на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль и место закона в конституционном праве России
p align="left">Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равны. До принятия Конституции 1993 года Федеративный договор предусматривал существенное различие в статусе трех групп субъектов Федерации, а именно республик, краев и областей, автономий. Так например, Федерация и республика имели право совместно устанавливать общие принципы бюджетной системы, края и области в установлении этих принципов не участвовали. Не имели они также права участвовать и в разграничении государственной собственности на своих территориях на федеральную и собственность соответствующего субъекта, хотя такое право республик было зафиксировано. Дискриминация в отношении краев и областей была столь очевидна, что Федеративный договор Федерации с ними уже в момент его подписания был дополнен протоколом, несколько уравнивающим права края и области с права республик. Федеративный договор не гарантировал субъектам Российской Федерации равные права, тем самым узаконивал неравенство граждан России, ставя в прямую зависимость реализацию их прав от их проживания в республике, области, крае и т.д. Этот недостаток устранен частью 1 раздела 2 Конституции, в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Полномочия каждого отдельного субъекта Российской Федерации четко указываются ст.73 Конституции, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входит все то, что отнесено к ведению Федерации, а также к полномочиям Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В Конституции не приведен перечень предметов ведения исключительно субъекта Федерации, так как объем и разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велики и разнообразны, что перечислить все, чем они обязаны заниматься и за что они ответственны, практически невозможно. Более того, приведение такого списка не только не нужно, но и вредно, поскольку субъекты Федерации оказались бы в ряде случаев вынужденными ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.

Конституция Российской Федерации не перечисляет полномочия субъектов Федерации. Она лишь определяет предметы ведения РФ (ст.71) и дает Федерации право определять свои полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72), оставляя за субъектами право регулировать свои полномочия в сфере совместного ведения. Это позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов - федеральных и субъектов Федерации - точностью определять пределы полномочий субъектов РФ. Часть 6 ст.76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативно правового акта субъекта Федерации в случае противоречие между федеральным законом и нормативно правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с частью 4 этой же статьи. При возникновении противоречия между данными сторонами приоритет отдается правовому акту субъекта Российской Федерации.

Признание приоритета актов субъекта Федерации по вопросам их собственного регулирования отражено только в Конституции 1993 года (ст.76) и юридически гарантирует то положение, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в ст.73 «обладают всей полнотой государственной власти». Ст. 76 устанавливается порядок разрешения противоречий между федеральными законами и нормативными правовыми актами.

4.по порядку принятия

Верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем другим правовым актам, включая и федеральные законы, обуславливает особую, более сложную процедуру их принятия.

Федеральные конституционные законы принимаются так называемым квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания. Это означает, что конституционный закон считается принятым, только если за него проголосовало не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не мене двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 1995 года по делу о толковании статей 103 (часть3), 105(части 2 и 5), 107 (часть3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации, дал разъяснение, что «статья 100 (часть 1) Конституции РФ устанавливает, что совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. В силу статей 102 (часть 3), 103 (часть 3), 105, 108 (часть 2) Конституции федеральные законы, постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно. В статье 107 (часть 3) Конституции РФ подчеркивается, что повторное рассмотрение федерального закона палатами Федерального Собрания осуществляется в установленном Конституцией порядке, т.е. также раздельно. В тех предусмотренных частью3 статьи 100 Конституции случаях, когда палаты собираются совместно, голосования не проводится и решения не принимаются.

Примером деления законов по порядку их принятия могут служить и законы Костромской области. Устав области внесение в него поправок, изъятий, изменений и дополнений принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (ст. 104 Устава области). По предметам своего ведения Законодательное Собрание области принимает законы области большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Уставом области (часть 2 ст. 55 Устава области).

5. по возможности принятия Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето

Признание федеральных конституционных законов верховенствующими выражается в том, что будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов (ст.107 Конституции РФ). Конституция обязывает Президента независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят палатами Федерального Собрания, и обнародовать (часть 2 ст.108 Конституции). Подписание и обнародование должны быть произведены не позднее чем по истечении 14 дней. Обнародование конституционного закона осуществляется путем его опубликования в тех же официальных изданиях, где публикуются федеральные законы.

