на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль социального работника в организации социальной защиты семьи
p align="left">Проведенный анализ показывает, что в действующих учреждениях социального обслуживания семьи и детей России помощь в социальной адаптации в основном оказывалась в 2005г. неполным, многодетным, семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (1087 тыс.), семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе и малообеспеченным семьям (856 тыс.).

Как на федеральном, так и на региональном уровнях должна решаться задача по повышению эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и защиты семьи и детей. Для этого требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы, повышение квалификации социальных работников, применение инновационных технологий по работе с различными категориями семьи и детей, что позволит повысить эффективность социальной работы с семьей, увеличить количество семей, охваченных социальной защитой, обеспечить расширение предоставляемых видов услуг и улучшит их качество.

Социальный работник при формировании социальной защиты семьи работает с каждой конкретной ситуацией семьи. При этом он оказывает превентивную помощь, направленную на предупреждение прогнозируемой неблагоприятной ситуации, связанной с низкой социальной защитой семьи и оперативную помощь, направленную на разрешение сложившейся неблагоприятной ситуацией, как для ребенка, так и для семьи в целом. В формировании социальной защиты семьи социальный работник использует индивидуальные и групповые формы работы.

Индивидуальные формы работы, такие как консультация, беседа и т.д., социальный работник использует во время патронажа семьи. Социальный работник в работе с семьей использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В, внушение, убеждение, художественные аналогии и т.д. Конечной целью консультационной работы является - актуализировать внутренние ресурсы семьи и социальной защиты, откорректировать отношение семьи к ребенку и наоборот.

Групповые формы работы - лекции, семинары-тренинги и т.д., используются социальным работником во время работы в центре. Групповые методы работы дают возможность родителям семей обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получить одобрение и педагогическую поддержку.

Взаимодействие социального работника и семьей по формированию их социальной защиты является успешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам социального работника (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания и организации социальной защиты семьи в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к семьям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с семьями, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники здравоохранения в контакте с государственными и неправительственными организациями, учреждениями образования, внутренних дел, органами социальной защиты и опеки, центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты семей работников данной категории расширяются их функции. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих -- характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (семей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей различных категорий семей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в организации социальной защиты семей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории семей, которые находятся в затруднительном и неблагоприятном состоянии, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой.

В данной реально существующей ситуации с организации социальной защиты семей в разных условиях их проживания существует настоятельная необходимость введения в штат стационарных учреждений социальных работников с целью совершенствования организации социальной защиты семей.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых людей Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределами государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания роли социального работника в организации социальной защиты семьи.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно роли социального работника в организации социальной защиты семьи данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 1994.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. - 207с.

3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.

4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992.- № 7/8 - С. 23-27.

5. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.

6. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 1998 - 123с.

7. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35.

8. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.28.

9. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. Пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. - 1997.

10. Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В

11. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. -2005г. - М., 1998.

12. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. - М., 1996. - 567 с

13. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 1999. - 521 с

14. Пантелеева Г.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. М.: Филинъ, 2001. - 450 с

15. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 1997. - 225 с

16. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы. - М., 1997.

17. Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. - Т.2. - Москва-Тула. 1993. - С. 265-275.

18. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. - М., 1997. - 600 с

19. Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов на Дону.:»Феникс», 1999. - С.426-433.

20. Социальные службы для подростков и молодежи. - Институт молодежи. - М., 1993. - 264 с Социальные службы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 1992. - 50 с

21. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) - М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр.

22. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 1995. - 456 с Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2000. - 379 с

23. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) - М.: МГСУ, 2000.-240 с.

24. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. -М., 1996.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Значимые особенности различных категорий семей - объектов социальной работы

ТИПЫ СЕМЕЙ

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Молодая семья

§ Межличностная адаптация супругов: первичная и вторичная;

§ Распределение социальных ролей и освоение различных функций семьи;

§ Адаптация к условиям жизнедеятельности в новом социуме.

Семья среднего супружеского возраста

§ Проблемы взаимоотношений супругов на этапе первого и второго критического периода жизнедеятельности семьи;

§ Психолого-педагогические проблемы воспитания детей, коррекции поведения родителей;

§ Потребность в стимулировании факторов стабилизации семьи.

Бездетная (инфертильная) семья

§ Наличие комплекса «неполноценности»;

§ Обострение различных девиантностей, приобретённых в детстве типа «проекция собственных негативных качеств на другого»;

§ Возможны психогенные отклонения типа «фобия утраты супруга» и т.д.

Малодетная семья

§ Проблемы внутрисемейного общения;

§ Наличие эгоцентрических качеств у подростка;

§ Проблемы авторитета и лидерства супругов;

§ Дефицит психологического здоровья семьи.

Многодетная семья

§ Нестабильность статуса в общественном сознании;

§ Изобилие иждивенческих жизненных установок;

§ Социально-ролевая нестабильность в семье;

§ Наличие благоприятных условий для развития девиантного поведения подростков

Сложная семья

§ Проблема взаимоотношений родителей и пришедшего в семью нового человека (зятя, невестки);

§ Проблема лидерства в решении общесемейных задач;

§ Возможность обострения девиантностей типа: «воспитательная неуверенность» и т.д.

Смешанная семья

§ Построение взаимоотношений с прежним и новым микроокружением;

§ Адаптация детей к новому родителю или уходу родителя из семьи;

§ Отношения с взрослыми детьми и забота о них.

Внебрачная семья

§ Юридическая неоформленность брака создаёт массу проблем во внутрисемейных отношениях и взаимодействии её с социумом;

§ Неразвитость представлений о перспективных целях семьи;

§ Отсутствие взаимопонимания с микроокружением;

§ Нервно-эмоциональная напряженность ожидания определённости супружеских отношений

Неполная семья

§ Адаптация к новому статусу в социуме;

§ Возможности развития у родителя и детей психогенных девиантностей типа: «неразвитость родительских чувств», «эмоциональное отвержение» и т.п.;

§ Проблема воспитания детей.

Дистантная семья

§ Проблема взаимоотношений родителей и детей;

§ Рассогласованность взглядов родителей на формы и методы воспитания детей;

§ Возможно развитие девиантностей у детей типа: «эмоциональное отвержение» родителя, а у родителей «противопоставление родительских отношений к детям».

Разнородная семья

§ Проблема несоответствия потребностей и прежде всего интеллектуальных;

§ Авторитет и лидерство в семье;

§ Потенциальная конфликтность во взаимоотношениях супругов;

§ Разногласия в методах воспитания детей;

§ Сложность согласования семейных целей и путей их реализации.

Межнациональная семья

§ Взаимоотношения супругов с национальным микроокружением;

§ Проблема выбора детьми национальной принадлежности;

§ Отношение к национальным и религиозным ценностям;

§ Повышенный нервно-эмоциональный фон жизнедеятельности семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.