правовых знаниях; возрастание преступности и т.д.

В-третьих, на пути к сближению к идеалу социально-правового гос-ва в Украине, очевидно, должны измениться отношения между гос-вом и личностью: нужно формировать психологию гражданина, а не подданного. Государство должно выступать гарантом прав человека, следовать неким принципам построения и деятельности гос-ва. С точки зрения В. Милецкого, к таким принципам также относятся: открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм, склонность к гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости и солидаризма, осуществление социальной защиты населения через гарантированное соц. обеспечение, стабильные социальные выплаты и много другого.

Должны измениться также отношения между государством и правом: последнее необходимо рассматривать как систему общечеловеческих ценностей, но отождествление его с моральностью, как показывает исторический опыт, ненужно. Общечеловеческие ценности не должны быть «удобными» только данному государству.[5, с 50]

3.5 Проблемы и перспективы построения социально-правового государства в Украине

В соответствии со ст. 1 Конституции нашего государства, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое гос-во, однако это только общие конституционные предписания. Такое государство еще нужно построить.

Сейчас большинство ученых-правоведов считают, что формирование социально-правового гос-ва в Украине будет сложным и долгим процессом, который обусловлен необходимостью кардинального реформирования экономической, политической, правовой и других систем общества.

Приходится констатировать, что пока в нашем гос-ве не достигнуто господство принципа верховенства права. Принимаются нестабильные и несовершенные законы, выдаются подзаконные нормативно-правовые акты, противоречащие требованиям законов.[2, с 32]

Когда же Украина станет социально-правовым гос-вом? Специалисты (правоведы и политологи) считают, что при благоприятных условиях это может случиться не раньше чем через 40-45 лет.

Нужно заметить, что основой создания и функционирования государства является гражданское общество, то есть объединение свободных и равноправных людей, каждому из которых гос-во обеспечивает юридические возможности быть собственником, и брать активное участие в политической жизни.

Между государством и обществом должна быть некая дистанция, которая обеспечивает демократию, соответствующий уровень свободы субъектов гражданского общества. Потому как если государство полностью узурпирует общество, она уничтожает человека как свободную личность. Не гос-во определяет гражданское общество, а общество создает и контролирует государство. Именно таким способом обеспечивается относительно самостоятельное существование демократичного гражданского общества и правового государства. Данное общество имеет приоритет над государством, которое является ее составной частью. Составными гражданского общества являются: собственность и предпринимательство; национальная и экологическая безопасность; семья; наука и культура; объединение граждан; средства массовой информации; прямое народовластие (референдумы, выборы, местное самоуправление) и другие формы демократии.

Для построения гражданского общества в Украине необходимо обеспечить компромисс между разными политическими партиями, направить усилия политиков и экономистов на объединение общества для поисков путей выхода из экономического кризиса, решить проблему межнациональных (в нашем гос-ве проживают 14 млн. граждан других национальностей) и межконфессионных отношений, энергичнее проводить реформирование законодательства с учетом требований международного права.

Украина поддерживает связи с Советом Европы и с 54 странами мира. На протяжении последних восьми лет парламентом нашей страны было ратифицировано 292 международных соглашения. Но приходится констатировать, что часть из них не выполняется надлежащим путем, чем подрывается авторитет страны на международной арене.

Не нужно ориентироваться на быстрое создание в Украине правового государства и из экономических размышлений: сегодня в нашем государстве прибыль снизилась больше, чем во времена Второй мировой войны. Ученые-экономисты считают, что только восстановительный процесс будет занимать более 25 лет, и то при условии благоприятной политической обстановке в обществе.[5, с 34]

Сегодня нужно пересмотреть полномочия Президента, Верховной Рады и кабинета Министров Украины, четче урегулировать полномочия и штатную структуру областных и районных администраций и соответствующих рад, взаимоотношения между ними. Сегодня власть в Украине пытается навести порядок в самой власти, борется с коррупцией, взяточничеством, с бюрократизацией государственного аппарата, как в центре, так и на местах. Все это является позитивным показателем в обеспечении и гарантировании конституционных прав граждан Украины, в том числе их социальных прав.

Эффективно работающие предприятия приватизировались по заниженным ценам. Высокие налоги в сфере предпринимательской деятельности привели к тому, что значительная часть экономики оказалась в теневом секторе. Не были созданы условия и для малого и среднего бизнеса. Все это уж никак не помогало сформировать Государственный бюджет, в котором можно было должным путем обеспечить социальные программы. Создавая условия для формирования Украины как правового, социального государства, важно отметить, что в социальном государстве экономика, политика, идеология, законодательство, правоприменительная практика должны быть направлены на создание условий, необходимых для достойной жизни и свободного развития каждого человека. [3.с 58]

Украина продолжает пребывать в экономическом кризисе, который связан с кризисом духовности. Низкий уровень правосознания, неучитывание менталитета укр. народа - это то, что препятствует осуществлению в нашей стране перемен. В то же время большой актуальности приобретает вопрос о повышении эффективности действия законов. Без этого, осуществление экономических и других реформ, формирование социально - правового государства и гражданского общества, усиление борьбы с преступностью является проблематичным.