3 Характеристика федерального конституционного закона и его отличие от федерального закона

Федеральный конституционный закон рассматривается мировой законодательной практикой как особая категория правовых актов. В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие “федеральный конституционный закон” впервые закреплено Конституций Российской Федерации 1993 года.

Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве. Одно из предназначений таких законов - обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы.

Конституцией Российской Федерации определяется четкий круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, тогда как принятие федеральных законов может прямо и не оговариваться в Конституции, а вытекать из логики конституционного регулирования.

Различие федерального конституционного закона и федерального закона состоит не только в юридической силе и различии предметов ведения, которые в них затрагиваются, но и порядком принятия и возможностью применения Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето.

Как уже указывалось ранее в работе конституционные законы принимаются квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания (не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы), а федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Как конституционные, так и федеральные законы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно.

Федеральные конституционные законы, принятые палатами Федерального Собрания, как и принятые поправки к Конституции не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Изучив Конституцию Российской Федерации можно составить следующий перечень Конституционных законов:

№ статьи

Конституции

Суть вопроса

Название и дата принятия ФКЗ

или одобрения законопроекта

п.1,2ст.56

ст.88

Порядок введения чрезвычайного положения

ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ

“О чревычайном положении” одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001

п.2.ст.65

п.5.ст.66

п.1.ст137

Порядок принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ, измене-ние конституционно-правового статуса субъекта РФ

проект ФКЗ “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ” одобрен в первом чтении 01.12.1999, рассмотрен Советом Гос. Думы 27.04.2000, 20.06.2000, предложен депутатами Гос.Думы М.С. Гуцериевым, Л.А. Иванченко, А.И. Лукъяновым, М.З. Юрьевым

п.1 ст.70

Описание, порядок официального использования государствен-ных флага, герба и гимна

ФКЗ от 25.12.2000 № 1-ФКЗ

“О государственном флаге РФ”

одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000

ФКЗ от 25.12.2000 № 2 ФКЗ

“О государственном гербе РФ”

одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000

ФКЗ от 25.12.2000 № 3 -ФКЗ

“О государственном гимне РФ”

одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000

ФКЗ от 22.03.2001 № 2 - ФКЗ

“О внесении изменений и дополнений в ФКЗ “О государственном гимне РФ”

одобрен СФ ФС РФ 14.03.2001

п.”в”ст.84

Порядок назначения референдума Прези-

дентом РФ

ФКЗ от 10.10.1995 № 2 -ФКЗ

“О референдуме РФ”

одобрен СФ ФС РФ 03.10.1995

п.3 ст.87

Режим военного положения

п”д”ст.103

Порядок действия Уполномоченного по правам человека

ФКЗ от 26.02.1997 № 1 -ФКЗ

“Об Уполномоченном по правам человека в РФ”

одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997

п.2ст.114

Порядок деятельности Правительства РФ

ФКЗ от 17.12.1997 № 2- ФКЗ

“О правительстве РФ”

одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997

п.3ст.118

О судебной системе

ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ

“О судебной системе РФ”

одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996

проект ФКЗ “О внесении дополнений в ФКЗ “О судебной системе РФ” (в части образования административных судов) одобрен в первом чтении 22.11.2000 предложен Верховным Судом РФ

п.3ст.128

Полномочия, порядок образования и деятельности Конститу-

ционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж-ного Суда РФ и иных федеральных судов

ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ

“О Конституционном Суде РФ” одобрен СФ ФС РФ 12.07ю1994

ФКЗ от 08.02.2001 № 1-ФКЗ

“О внесении изменений и дополнений в ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”

одобрен СФ ФС РФ 31.01.2001

ФКЗ от 28.04.1995 № 1 - ФКЗ

“Об арбитражных судах в РФ” одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995

ФКЗ от 23.06.1999 № 1 -ФКЗ

“О военных судах РФ”

одобрен СФ ФС РФ 09.06.199

проект ФКЗ “О судах общей юрисдикции в РФ” рассмотрен Советом Гос.Думы 22.12.1998, предложен Президентом РФ

проект ФКЗ “О полномочиях судов общей юрисдикции по проверке соответствия нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативно правовыми актам” одобрен Гос.Думой 24.12.1999, предложен Верховным Судом РФ

проект ФКЗ “О полномочиях арбитражных судов по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральными конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу” рассмотрен Советом Гос.

