на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Регулирование охраны окружающей среды
p align="left">решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов;

реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и прав будущих поколений людей на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития (ст.42).

Утвержденный План действий Правительства РФ по охране окружающей среды на 1994-1995 гг. (постановление Правительства РФ от 18.05.1994 г. №496) Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды РФ в 1995 году» М Министерство окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации ЭКОС-информ. 1996 с 351 предусматривал реализацию 96 мероприятий по подготовке законодательных и других нормативно-правовых актов, а также целевых программ, необходимых для решения остро назревших экологических проблем. Этот план в основном был выполнен за исключением некоторых незавершенных разработкой программ, перешедших в новый План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1996-1997 гг. (утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 г. №155).

Разработка проекта концепции явилась следующим важным шагом в осмыслении проблемы устойчивого развития, поиске путей достижения цели и не имела аналогов в российском документотворчесгве. Это был единственный, пожалуй, случай осуществления реформ в России, когда к подготовке важного для страны документа широко привлекалось население.

В целях обсуждения сложившейся экологической обстановки и подготовленного рабочей группой проекта концепции Правительства РФ специальным распоряжением (от 13.04.1994 года №1481-р) Энциклопедия российского права Электронный бюллетень Сентябрь 1999 г. выпуск

№13(43), АРЫ, Российская газета, М ООО Равновесие-Медиа наметило собрать в Москве в июне 1995 года Всероссийский съезд по охране природы, в рамках подготовки к которому в 87 субъектах Российской Федерации были проведены территориальные конференции по избранию делегатов съезда, обсуждению проекта концепции и местных проблем охраны природы.

Таким образом, начатый в Рио-де-Жанейро процесс преобразований постепенно становится в России все более привычным и вполне реализуемым. Задача состоит лишь в том, чтобы создать для этого процесса благоприятные условия, которые в стране отсутствуют из-за кризисных явлений.

Вхождение России в мировой экологический рынок и участие в мировой конкуренции предполагают необходимость правового решения ряда новых проблем - о соответствии общепризнанным техническим требованиям экспортируемого сырья и импортируемой продукции российских природоохранных стандартов мировым требованиям, например, в части вредных выхлопов и уровня шума автомобильных и авиационных двигателей, обеспечении надлежащего таможенного и производственного экологического контроля.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что одной из важнейших задач по созданию действенного механизма реализации экологической функции государства является дальнейшее совершенствование экологического законодательства, которое в современном его виде не полностью соответствует современным требованиям.

Сценарий развития экологических процессов в нашей стране в
ближайшей перспективе, увы, не обнадеживает. И все же ситуация не
выглядит не столь безнадежно критической по причине интернационализации
экологических издержек развития российского общества, что усиливает
заинтересованность мирового сообщества в стимулировании
природоохранных действий на национальном уровне. Тем более что
обострение экологического кризиса в России превращается в угрозу
глобальной экологической безопасности. Значение факта глобализации
экологических процессов для России не ограничивается лишь получением
финансовой и технической помощи под гарантию осуществления
экологических проектов. Это - и путь к экологизации хозяйственной
деятельности через участие в международных экологических соглашениях
и привлечение иностранных инвестиций. Это - и средство экологизации
общественного сознания через интеграцию в международное экологическое движение.

1.2. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

Одним из самых действенных способов юридической техники, призванных определить ориентиры правового регулирования тех или иных общественных отношений, несомненно, важное место занимают принципы международного права и национального законодательства. Процесс развития экологического законодательства Российской Федерации в настоящее время наглядно демонстрирует усиление роли принципов международного права.

Наиболее основательно эти проблемы рассмотрены в работах И.И Лукашука Лукашук И. И. Hopмы международного права в правовой системе России. М , 1998, С 43 и С.Ю. Марочкина Марочкин С..Ю. Техника введения норм международного права в российскую правовую систему//Сборник статей Под ред. В М Баранова Нижний Наш город 2001,1 2. С.7, где в свою очередь, отраслевая система международного права воздействует на отраслевую систему национального права, где также нельзя недооценивать значение общепризнанных принципов и иных международных норм права.

Характерной особенностью международного права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются основополагающие общепризнанные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому в дипломатической практике их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня любое значимое политическое решение может быть надежным, если оно опирается на основные принципы международного права.

Однако принципы права не всегда лежат на поверхности они или же закрепляются прямо в законодательных актах (статьях, преамбулах конституционных и обычных законов), или же вытекают из содержания конкретных правовых норм.

Как справедливо отметил С.С.Алексеев, «...принципы - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни, ее тенденции и потребности» Алексеев С.С. Общая теория права. М. Г.2, 1989 г С 149..

