на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Регулирование трудовых отношений прокурорских работников

Регулирование трудовых отношений прокурорских работников

21

Регулирование трудовых отношений прокурорских работников

Граждане Республики Беларусь реализуют право на труд в различных формах: путем заключения трудового договора, поступления на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь или на службу в органы внутренних дел, на службу в органы прокуратуры и т.п.

Особенности регулирования трудовых отношений прокурорских работников обусловлены спецификой выполняемых ими функций и задач. Согласно действующему Закону Республики Беларусь от 29.01.1993 "О прокуратуре Республики Беларусь" (далее - Закон о прокуратуре) служба в органах прокуратуры является видом государственной службы, поэтому на отношения между прокурорским работником и соответствующим органом прокуратуры распространяется как действие Закона о прокуратуре, так и нормативных правовых актов, регулирующих отношения государственной службы. Кроме того, на прокурорских работников распространяется действие Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) и иных нормативных правовых актов о труде.

В соответствии со ст. 5 ТК он применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников (военнослужащих, служащих государственного аппарата и др.) в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус. Это означает, что на работников прокуратуры нормы трудового законодательства распространяются в случае, если отношения, связанные со службой в прокуратуре, не урегулированы специальным законодательством.

К специальным нормативным актам, регулирующим отношения службы в органах прокуратуры, в первую очередь относятся Закон о прокуратуре и Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25.06.1996 № 396-ХIII (далее - Положение о прохождении службы в органах прокуратуры).

Кроме того, новый Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 "О государственной службе в Республике Беларусь" (далее - Закон о государственной службе) предусматривает, что он распространяется на лиц, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в органах Прокуратуры Республики Беларусь. Этот же закон определяет, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные данным законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательств. Аналогичная норма содержится и в Положении о прохождении службы в органах прокуратуры.

Прокурорские работники

Рассматривая особенности трудовых отношений прокурорских работников, следует четко разграничивать, кто относится к прокурорским работникам. Термины "работник прокуратуры" и "прокурорский работник" неоднозначны. Работники прокуратуры - это все работники, состоящие в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры, предусмотренные в штатном расписании прокуратуры, в том числе и прокурорские работники. К работникам прокуратуры, кроме прокурорских работников, относятся секретари, заведующие канцелярией, инспекторы прокуратуры, технические работники и т.д. Это обычные работники, с которыми заключается трудовой договор или контракт, и на них полностью распространяется трудовое законодательство. Понятие "прокурорские работники" дано в ст. 50 Закона о прокуратуре. Под наименованием "прокурорские работники" следует понимать работников прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания), а также стажеров прокуратуры.

Такое понимание прокурорских работников идентично пониманию государственных служащих в Законе о государственной службе. В соответствии со ст. 5 этого закона государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа, в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не относятся к государственным должностям.

Особенности трудовых отношений прокурорских работников проявляются в следующих аспектах:

- порядке поступления на службу в органы прокуратуры;

- требованиях к кандидатам на должность прокурорского работника;

- правах и обязанностях прокурорского работника;

- правоограничениях;

- гарантиях для прокурорских работников;

- основаниях увольнения (помимо общих оснований).

Поступление на службу в органы прокуратуры

Прокуратура Республики Беларусь является одной из структур государства, деятельность которой направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. Важность и значимость направления деятельности прокуратуры влечет предъявление к лицам, претендующим на занятие должности прокурорского работника, особых требований. Особенности правового положения прокурорских работников обусловлены тем, что прокуроры и следователи прокуратуры выполняют важнейшие функции по осуществлению надзора за законностью, в силу чего они должны обладать высокими личностными качествами, соответствующими ряду формальных требований, предъявляемых к ним законодателем. Эти требования предусмотрены в ст. 40 Закона о прокуратуре. На должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными деловыми и моральными качествами. На должности прокурорских работников могут назначаться также граждане, имеющие иное высшее образование, причем количество их не может превышать 2% от штатной численности прокурорских работников. На должности прокурорских работников прокуратур районов (городов) и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся на старших курсах в вузах по юридической специальности.

Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на службе в прокуратуре, если оно:

- не является гражданином Республики Беларусь. Особенностью требований к прокурорским работникам, как и к претендентам на другие государственные должности, является принадлежность к гражданству государства. На эти должности не могут назначаться лица без гражданства и иностранные граждане. Такое же требование содержится и в Законе о государственной службе;

- признано в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени. Так, ст. 51 Уголовного кодекса Республики Беларусь в качестве одной из мер наказания предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- имело или имеет судимость. На должности прокурорских работников не могут быть назначены лица, ранее совершившие преступления. Это препятствие к занятию должности прокурорского работника обусловлено тем, что он имеет моральное право осуществлять свои обязанности и требовать от других выполнения предписаний закона только в том случае, если сам имеет безупречную репутацию. При этом препятствием к назначению на должность прокурорского работника является факт судимости независимо от времени привлечения лица к уголовной ответственности. Погашенная судимость влечет те же последствия;

- имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При поступлении на службу в органы прокуратуры Республики Беларусь граждане предъявляют документы и сведения согласно перечню, указанному в ст. 25 Закона о государственной службе: личное заявление; личный листок по учету кадров; паспорт, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих приему на военную службу); трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу; диплом или иной документ о соответствующем образовании. При приеме на работу кандидаты на занятие должности прокурорского работника, помимо других необходимых документов, представляют декларацию о доходах и имуществе.

Сведения, представленные гражданами при поступлении на службу в органы прокуратуры, изучаются Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь во взаимодействии с Прокуратурой Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Службой безопасности Президента, Комитетом государственной безопасности, Министерством внутренних дел, Государственным таможенным комитетом, Министерством по налогам и сборам, Государственным комитетом пограничных войск Республики Беларусь.

Статьей 33 Закона о государственной службе предусмотрены основания для отказа в приеме на государственную службу, в том числе и на службу в органы прокуратуры. Гражданин не может быть принят на государственную службу (службу в органах прокуратуры) в случаях:

- признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

- наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

- несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;

- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с прокурорским работником, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отсутствия гражданства Республики Беларусь;

- представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности; непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

- увольнения за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических веществ на рабочем месте и в рабочее время до истечения 2 лет со дня увольнения за такие действия;

- в иных случаях, установленных законодательными актами.

Претенденту на занятие должности в органах прокуратуры по его просьбе должна представляться в письменной форме информация о причинах отказа в принятии на службу.

Прохождение службы в органах прокуратуры также имеет свои особенности.

Согласно ст. 11 Закона о государственной службе отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус. Прокурорским работникам в соответствии со ст. 41 Закона о прокуратуре присваиваются классные чины (воинские звания). Положением о прохождении службы в органах прокуратуры установлены классные чины, соответствующие воинским званиям: государственный советник юстиции 1-го класса (генерал-полковник); государственный советник юстиции 2-го класса (генерал-лейтенант); государственный советник юстиции 3-го класса (генерал-майор); старший советник юстиции (полковник); советник юстиции (подполковник); младший советник юстиции (майор); юрист 1-го класса (капитан); юрист 2-го класса (старший лейтенант); юрист 3-го класса (лейтенант); младший юрист (младший лейтенант). Классные чины прокурорским работникам присваиваются с учетом занимаемой должности, срока пребывания в классном чине, результатов аттестации. Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, находятся в них пожизненно. За нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника, прокурор может быть понижен в классном чине. Восстановление прокурорских работников в прежнем классном чине проводится только в порядке аттестации по истечении не менее 2 лет.

Лишение классного чина может иметь место только при увольнении работника из органов прокуратуры.

Прокурорским работникам, имеющим классные чины, устанавливаются соответствующие доплаты к служебным окладам, при исполнении служебных обязанностей они носят форменное обмундирование со знаками отличия.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.