Регулирование трудовых отношений прокурорских работников
21 Регулирование трудовых отношений прокурорских работников Граждане Республики Беларусь реализуют право на труд в различных формах: путем заключения трудового договора, поступления на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь или на службу в органы внутренних дел, на службу в органы прокуратуры и т.п. Особенности регулирования трудовых отношений прокурорских работников обусловлены спецификой выполняемых ими функций и задач. Согласно действующему Закону Республики Беларусь от 29.01.1993 "О прокуратуре Республики Беларусь" (далее - Закон о прокуратуре) служба в органах прокуратуры является видом государственной службы, поэтому на отношения между прокурорским работником и соответствующим органом прокуратуры распространяется как действие Закона о прокуратуре, так и нормативных правовых актов, регулирующих отношения государственной службы. Кроме того, на прокурорских работников распространяется действие Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) и иных нормативных правовых актов о труде. В соответствии со ст. 5 ТК он применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников (военнослужащих, служащих государственного аппарата и др.) в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус. Это означает, что на работников прокуратуры нормы трудового законодательства распространяются в случае, если отношения, связанные со службой в прокуратуре, не урегулированы специальным законодательством. К специальным нормативным актам, регулирующим отношения службы в органах прокуратуры, в первую очередь относятся Закон о прокуратуре и Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25.06.1996 № 396-ХIII (далее - Положение о прохождении службы в органах прокуратуры). Кроме того, новый Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 "О государственной службе в Республике Беларусь" (далее - Закон о государственной службе) предусматривает, что он распространяется на лиц, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в органах Прокуратуры Республики Беларусь. Этот же закон определяет, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные данным законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательств. Аналогичная норма содержится и в Положении о прохождении службы в органах прокуратуры. Прокурорские работники Рассматривая особенности трудовых отношений прокурорских работников, следует четко разграничивать, кто относится к прокурорским работникам. Термины "работник прокуратуры" и "прокурорский работник" неоднозначны. Работники прокуратуры - это все работники, состоящие в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры, предусмотренные в штатном расписании прокуратуры, в том числе и прокурорские работники. К работникам прокуратуры, кроме прокурорских работников, относятся секретари, заведующие канцелярией, инспекторы прокуратуры, технические работники и т.д. Это обычные работники, с которыми заключается трудовой договор или контракт, и на них полностью распространяется трудовое законодательство. Понятие "прокурорские работники" дано в ст. 50 Закона о прокуратуре. Под наименованием "прокурорские работники" следует понимать работников прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания), а также стажеров прокуратуры. Такое понимание прокурорских работников идентично пониманию государственных служащих в Законе о государственной службе. В соответствии со ст. 5 этого закона государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа, в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не относятся к государственным должностям. Особенности трудовых отношений прокурорских работников проявляются в следующих аспектах: - порядке поступления на службу в органы прокуратуры; - требованиях к кандидатам на должность прокурорского работника; - правах и обязанностях прокурорского работника; - правоограничениях; - гарантиях для прокурорских работников; - основаниях увольнения (помимо общих оснований). Поступление на службу в органы прокуратуры Прокуратура Республики Беларусь является одной из структур государства, деятельность которой направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. Важность и значимость направления деятельности прокуратуры влечет предъявление к лицам, претендующим на занятие должности прокурорского работника, особых требований. Особенности правового положения прокурорских работников обусловлены тем, что прокуроры и следователи прокуратуры выполняют важнейшие функции по осуществлению надзора за законностью, в силу чего они должны обладать высокими личностными качествами, соответствующими ряду формальных требований, предъявляемых к ним законодателем. Эти требования предусмотрены в ст. 40 Закона о прокуратуре. На должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными деловыми и моральными качествами. На должности прокурорских работников могут назначаться также граждане, имеющие иное высшее образование, причем количество их не может превышать 2% от штатной численности прокурорских работников. На должности прокурорских работников прокуратур районов (городов) и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся на старших курсах в вузах по юридической специальности. Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на службе в прокуратуре, если оно: - не является гражданином Республики Беларусь. Особенностью требований к прокурорским работникам, как и к претендентам на другие государственные должности, является принадлежность к гражданству государства. На эти должности не могут назначаться лица без гражданства и иностранные граждане. Такое же требование содержится и в Законе о государственной службе; - признано в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; - лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени. Так, ст. 51 Уголовного кодекса Республики Беларусь в качестве одной из мер наказания предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; - имело или имеет судимость. На должности прокурорских работников не могут быть назначены лица, ранее совершившие преступления. Это препятствие к занятию должности прокурорского работника обусловлено тем, что он имеет моральное право осуществлять свои обязанности и требовать от других выполнения предписаний закона только в том случае, если сам имеет безупречную репутацию. При этом препятствием к назначению на должность прокурорского работника является факт судимости независимо от времени привлечения лица к уголовной ответственности. Погашенная судимость влечет те же последствия; - имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей; - состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. При поступлении на службу в органы прокуратуры Республики Беларусь граждане предъявляют документы и сведения согласно перечню, указанному в ст. 25 Закона о государственной службе: личное заявление; личный листок по учету кадров; паспорт, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих приему на военную службу); трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу; диплом или иной документ о соответствующем образовании. При приеме на работу кандидаты на занятие должности прокурорского работника, помимо других необходимых документов, представляют декларацию о доходах и имуществе. Сведения, представленные гражданами при поступлении на службу в органы прокуратуры, изучаются Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь во взаимодействии с Прокуратурой Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Службой безопасности Президента, Комитетом государственной безопасности, Министерством внутренних дел, Государственным таможенным комитетом, Министерством по налогам и сборам, Государственным комитетом пограничных войск Республики Беларусь. Статьей 33 Закона о государственной службе предусмотрены основания для отказа в приеме на государственную службу, в том числе и на службу в органы прокуратуры. Гражданин не может быть принят на государственную службу (службу в органах прокуратуры) в случаях: - признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; - лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени; - наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей; - отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; - несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей; - близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с прокурорским работником, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; - отсутствия гражданства Республики Беларусь; - представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности; непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений; - увольнения за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических веществ на рабочем месте и в рабочее время до истечения 2 лет со дня увольнения за такие действия; - в иных случаях, установленных законодательными актами. Претенденту на занятие должности в органах прокуратуры по его просьбе должна представляться в письменной форме информация о причинах отказа в принятии на службу. Прохождение службы в органах прокуратуры также имеет свои особенности. Согласно ст. 11 Закона о государственной службе отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус. Прокурорским работникам в соответствии со ст. 41 Закона о прокуратуре присваиваются классные чины (воинские звания). Положением о прохождении службы в органах прокуратуры установлены классные чины, соответствующие воинским званиям: государственный советник юстиции 1-го класса (генерал-полковник); государственный советник юстиции 2-го класса (генерал-лейтенант); государственный советник юстиции 3-го класса (генерал-майор); старший советник юстиции (полковник); советник юстиции (подполковник); младший советник юстиции (майор); юрист 1-го класса (капитан); юрист 2-го класса (старший лейтенант); юрист 3-го класса (лейтенант); младший юрист (младший лейтенант). Классные чины прокурорским работникам присваиваются с учетом занимаемой должности, срока пребывания в классном чине, результатов аттестации. Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, находятся в них пожизненно. За нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника, прокурор может быть понижен в классном чине. Восстановление прокурорских работников в прежнем классном чине проводится только в порядке аттестации по истечении не менее 2 лет. Лишение классного чина может иметь место только при увольнении работника из органов прокуратуры. Прокурорским работникам, имеющим классные чины, устанавливаются соответствующие доплаты к служебным окладам, при исполнении служебных обязанностей они носят форменное обмундирование со знаками отличия.
Страницы: 1, 2
|