p align="left">Проведенный анализ показывает, что в действующих учреждениях социального обслуживания семьи и детей России помощь в социальной адаптации в основном оказывалась в 2005г. неполным, многодетным, семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (1087 тыс.), семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе и малообеспеченным семьям (856 тыс.). Как на федеральном, так и на региональном уровнях должна решаться задача по повышению эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и защиты семьи и детей. Для этого требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы, повышение квалификации социальных работников, применение инновационных технологий по работе с различными категориями семьи и детей, что позволит повысить эффективность социальной работы с семьей, увеличить количество семей, охваченных социальной защитой, обеспечить расширение предоставляемых видов услуг и улучшит их качество. Социальный работник при формировании социальной защиты семьи работает с каждой конкретной ситуацией семьи. При этом он оказывает превентивную помощь, направленную на предупреждение прогнозируемой неблагоприятной ситуации, связанной с низкой социальной защитой семьи и оперативную помощь, направленную на разрешение сложившейся неблагоприятной ситуацией, как для ребенка, так и для семьи в целом. В формировании социальной защиты семьи социальный работник использует индивидуальные и групповые формы работы. Индивидуальные формы работы, такие как консультация, беседа и т.д., социальный работник использует во время патронажа семьи. Социальный работник в работе с семьей использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В, внушение, убеждение, художественные аналогии и т.д. Конечной целью консультационной работы является - актуализировать внутренние ресурсы семьи и социальной защиты, откорректировать отношение семьи к ребенку и наоборот. Групповые формы работы - лекции, семинары-тренинги и т.д., используются социальным работником во время работы в центре. Групповые методы работы дают возможность родителям семей обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получить одобрение и педагогическую поддержку. Взаимодействие социального работника и семьей по формированию их социальной защиты является успешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам социального работника (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания и организации социальной защиты семьи в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к семьям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с семьями, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники здравоохранения в контакте с государственными и неправительственными организациями, учреждениями образования, внутренних дел, органами социальной защиты и опеки, центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты семей работников данной категории расширяются их функции. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих -- характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (семей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей различных категорий семей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в организации социальной защиты семей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории семей, которые находятся в затруднительном и неблагоприятном состоянии, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой. В данной реально существующей ситуации с организации социальной защиты семей в разных условиях их проживания существует настоятельная необходимость введения в штат стационарных учреждений социальных работников с целью совершенствования организации социальной защиты семей. Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых людей Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределами государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом. В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности. Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях. Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества. Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России. Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания роли социального работника в организации социальной защиты семьи. Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно роли социального работника в организации социальной защиты семьи данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 1994. 2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. - 207с. 3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307. 4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992.- № 7/8 - С. 23-27. 5. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9. 6. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 1998 - 123с. 7. Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.34-35. 8. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. - С.28. 9. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. Пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. - 1997. 10. Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В 11. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. -2005г. - М., 1998. 12. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. - М., 1996. - 567 с 13. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 1999. - 521 с 14. Пантелеева Г.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. М.: Филинъ, 2001. - 450 с 15. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 1997. - 225 с 16. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы. - М., 1997. 17. Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. - Т.2. - Москва-Тула. 1993. - С. 265-275. 18. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. - М., 1997. - 600 с 19. Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов на Дону.:»Феникс», 1999. - С.426-433. 20. Социальные службы для подростков и молодежи. - Институт молодежи. - М., 1993. - 264 с Социальные службы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 1992. - 50 с 21. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) - М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр. 22. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 1995. - 456 с Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2000. - 379 с 23. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) - М.: МГСУ, 2000.-240 с. 24. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. -М., 1996. ПРИЛОЖЕНИЯ Значимые особенности различных категорий семей - объектов социальной работы |
ТИПЫ СЕМЕЙ | ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ | | Молодая семья | § Межличностная адаптация супругов: первичная и вторичная;§ Распределение социальных ролей и освоение различных функций семьи; § Адаптация к условиям жизнедеятельности в новом социуме. | | Семья среднего супружеского возраста | § Проблемы взаимоотношений супругов на этапе первого и второго критического периода жизнедеятельности семьи;§ Психолого-педагогические проблемы воспитания детей, коррекции поведения родителей; § Потребность в стимулировании факторов стабилизации семьи. | | Бездетная (инфертильная) семья | § Наличие комплекса «неполноценности»;§ Обострение различных девиантностей, приобретённых в детстве типа «проекция собственных негативных качеств на другого»; § Возможны психогенные отклонения типа «фобия утраты супруга» и т.д. | | Малодетная семья | § Проблемы внутрисемейного общения;§ Наличие эгоцентрических качеств у подростка;§ Проблемы авторитета и лидерства супругов; § Дефицит психологического здоровья семьи. | | Многодетная семья | § Нестабильность статуса в общественном сознании;§ Изобилие иждивенческих жизненных установок;§ Социально-ролевая нестабильность в семье; § Наличие благоприятных условий для развития девиантного поведения подростков | | Сложная семья | § Проблема взаимоотношений родителей и пришедшего в семью нового человека (зятя, невестки);§ Проблема лидерства в решении общесемейных задач; § Возможность обострения девиантностей типа: «воспитательная неуверенность» и т.д. | | Смешанная семья | § Построение взаимоотношений с прежним и новым микроокружением;§ Адаптация детей к новому родителю или уходу родителя из семьи; § Отношения с взрослыми детьми и забота о них. | | Внебрачная семья | § Юридическая неоформленность брака создаёт массу проблем во внутрисемейных отношениях и взаимодействии её с социумом;§ Неразвитость представлений о перспективных целях семьи;§ Отсутствие взаимопонимания с микроокружением; § Нервно-эмоциональная напряженность ожидания определённости супружеских отношений | | Неполная семья | § Адаптация к новому статусу в социуме;§ Возможности развития у родителя и детей психогенных девиантностей типа: «неразвитость родительских чувств», «эмоциональное отвержение» и т.п.; § Проблема воспитания детей. | | Дистантная семья | § Проблема взаимоотношений родителей и детей;§ Рассогласованность взглядов родителей на формы и методы воспитания детей; § Возможно развитие девиантностей у детей типа: «эмоциональное отвержение» родителя, а у родителей «противопоставление родительских отношений к детям». | | Разнородная семья | § Проблема несоответствия потребностей и прежде всего интеллектуальных;§ Авторитет и лидерство в семье;§ Потенциальная конфликтность во взаимоотношениях супругов;§ Разногласия в методах воспитания детей; § Сложность согласования семейных целей и путей их реализации. | | Межнациональная семья | § Взаимоотношения супругов с национальным микроокружением;§ Проблема выбора детьми национальной принадлежности;§ Отношение к национальным и религиозным ценностям; § Повышенный нервно-эмоциональный фон жизнедеятельности семьи. | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|