Заключение

Анализируя свою работу, хотелось бы сказать, что, просмотрев всю историю зарождения от идеи прав человека до социально-правового государства, невозможно четко определить, когда именно, точно случилась эта перемена точек зрения от тоталитарности до демократии. Почему сейчас считается «модным» жить именно в демократическом государстве? Я думаю, потому что в таком государстве человек наделен самым главным в его жизни - правами. Ведь настоящая «среда обитания» для прав человека возможна при демократии, демократическом правовом государстве. Демократия, правовое государство и права человека неотделимы друг от друга. Правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений со стороны аппарата власти, а права человека - главное условие и признак демократии, гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности. Через реализацию, охрану и защиту прав человека, через демократию лежит путь к реальной интеграции Украины в Европейское и мировое сообщество. Но стоит заметить, что между государством и обществом должна быть некая дистанция, которая обеспечивает демократию, соответствующий уровень свободы субъектов гражданского общества. Потому как если государство полностью узурпирует общество, она уничтожает человека как свободную личность. Не гос-во определяет гражданское общество, а общество создает и контролирует государство. Именно таким способом обеспечивается относительно самостоятельное существование демократичного гражданского общества и правового государства. Также хочу сказать, что дистанция между гос-вом и обществом должна быть потому, что если дать народу свободу во всех сферах деятельности, даже государственно-важных, то такое правовое гос-во просуществует совсем недолго.

Казалось бы, «правовое государство» и «социальное государство» несовместимы. Первое предусматривает определенную свободу личности от государства, от его опеки. Второе, наоборот, опирается на активность государства в социальной защите личности, особенно социально-ранимой (пенсионер, инвалид, безработный не по своей вине).

Между тем, вторая половина ХХ в. соединила эти понятия, обогатив каждое из них. Когда говорят о построении социального правового государства, имеют в виду, прежде всего, воплощение в нем:

· Принципа верховенства права (господство правового закона) как ведущего в правовом государстве;

· Принципа социальной справедливости (обеспечение государством социальной безопасности личности) как ведущего в социальном государстве.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространятся в границах соблюдения основных прав человека.

Что касается Украины, то следует сказать, что, во-первых, сегодня она сталкивается с такими серьезными трудностями экономического и социального порядка, которые могут изменить общее направление украинского гос-ва в сторону, противоположную реализации ее идеала социально-правового гос-ва.

Понятно, что в условиях хаоса построить социально-правовое гос-во невозможно, как нельзя «вывести» политику без экономики. С другой стороны, известные примеры из истории, когда именно диктаторские режимы выводили страну из кризиса в ранг экономически развитых стран (Франко, Гитлер, Пиночет). Да и в целом опыт истории свидетельствует о том, что из чрезвычайных социально-экономичных ситуаций фактически ни одна страна не выходила пи помощи демократии.

Во-вторых, на пути к сближению к идеалу социально-правового гос-ва в Украине, очевидно, должны измениться отношения между гос-вом и личностью: нужно формировать психологию гражданина, а не подданного. Государство должно выступать гарантом прав человека, следовать неким принципам построения и деятельности гос-ва.

Список источников и использованной литературы

1. Конституция Украины, принята Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г. - Х: ООО «Одиссей», 2005 - 48 с.

2. Васькович Й. Проблеми та перспективи побудови правової держави в Україні // Право України - 2000 - №1.

3. Гладких В. Соціальні права громадян в аспекті формування України як соціальної правової держави // Право України - 2005. - № 10.

4. Конституційне право України: Хрестоматія: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів / Упорядники В.С. Журавський, Ю.М. Тодика. - К.: Концерн «Видавничий Дім «Ін Юре», 2004. - 884 с.

5. Корниенко В. Реалізація ідеалу соціально - правової держави в українському суспільстві // Право України - 2001 - № 2.

6. Основи конституційного права України: Підручник. Видання друге, доповнене / За редакцією В.В. Копєйчикова - К: Юрінком Інтер, 1998. - 288 с.

7. Погорілко В.Ф. Основи конституційного ладу України. - К.: Ін Юре, 1997. - 40 с. - (Б-чка «Нова Конституція України»).

8. Проблемы теории государства и права./ Под редакцией М.Н Марченко - М.: Юристь, 2004. - 568 с.

9. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Х.: Консум; Университет внутренних дел, 2000. - 704 с.

10. Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право. - 2004. - № 5.

11. www. jandex. ru / В.Милитарев, Фонд «Институт Развития».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.