Думы 16.05.2000, предложен Высшим Арбитражным Судом РФ

проект ФКЗ “О внесении изменения и дополнения в ФКЗ “О военных судах РФ” (в части определения подсудности военных судов в связи с созданием административных судов) рассмотрен Советом Гос.

Думы 03.10.2000, предложен Верховным Судом РФ

проект ФКЗ “О федеральных административных судах в РФ” одобрен в первом чтении 22.11.2000, предложен Верховным Судом РФ

проект ФКЗ “О Верховном Суде РФ” рассмотрен Советом Гос.Думы 16.01.2001, предложен Верховным Судом РФ

п.2.ст.135

Порядок созыва Конституционного Собрания

1-й проект ФКЗ

“О Конституционном Собрании” рассмотрен Советом Гос.Думы 04.07.2000, предложен депутатами Гос.Думы Б.Б. Надеждиным, А.И. Лукъяновым, В.А. Крюковым, В.В. Володиным, Е.Б. Мизулиной

2-й проект ФКЗ

“О Конституционном Собрании” рассмотрен Советом Гос.Думы 21.09.2000, предложен депутатом С.А. Ковалевым

Из приведенной выше таблицы видно, что одно положение Конституции, предусматривающее регулирование на уровне федерального конституционного закона, служит основой для принятия нескольких конституционных законов. Примером может служить п.1 ст.70, принято три основных конституционных закона “О государственном флаге РФ”, “О государственном гербе РФ”, “О государственном гимне РФ” и четвертым законом внесены изменения и дополнения в ФКЗ “О государственном гимне РФ”. Аналогичная ситуация складывается и с п.3 ст. 128, которой предусматривается принятие федеральных конституционных законов, регламентирующих полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ (принят основной закон, а другим внесены поправки), Верховного Суда РФ (проект закона рассмотрен Советом Гос.Думы), Высшего Арбитражного Суда РФ (принят закон) и иных федеральных судов (принят закон “О военных судах РФ”, а в отношении иных федеральных судов проекты законов находятся в различных стадиях законодательного процесса).

Принятие одних федеральных законов прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации, например, ч.1 ст.6 “О гражданстве РФ”, п.2 ст.39 “О государственных пенсиях в РФ”, п.2 ст.59 “О воинской обязанности и воинской службе”, п.4 ст. 81 “О выборах Президента РФ”, а принятие других вытекает из логики конституционного регулирования: ст. 38 “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, ст. 41 “О здравоохранении в РФ”, ст. 43 “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

4 Характеристика иных законов в современной России

Федеральная конституционно-правовая система в качестве составных частей включает в себя кроме Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и республиканские конституционно-правовые системы, состоящие из конституций республик, законов и иных нормативных правовых актов республик, а также правовых систем краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, состоящих из уставов, законов и иных нормативно правовых актов. Конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые актов субъектов Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральными законами и актам, изданным субъектом, действует федеральный закон.

Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом субъекта действует нормативный правовой акт субъекта.

Особое место в этой системе занимает федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования. Поэтому в большинстве стран установлен усложненный порядок изменения конституции.

Новая Конституция РФ применяет новую терминологию - вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» (гл.9). Эта Конституция, в отличие от предыдущих, право принятия Конституции не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции РФ (ст.71).

