p align="left">Для защиты своих интересов и проведения переговоров об условиях труда с максимальной эффективностью работники стали объединяться в особые организации - профессиональные союзы. Эти организации по мере своего становления получили возможность проводить переговоры с работодателями также с позиции силы и во многих случаях стали вынуждать работодателей заключать соглашения о труде на условиях, максимально выгодных для работников. Тем самым произошло фактическое выравнивание положения работников (объединенных в особую организацию) и работодателя. Можно констатировать, что становление переговорного процесса между организациями работников и работодателями проходило в условиях силового противостояния труда и капитала, зачастую приводившего даже к вооруженным столкновениям. Подобное противостояние нарушало социально-экономическую стабильность, приводило к ослаблению всего общества и противоречило его интересам. Кроме того, оно противоречило также интересам конкретных работников и работодателей, поскольку открытая конфронтация, с одной стороны, подрывает конкурентные позиции работодателя, а с другой стороны, негативно влияет на положение работников. Осознание отрицательного влияния трудовых конфликтов на развитие общества и государства потребовало политических изменений в отношении государства к регулированию отношений между трудом и капиталом. Государство признало право работников на объединение в профессиональные организации и стало стимулировать развитие договорного взаимодействия работодателей и представительных организаций работников. Одновременно произошли существенные изменения и в политической ориентации рабочего движения. Профсоюзы и социалистически ориентированные партии рабочих фактически отказались от реализации идеи уничтожения капитализма путем политической революции, а работодатели, в свою очередь, признали профсоюзы законным коллективным представителем интересов работников наемного труда. Опираясь на негативный опыт государств, не сумевших своевременно создать институты партнерства (прежде всего России и Германии), индустриальное общество пришло к осознанию того, что с точки зрения производственной и общественной эффективности сотрудничество между миром труда, миром капитала и государством приносит больше прибыли для всех заинтересованных лиц, чем конфронтация. Ведь социальный мир в обществе конкретной страны является для нее не только весьма важным преимуществом в условиях международной конкуренции, но и элементарной предпосылкой для обеспечения притока долгосрочных инвестиций и создания эффективной экономической системы, позволяющей процветать как обществу, так и государству. На локальном уровне, благодаря доверительному сотрудничеству между работодателями и профсоюзами, удается избежать забастовок, наносящих работодателю имущественный ущерб. Открытость и достоверность информации, получаемой работниками об экономическом положении работодателя, предотвращают неоправданно высокие требования по заработной плате. Работники, вовлекаясь в процессы планирования и принятия решений на производстве, в большей степени становятся заинтересованными в результатах своего труда, соответственно, и работают эффективнее. В свою очередь повышение совокупного производственного результата позволяет одновременно реализовать интерес работников к повышению заработной платы, интерес работодателя к получению более высокой прибыли и интерес государства к росту налоговых поступлений. Таким образом, со всех точек зрения механизм социального сотрудничества оказывается более выгодным и эффективным, чем открытое противостояние труда и капитала. Существенной спецификой становления отношений социального партнерства в Российской Федерации на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения, формирование независимого от государственных органов сектора экономики существенно повышают роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение. Необходимо заметить, что социальное партнерство не является самоцелью. Прежде всего, оно представляет собой инструмент, использование которого в ходе диалога между работодателями и профсоюзами позволяет из всего многообразия возможностей выбрать наиболее приемлемые с экономической и социальной точек зрения. В то же время социальное партнерство выступает как институт социальной политики, с помощью которого реализуются социальные функции государства и обеспечиваются классовый мир и спокойствие в стране. С этих позиций социальное партнерство - единственно возможная разумная альтернатива классовой борьбе и силовым способам разрешения конфликта труда и капитала. В итоге социальное партнерство можно определить как способ регулирования социально-трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), основывающийся на взаимном учете интересов каждой из сторон, уважении этих интересов и отказе от силовых способов взаимодействия. Социальное партнерство осуществляется как на двусторонней основе (в условиях так называемого бипартизма, т.е. двустороннего сотрудничества работников с работодателем), так и на трехсторонней основе (в условиях «трипартизма», т.е. трехстороннего сотрудничества организаций работников, работодателей и государства). Российская модель социального партнерства фактически тяготеет к модели «трипартизма», в которой существенная роль отводится государству. Это связано с историческими особенностями развития отношений применения наемного труда в нашей стране, в которых государство выступало и как законодатель, и как фактический работодатель для большинства работников. В настоящее время государство во многом продолжает восприниматься в качестве источника реальной власти, способной урегулировать трудовые отношения вообще и в конкретной организации в частности. Это мнение поддерживается еще и тем, что реальные условия труда значительного количества наемных работников по-прежнему определяются в нашей стране непосредственно государством (работники организаций, финансируемых из бюджетов Российской Федерации, субъектов РФ, местного самоуправления). Очевидно, именно