p align="left">В связи с этим, эффективное развитие города на основе выделенных точек роста, создание и успешное функционирование конкурентоспособной экономики города, а также формирование комфортной городской среды не представляется возможным без внедрения научно-технических и других инноваций, основанных на передовых технологиях, ускоренном внедрении новейших научных разработок в практику, донесения их до потребителя. Для этого необходима развитая научно-образовательная сфера, включающая комплекс учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, располагающих современной базой. Основа такой базы сформирована в Иркутске на протяжении XX века. Однако в последние годы уровень научно-образовательного комплекса Иркутска постоянно снижается и по ряду направлений уже уступает таким центрам как Томск, Новосибирск, Красноярск, что подтверждается результатами конкурсов Федерального агентства по образованию. Вместе с тем, научно-образовательный комплекс Иркутска обладает значительным кадровым потенциалом и исследовательским опытом в изучении озера Байкал и других уникальных природных объектов. Это может стать основой для проведения фундаментальных и прикладных исследований, связанных реализацией потенциала выделенных точек роста г. Иркутска. ВУЗы и научные центры города могут стать не только источником научных открытий, технических и социальных инноваций, но и мощной точкой притяжения из других регионов России и из-за рубежа молодежи, ученых, специалистов по внедрению научных разработок в практику. В таком качестве научно-образовательный комплекс города будет выполнять роль инструмента адаптации и ассимиляции мигрантов, их легальной и взаимовыгодной интеграции в городское сообщество Иркутска. Для этого требуется придать дополнительный импульс развитию научно-образовательного комплекса Иркутска, позиционировать город как крупнейший научно-образовательный комплекс Восточной Сибири, центр разработки и внедрения экономических и социальных инноваций. Таким образом, шестым приоритетом развития города Иркутска является: «Иркутск - центр инновационной экономики», что предусматривает широкую поддержку науки, образования и инновационного сектора экономики. Создание комфортной городской среды и высоко привлекательного туристического центра невозможно без масштабного и многоаспектного развития культурной жизни города. На сегодняшний день культурная жизнь Иркутска насыщена событиями не только регионального, но общероссийского значения. Вместе с тем, требуется более активная позиция в продвижении города как культурной столицы не только Прибайкальского региона, но и всего Сибирского федерального округа и в перспективе - всей Азиатской части России. Такой подход предусматривает комплексное развитие культурной жизни города, включая реконструкцию памятников истории и культуры в городе, расширение круга культурных, спортивных мероприятий, физкультурного и оздоровительного движения. Продвижение идеи «культурной столицы» требует реализации долговременных PR-программ, по формированию привлекательного имиджа города в России и за рубежом через средства массовой информации, прежде всего через электронные, по уровню развития которых Иркутск занимает одно из ведущих мест в стране. Позиционирование города как культурной столицы Восточной Сибири позволит не только повысить привлекательность города для туристов, но и косвенно будет работать на реализацию остальных приоритетов развития города: повысит привлекательность Иркутска для жизни горожан, позволит закрепить здесь население (прежде всего молодежь), сформирует дополнительные ниши для мелкого и среднего бизнеса, сформирует дополнительные транспортные потоки и т.д. В связи с этим, седьмым приоритетом развития Иркутска является «Иркутск - культурная столица Восточной Сибири», предусматривающий сохранение и актуализацию богатых историко-культурных традиций, создание новых культурных ценностей. Таким образом, развитие города Иркутска будет строиться на основе системы из семи стратегических приоритетов: 1. Иркутск - город для жизни; 2. Иркутск - опорная точка развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа; 3. Иркутск - крупный транспортно-логистический центр Сибири; 4. Иркутск - город-стройка; 5. Иркутск - город широких предпринимательских возможностей; 6. Иркутск - центр инновационной экономики; 7. Иркутск - культурная столица Восточной Сибири. Очевидно, что все выделенные приоритеты не являются изолированными направлениями, а тесно взаимосвязаны, и реализация каждого из них способствует более эффективной реализации остальных направлений. Стратегические приоритеты и задачи устойчивого социального развития г. Иркутска. Стратегический приоритет: Иркутск - город для жизни. Основные задачи: 1. Преодоление негативных демографических тенденций. 2. Повышение уровня личной безопасности жителей. 3. Повышение уровня здоровья населения. 4. Повышение уровня доходов населения. 5. Полное и качественное удовлетворение потребительского спроса. Стратегический приоритет: Иркутск - культурная столица Восточной Сибири. Основные задачи: 1. Реконструкция и повышение привлекательности исторической части города и памятников истории и культуры. 2. Развитие и продвижение города как ведущего культурного центра Байкальской Сибири. 3. Развитие города как центра спортивной жизни Байкальской Сибири (в т.ч. физкультурного движения). 4. Формирование и продвижение привлекательного имиджа города. Стратегические приоритеты и задачи устойчивого экономического развития г. Иркутска Стратегический приоритет: Иркутск - опорная точка развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Основные задачи: 1. Развитие сферы гостеприимства (гостиницы, многофункциональные деловые центры и туристско-рекреационные зоны), охватывающей все сегменты рынка. 2. Развитие инновационных туристических технологий. 