Конституция свидетельствует, что она восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учрежденной, не обычной законодательной властью. Принятие Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее двумя третями голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Порядок образования Конституционного Собрания будет определен В соответствии с Конституцией федеральным конституционным законом. Конституция в ст.134 ввела новую норму,- перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции или внесения в нее поправок. Теперь предложение о поправке и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, Представительные (законодательные) органы субъектов РФ, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

На повышение стабильности Конституции направлено, и то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Главы 1,2,9: «Основы конституционного строя», Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Предложения о пересмотре статей этих глав требуют значительной поддержки членов и депутатов обеих палат. Их число должно составлять три пятых голосов от общего числа в каждой из палат. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Поправки допускаются лишь к главам 3-8. Они требуют одобрения не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет условия вступления

В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта. Это основные законы субъектов Федерации. В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономного округа) - их Уставы. Конституции и Уставы представляют собой акты учредительного характера. Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок. Конституции и уставы могут быть приняты народом данного субъекта Федерации (например, Конституция республики Ингушетии), или законодательным (представительным) органом субъекта Федерации, причем по решению, принятому квалифицированным большинством, т.е. не менее двух третей от общего числа депутатов. Порядок их принятия и внесения в них поправок, оговариваются в самих Конституциях и уставах. Они могут вносится или через референдум, или данные полномочия делегированы законодательным органам субъектов. В некоторых субъектах Федерации предусматривается, что принятию нового устава, а также внесение в него поправок может быть вынесено на народное обсуждение, либо на консультативный референдум.

По предметам своего ведения субъекты Федерации принимают законы. Они принимаются законодательными (представительными) органами субъектов. Например, Законодательное Собрание … области принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Уставом области. Порядок внесения, рассмотрения и принятия законов области устанавливается Уставом области, Регламентом Законодательного Собрания области и законом области “О порядке опубликования и вступления в силу законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области”.

Принятие Устава области, внесение в него поправок принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (ст.104 Устава области), а также по решению Законодательного Собрания области проект Устава области, проект закона области о внесении в него поправок могут быть вынесены на областное народное обсуждение, либо но консультативный областной референдум (ст.105 Устава области).

Внесение изменений и дополнений в закон области производится только законом области.

Следует отметить следующую особенность, законы многих республик принимались еще до принятия новой Конституции Российской Федерации 1993 года, тогда как в иных субъектах Федерации законы стали издаваться лишь после ее вступления в силу, чаще всего с марта-апреля 1994 года. Это объясняется тем, что в это время шло образование законодательных органов многих субъектов Федерации. В течение последнего времени органами власти всех уровней проводится большая работа по проверке соответствия своих нормативно-правовых актов действующему законодательству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Официальное издание, М.: Юрид.лит., 1997. 64 с.

2. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 10. Ст.1146

3. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», с изменениями и дополнениями от 22 октября 1999г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст.801; 1999. № 43. Ст.5124.

4. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года., с изменениями и дополнениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 г., 2 апреля, 21 и 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 19 января, 19 мая, 2 и 28 июня, 7 июля, 4 и 27 октября, 6, 15 и 22 декабря 2000 г.// Собрание законодательства Российской Федерации 1998. № №7,16, 26, 30, 44, 52, 1999. №№ 17, 39, 43,49, 50, 2000. №№22, 24, 28, 30, 42.45, 50, 52 , 2001. № 1

5. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утвержден постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996г., с изменениями и дополнениями от 10 апреля, 26 июня, 29 декабря 1996 г., 23 января, 24 декабря 1997 г., 13 марта, 10 июля 1998 г., 27 января, 9 июня, 11 ноября 1999 г., 19 апреля, 17 мая, 7 июня, 25 октября 2000г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №№ 7, 16, 27, 1997. №№ 1, 5, 1998. №№ 1, 12, 29, 1999. №№ 6, 13, 24,47. 2000. №№ 17, 21,24,44.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть3), 105 (часть 2 и 5), 107 (часть3). 108 (часть2), 117 (часть3) и 135 (часть2) Конституции Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 16 Ст. 1451.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. № 1-П «По делу толкования части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 13. Ст. 1207

8. Комментарии к Конституции Российской Федерации (Общ.ред. Ю.В. Окуньков. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: БЕК, 1996.664 с.

9. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации. Альбом таблиц и схем. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ. 1998. 142 с.

10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 сентября 2000 года № 598 -III ГД «О примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ в период осенней сессии 2000 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 38 Ст. 3767.

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 января 2001 года № 1005-III ГД «О примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ в период весенней сессии 2001 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 4 Ст. 276.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.