данное обстоятельство позволило законодателю сформулировать следующее определение: «социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ). При этом, правда, оговаривается, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами». По мере развития частноправовых начал в регулировании трудовых отношений непосредственное участие государства в социально-партнерском взаимодействии, как показывает опыт других стран, сокращается при одновременном усилении его роли в правовом регулировании отношений социального партнерства. Основная функция государства в отношениях социального партнерства - функция гарантийная. Государство выступает в качестве гаранта социального партнерства, обеспечивающего равноправие участников отношений социального партнерства и защиту их прав. Свою роль гаранта отношений социального партнерства государство осуществляет преимущественно в формах участия в разрешении разногласий, возникающих между субъектами социального партнерства (организации посреднических процедур, трудовых арбитражей, осуществлении судопроизводства), осуществления контроля за соблюдением законодательства о социальном партнерстве и выполнением обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями. Необходимо подчеркнуть, что на принципе трипартизма основывается и международное регулирование трудовых отношений. В частности, он применяется при формировании самой структуры правотворчества, в качестве которой фигурирует Международная Организация Труда как специализированная организация ООН. В работе МОТ от каждого государства участвуют представители правительства, работодателей, профессиональных союзов. Конвенции и рекомендации МОТ принимаются по соглашению между представителями правительств, работодателей, профсоюзов и представляют собой результат социального диалога, определенный компромисс интересов участников трудовых отношений и государства. Конституционной основой развития отношений социального партнерства в нашей стране являются нормы ст. 7 Конституции РФ, определяющей Российскую Федерацию как социальное государство. Это позволяет говорить о признании и необходимости гарантирования со стороны государства прав всех членов общества, что в свою очередь приводит к признанию необходимости мирного развития общества, социального сотрудничества. В Российской Федерации отношения социального партнерства регулируются разделом II ТК РФ На федеральном уровне могут приниматься и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения социального партнерства. Эти правовые акты являются подзаконными и не могут содержать норм, устанавливающих субъективные права и обязанности участников рассматриваемых отношений. Они определяют лишь обязанности государственных органов по обеспечению функционирования системы социального партнерства и деятельности соответствующих органов. В качестве примера таких актов может служить утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. Положение о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений (с последующими изменениями и дополнениями). Существенное значение для развития и регулирования отношений социального партнерства имеет законодательство субъектов РФ. Именно на данном уровне стали приниматься первые законы о социальном партнерстве. В большинстве своем эти законы определяли правовые основы становления, функционирования и развития системы социального партнерства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Они конкретизировали и дополняли нормы федерального законодательства о коллективных договорах и соглашениях, уточняли общий порядок проведения переговоров, заключения и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений, права и обязанности сторон социального партнерства, определяли статус органов социального партнерства. ЗаключениеОсновной объем отношений в сфере несамостоятельного труда облечен в правовую форму и выступает в виде правовых отношений. Поскольку правовое регулирование является эффективным средством социального регулирования, такая значительная роль права в сфере труда свидетельствует о том, что здесь концентрируются интересы, имеющие существенное социальное значение. Реализацию общесоциальных интересов (т.е. интересов, присущих обществу в целом) принимает на себя главным образом государство. Помимо общесоциальных интересов в сфере общественного труда возникают, принимают правовую форму и реализуются интересы отдельных социальных групп. В числе таких интересов следует указать главным образом на интересы двух основных социальных групп - наемных работников и работодателей. Указанные интересы объективно являются разнонаправленными, исключающими друг друга, иными словами - антагонистическими.Социальное партнерство можно определить как способ регулирования социально-трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), основывающийся на взаимном учете интересов каждой из сторон, уважении этих интересов и отказе от силовых способов взаимодействия.Источники1. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. - М.: Юристъ, 2002. - 560 с.2. Трудовой кодекс Российской федерации (по состоянию на 1 мая 2006 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 234 с. - (Кодексы и законы России - мини-формат).3. Мандрица В. М., Касьянов В. В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 480 с. (Серия «Учебники и учебные пособия).4. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Серия «Закон и общество». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004. - 48 с.5. Гордиенко Ю. Ф., Обухов Д. В., Самыгин С. И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004 - 352 с.6. Управление персоналом организации (под ред. А. Я. Кибанова). М., 20037. Обухов Д. В. Социально-экономическая стабилизация современного российского общества. М., 2002.8. Пригожин А. И. Современная социология организаций - М., 2000.9. Основы организации охран труда на предприятии - Н. Новгород 2002.10. Документы по оформлению трудовых отношений. - М.:, 2001.11. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов - СПб., 2001.
Страницы: 1, 2
|