3. Создание комплексных схем туристического трансферта (внутриобластного, межрегионального, международного /Восток-Запад/). 4. Комплексное благоустройство города. 5. Формирование и продвижение привлекательного имиджа города. Стратегический приоритет: Иркутск - крупный транспортно-логистический центр Сибири. Основные задачи: 1. Комплексная модернизация внутригородской транспортной системы. 2. Создание многофункциональных центров внутригородской транспортной логистики (грузо- и пассажироперевозки). 3. Создание комплексов транзитной логистики (грузовой и пассажирской) обрабатывающей авиа, ж/д и автоперевозки. Стратегический приоритет: Иркутск - город широких предпринимательских возможностей. Основные задачи: 1. Формирование привлекательного инвестиционного климата в приоритетных направлениях развития города. 2. Приоритетная поддержка бизнес-проектов, ориентированных на глубокую переработку сырья и выпуск готовой продукции. 3. Стимулирование малого и среднего бизнеса в сфере производства и оказания услуг. 4. Создание условий для внешнеэкономического сотрудничества. Стратегический приоритет: Иркутск - центр инновационной экономики. Основные задачи: 1. Повышение конкурентоспособности образования в городе до уровня ведущих российских образовательных центров. 2. Создание условий для разработки и внедрения инноваций в интересах города и бизнеса. 3. Формирование системы непрерывного образования. 4. Удовлетворение потребности предприятий и организаций города в квалифицированных кадрах. Стратегические приоритеты и задачи пространственного (градостроительного) развития г. Иркутска Стратегический приоритет: Иркутск - город-стройка. Основные задачи: 1. Обеспечение комплексного подхода к застройке города. 2. Развитие местной стройиндустрии и производства стройматериалов. 3. Комплексная модернизация инженерной инфраструктуры. 4. Обеспечение притока внешних инвестиций в индустрию строительства и эксплуатации объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры города. 5. Формирование рынка жилья. Заключение
Местное самоуправление - это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен; именно на этом уровне решаются вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения, и именно здесь ошибки и неэффективность дорого обходятся людям. Именно местное самоуправление и является той частью публичной власти, которая обеспечивает, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Совершенствование механизмов регулирования социально-экономического развития городских и районных муниципальных образований должно осуществляться с учетом приоритетных направлений их развития. Приоритетными направлениями социально-экономического развития слаборазвитых муниципальных образований являются: · выравнивание уровня их социального развития для обеспечения гарантированных государством минимальных социальных стандартов; · развитие и поддержка сети предприятий и производств путем организации более полной переработки исходного минерального, лесного, сельскохозяйственного сырья и увеличения выработки конечной продукции, особенно в таких отраслях промышленности как цветная и черная металлургия, машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, пищевая, легкая, производство строительных материалов; · повышение качества и удешевление продукции, производимой на промышленных предприятиях; создание новых конкурентоспособных производств; перепрофилирование предприятий, продукция которых не находит реализации; укрепление производственных связей предприятий; · осуществление структурных преобразований в агропромышленных образованиях на основе перепрофилирования сельскохозяйственных предприятий с учетом эффективного использования местных природно-экономических условий, оптимизации соотношения уровня развития отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; · организация строительной базы за счет передислокации строительных подразделений в малые города, рабочие поселки, районные центры, организация производства строительных материалов на ресурсах местного сырья; · создание производственной, социальной, рыночной инфраструктуры; · развитие туризма на базе имеющихся природного и историко-культурного потенциалов; · разработка и реализация долгосрочных целевых комплексных программ в городах и районах с высоким уровнем безработицы, острыми демографическими и миграционными проблемами, сложной экологической ситуацией; · создание зон экономического благоприятствования; обеспечение притока отечественного и иностранного капитала, широкого использования современных зарубежных технологий, углубления рыночных реформ. Список использованной литературы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 28.08.1995, №35, ст. 3506. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.06.2008 №77-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, №40, ст. 3822. 3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 19 апреля 2002 г. // Российская газета. N 71. 2002. 4. Аникин С.Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Административное право и процесс, 2008, №5. 5. Итоги социально-экономического развития г. Иркутска за 2006 г. / Инф.-справ. издание.-Иркутск: изд-во «Облмашинформ», 2007.-104 с. и информационных материалов официального сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru. 6. Мадьярова А.В. Принципы и критерии определения государственных полномочий, которые могут передаваться органам местного самоуправления. М., 2006. 7. Не надо ломать Конституцию. Интервью с С. Шахраем // Независимая газета. 2002. 27 дек. 8. Холопов В.А. Задачи местного самоуправления при реализации комплексного подхода к стратегическому планированию // Конституционное и муниципальное право, 2008, №13. 9. Яковлев О.П., Картаева Е.А., Родина Н.В. Комплексное территориальное развитие и постановка стратегического управления в администрации муниципального образования: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|