на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль института Президента в системе государственной власти
p align="left">Президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорционального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депутатов от данной земли и последних данных о численности населения.

Федеральное собрание созывается не позднее, чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундестага; он же руководит работой собрания.

На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президента обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится.

Федеральный Президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Однако никто не может быть избран Президентом более двух раз подряд.

В области внутренней политики Президент ФРГ наделен следующими полномочиями: он подписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; может опротестовать принятый парламентом закон как антиконституционный перед Федеральным конституционным судом; выдвигает кандидатуру на пост Федерального канцлера (считаясь с соотношением партийных фракций в Бундестаге); назначает по предложению Федерального канцлера федеральных министров, обладает правом назначать и увольнять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров (эти полномочия могут быть переданы федеральным министрам); осуществляет право помилования, награждение орденами и медалями и др.

Внешнеполитические полномочия Федерального Президента включают в себя: представительство Федерации в международных отношениях, назначение и отзыв послов ФРГ в иностранных государствах, прием аккредитуемых при нем полномочных представителей иностранных государств. Президент имеет право заключить от имени ФРГ договоры с иностранными государствами (договоры политического характера и договоры, относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратификации парламента).

У Федерального Президента есть также так называемые "резервные" полномочия, используя которые он может влиять на политическую жизнь. Президент вправе требовать созыва Бундестага (это требование должно быть выполнено), он может распустить Бундестаг, если последний не избрал Канцлера абсолютным большинством голосов или если Канцлер при постановке вопроса о доверии не получил большинства голосов членов Бундестага. По представлению Федерального правительства и с согласия Бундесрата Президент может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого, как отмечалось, федеральные законы могут приниматься без участия Бундестага.

К числу чрезвычайных относится право Федерального Президента объявлять с согласия Канцлера «состояние обороны», если созыву Бундестага или совместного комитета мешают «непреодолимые препятствия».

Для вступления в действие распоряжений и указаний Федерального Президента необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Это правило не действует в случаях назначения или отставки Федерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относительным большинством и ходатайства об исполнении Федеральным канцлером или федеральным министром своих обязанностей до назначения их преемников.

Федеральный Президент не несет политической ответственности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитывается о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед федеральным собранием. Однако Основной закон допускает возможность смещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос о смещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральным конституционным судом (который принимает окончательное решение) только в связи с обвинением его в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона.

Истрия становления института Президента в РФ

Особое, специфическое местоположение как в целом с точки зрения социально-экономического и исторического развития, в особенности состояния и перспектив функционирования государственности в целом, так и её отдельных и ведущих институтов и структур, в том числе института Президента, занимает Российская Федерация.

При подготовке проекта Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить пост Президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако вскоре Н.С. Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии была прервана.

Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1988 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность - Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.

С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями. Появились и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР институт Президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение Президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты Президентов в союзных республиках, в том числе пост Президента в Российской Федерации Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президентства СССР // Государство и право. - 1996.- №5. - С. 96-103. .

В Российской Федерации институт Президентства был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О Президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993 года Лазарев Б.М. Об изменениях в правовом статусе Президента СССР //Советское государство и право. - 1991. - № 8. - С. 34-36..

Итак, процесс становления института Президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, Президентская власть предполагает признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.

Конституционно-правовые основы статуса Президента Российской Федерации

Охарактеризуем в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами институт Президента РФ:

Во-первых, Президент РФ - новый, ранее не применявшийся в России государственный институт.

Во-вторых, Конституция РФ в ст. 11 провозглашает и закрепляет статус Президента РФ как субъекта государственной власти в Российской Федерации. В.М. Малиновская, автор комментария Конституции РФ, дает объяснение: Государственная власть в Российской Федерации - это власть, которая осуществляется высшими органами государства, распространяется на всю территорию Российского государства и его население, защищается силой принуждения.

Президент РФ находится во главе системы государственных органов, в целом он независим от других государственных органов. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: ТК Велби, 2005

Конституция РФ в ст. 10 исходит из принципа: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В-третьих, Конституция РФ содержит специальную четвертую главу, посвященную правовому статусу Президента РФ. В этой главе особо выделяются следующие положения и нормы:

Президент РФ является главой государства.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов Российской Федерации, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует принимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной Целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 4-е изд., и доп. - М.: Норма, 2005, стр. 439.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри станы и в международных отношениях.

В-четвертых, в ст. 83 Конституции РФ устанавливаются функции и полномочия Президента РФ.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. См. Конституцию РФ, ст. 83.

В-пятых, в ст. 85 Конституции РФ установлено:

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения, т.е. единого, всеми заинтересованными сторонами одобряемого решения, Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: ТК Велби, 2005, ком. К ст. 85 он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. См. Конституцию РФ, ст. 85.

Президент может влиять на решения органов власти субъектов РФ, особенно те, которые затрагивают права граждан, причем степень такого воздействия Президента в последнее время значительно увеличена: в тех случаях, когда грубо нарушаются права человека, он вправе распустить законодательное собрание и освободить от должности высшее должностное лицо субъекта РФ. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Малиновская В. М. - М.: ТК Велби, 2005, ком. К ст. 85

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.