В силу особой значимости таких нормативно-руководящих начал логично предположить, что формулируются они, прежде всего в нормах законодательных актов Российской Федерации. Однако проведенный сравнительно-правовой анализ нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ показывает, что отнюдь нередко принципы содержали именно в этих актах. Вместе с тем, очевидно, что в происходящем в настоящее время процессе повышения роли закона среди всех нормативных правовых актов, основанном на положениях ст.1, 4, 15 Конституции РФ, обеспечивающих принцип верховенства закона в государстве, первичная правовая норма может появиться только в законодательном акте. Таким образом, если теоретически и практически не исключается формирование принципа права в любой норме права, то наиболее юридически обоснованным было бы его закрепление именно на уровне закона. Следовательно, налицо, что в настоящее время понятия принципа права и принципа законодательства практически совпадают и используются различно лишь в конкретном аспекте проводимых научных исследований. Поскольку же сфера настоящего научного исследования - это законодательство, то понятие принципов прилагается именно к экологическому законодательству.

Несмотря на характер и динамику действия принципов, они остаются главным системообразующим фактором международно-правовой системы. В понятие правовой системы в теории права включаются юридическая практика, правовая идеология, правосознание, индивидуальные государственно-властные предписания, субъективные права и обязанности, а соответственно формулировка Конституции РФ «дает основания для такой «прописки» общепризнанных принципов, норм и международных договоров РФ в российской правовой системе, при которой эти принципы, нормы, договоры, не вторгаясь прямо во внутригосударственный нормативный комплекс, в российское законодательство, взаимодействуют с ним в правоотношениях, вправоприменительном процессе....» Игнатенко Г В Международное право Учебник для вузов М , 2000 с 116.

Существование приоритета международного права перед внутригосударственным заключается в повышенном влиянии международного права на формирование внутригосударственного законодательства Российской Федерации, но для того чтобы норма международного права стала обязательной для физических и юридических лиц в государстве, его государственных органов, органов местного самоуправления, вводится процедура имплементации в национальные законодательные и нормативные правовые акты. Другими словами, включение общепризнанных принципов и норм международного права в систему права России, в сферу источников национального права происходит только на основании специальных решений и действий государства.

При этом М.М.Бринчук справедливо отмечает, что «соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина» Бринчук М М. Экологическое право Учебник для высших юридических учебных
заведений М,1998 с 88-89..

Исследованиями в этой области известны правоведы-экологи: Алексеев С.С., Бекяшев К.А., О.С.Колбасов, А.С.Тимошенко, Ю.А.Тихомиров, С.В.Черниченко, которые говоря о принципах международною права вообще и специальных принципах международного экологического нрава в частности, отмечают, что речь идет не о законах самого права как формы общественного сознания, а о таких его нормах, которые имеют общий характер и позволяют поддерживать ту степень цивилизованности в отношениях между субъектами международного права, без намеренного сочетания своих интересов.

В международном праве известна классификация принципов права в зависимости от их распространения на систему права. Итак, выделяются принципы универсального характера (основные), сфера действия которых касается не только субъектов, но и видов международных отношений, которые подвергаются их воздействию, имеющих характер социально-политических начал и отраслевые (специальные) принципы международного экологического права, которые могут рассматриваться как общепризнанные нормы международного права, а также их непосредственное влияние на правоприменение, толкование законов и развитие экологического законодательства.

Общепризнанные (основные) принципы международного права закреплены в Уставе ООН Устав ООН. Гл. 1 ст2. // Основные факты об Организации Объединенных Нации. Пер. с

анг. публикации ООН М «Международные отношения». , затем они были конкретизированы и дополнены в ряде международно-правовых актов: Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утвержденная резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24.10.1970 г., Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.), Международных пактах ООН о правах человека (1966 г.), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г). Формулирование принципов международного экологического права продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28.10.88 г.

Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права. В настоящее время в связи с обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная целостность и неприкосновенность, сотрудничества, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, самоопределения народов, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств, международно-правовая ответственность. Из них исходят и определяют содержание все международные договоры по защите окружающей среды, при этом представляя собой часть правовой системы Российской Федерации (ч.4 ст. 15 Конституции РФ).

При этом общепризнанные принципы экологического права в законодательных актах сформулированы либо как принципы законодательства, либо как принципы реализации конкретного вида деятельности, порядок осуществления которого установлен законодательством.

Следует отметить, что специальные принципы международного экологического права - категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они рассеяны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Также являются нормами, формулирующими общепризнанные принципы международного экологического права, которые нашли свое отражение в развитии внутригосударственного права и законодательства в целом, в частности для международного права окружающей среды и экологическою права и законодательства Российской Федерации. Например, ч.1 ст.27 Конституции РФ гарантирует право свободного выбора пребывания и места жительства на случай чрезвычайной экологической катастрофы, согласно ст. 13 ч.1 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), где закреплено право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, а также Международных пактов ООН о правах человека (1966 г.) в которых законодательно были закреплены принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека (ст. З).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.