на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Система городского права Западноевропейского средневековья
о самой знаменитой является, безусловно, 39-я статья Великой хартии. Текст этой статьи и в наше время воспринимается англичанами как первая в европейской истории декларация принципа, согласно которому любой гражданин может быть подвергнут преследованиям со стороны властей только в соответствии с законом по приговору суда. Сомнение вызывает, однако, истолкование понятия "свободный человек". Историки давно подметили, что "свободный человек" должен подчиняться приговору "равных ему", то есть "пэров". Следовательно, и сам он является феодалом. Подтверждение тому можно видеть и в цитированной выше статье 20-й, где "свободный человек" противопоставляется купцу и виллану. Но даже если под этим термином подразумевается лицо, включенное в феодальную иерархию, то пусть не для всех англичан, а хотя бы для таких лиц Великая хартия гарантирует судопроизводство "по закону страны", то есть ставит закон выше королевской воли Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X-- XIII веков. /Ш. Пти-Дютайи. - СПб.: 2001..

Для того чтобы положения Хартии не нарушались властью, ее составители включили в текст статью 61-ю. Здесь они попытались создать противовес всевластию короля - определить ту силу, которая заставит его соблюдать закон Томсинов В. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века/Сост. В. А. Томсинов. - М.: 2001.. Если королевские чиновники или сам король нарушат ее условия, то "нарушение это будет указано четырем баронам из двадцати пяти вышеназванных, и эти четыре барона явятся к нам (напомним, что хартия написана от имени короля), указывая на нарушение, и потребуют, чтобы мы без промедления исправили его..." и наконец, самое замечательное; "...если мы не исправим нарушения... в течение сорока дней, считая с того времени, как было это нарушение указано... то вышеназванные четыре барона докладывают это дело остальным из двадцати пяти баронов, и те двадцать пять баронов совместно с общиною всей земли будут принуждать и теснить нас всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений и всеми другими способами, какими могут, пока не будет исправлено нарушение... Неприкосновенными остаются лишь наша личность, и личность королевы нашей, и детей наших". Так Великая хартия вольностей предоставила подданным право вооруженного сопротивления отклонившемуся от закона государю.

Но вряд ли можно отрицать, что готовившие документ представители феодальной оппозиции проявили неожиданную для средневековых баронов широту взглядов. Где-то она объясняется воздействием обстоятельств (гарантии Лондону и другим городам, ставшим союзниками баронов в борьбе против Иоанна Безземельного); где-то - практическим здравым смыслом (обеспечение единства мер и весов). Однако если о Великой хартии часто вспоминают до сих пор, то, в основном, потому, что в ней достаточно четко отразились четыре принципа. Во-первых, "свободный человек" (как бы ни истолковывалось это понятие) может быть подвергнут наказанию только по закону. Во-вторых, высшая власть вправе получать денежные дотации от подданных (пусть - только от высшего их слоя) исключительно с их собственного согласия, выраженного на специально созванном форуме. В-третьих, писаный закон ограничивает самого короля и возвышается над ним, не допуская произвола. Наконец, в-четвертых, подданные вправе создать специальный орган для контроля за властью и оказывать ей сопротивление, если она действует вопреки взятым на себя обязательствам Есаян Э. С. Великая хартия вольностей и ее место в истории английского права: Автореф. канд. дис. /Э. С. Есаян. - Тбилиси: 1988..

Все это реально присутствует в Хартии и в эмбриональном виде содержит принципы парламентарной монархии, в направлении которой и стало эволюционировать английское государственное устройство с момента ее принятия.

В заключении данной главы мы можем констатировать, что в значительной части установлений «городского права» долго фиксируют нормы, типичные для общества в целом, либо специфика их имеет местный, а не сущностный характер. Это можно сказать и о таких свойствах городского права, как исключительность применения данного законодательства к жителям данного места (так называемая разорванность права), закрепление в праве автономии данного городского сообщества, особенно в судебной сфере и др. Исследователи средневекового права отмечают, что первые проявления своеобразия норм в городских сводах возникают в связи с регламентацией торговли, затем - организацией ремесла, в то время как иные сферы правоотношений сохраняют традиционную окраску. Лишь в итоге длительной эволюции, и то далеко не везде, городское право приобрело те черты, которые обычно считаются для него специфическими, общими и определяющими.

Не оспаривая их значения и для развития города, и для развития права в целом, напомним, что не следует переоценивать «несредневековость», «нефеодальность» или даже «антифеодальность» и этих черт. Так, положение о равенстве всех перед законом знаменитая aequitas имеет вполне средневековый характер, если учесть, что под «всеми» подразумевались только и исключительно жители данного города определенного статуса, и принцип разорванности, расчлененности права, характерный для средневекового общества, воспроизводился здесь в полной мере, a aequitas лишь своим существованием в качестве общей идеи давала в отдаленном будущем путь новым отношениям.

Другая черта городского права - его светский характер - тоже должна осмысляться достаточно критически. Прежде всего, несмотря на то, что церковь как институт не входила в юрисдикцию города, связь церковного права и суда и городских учреждений этого рода была постоянной и прочной; я имею в виду и принадлежность города церковным сеньорам (и в этих случаях влияние на городской суд и установления), и применение церковью, даже при отсутствии сеньориальной зависимости города от нее, церковных методов воздействия (интердикт, отлучение), и подчиненность - как и везде - дел морально -религиозного свойства церковному суду, и включение в городское законодательство некоторых норм, регламентирующих поведение клириков, живущих в городе, и другие подобные явления. В то же время консулы полагали для себя возможным и необходимым принимать постановления против ересей, а городские суды - рассматривать дела о богохульстве. Кроме того, необходимо учитывать религиозное сознание творцов городского права, закона и суда. Это в свою очередь, невольно накладывало на, казалось бы, светские нормы особый отпечаток, а иногда и деформировало их. В качестве примеров этого можно привести для раннего этапа существование Божьего суда, позже -суда над животными. Подобного рода «поправки» можно было бы сделать и относительно других черт городского права.

Из сказанного выше следует явная укорененность права, функционировавшего в городе, в правовых традициях, общих для всего средневекового общества, его неотрывность от иных форм и сфер правотворчества. Город как бы собирает на своем правовом поле все возможные, существующие к этому времени виды права, вплоть до реципированного римского права. Эта способность к аккумуляции традиций, с одной стороны, имела своим результатом то, что называют «системной целостностью городского права». Под ним подразумевается такое явление, при котором нормативные документы - statuta, leges - изданные властными структурами, естественно надстраивались над обычным правом и оно органично включалось в писаное право, с другой стороны, она вела к так называемой иерархии права в городе. И, пожалуй, эта способность к впитыванию разнородного материала, обусловленная гетерогенным характером самого города как целостного организма, и плавлению его в городское право и была отличительной и определяющей чертой правотворчества в городе.

Заключение

Новые европейские города XI-XII вв. стали первыми ассоциациями в том смысле, что каждый из них держался на общем городском правовом сознании и на своеобразных городских правовых институтах. На практике большинство европейских городов возникало в результате юридического акта, обычно пожалования хартии, причем города не просто возникали, их основывали. Более того, хартия почти неизменно устанавливала основные "вольности" граждан, которые обычно включали значительные права самоуправления. Конечно, правовой характер новых европейских городов был тесно связан с их религиозным характером. Хартии подтверждались религиозными клятвами, а эти клятвы, возобновляемые при смене должностных лиц, включали прежде всего обязательство соблюдать городские законы.

В значительной части установлений «городского права» долго фиксируют нормы, типичные для общества в целом, либо специфика их имеет местный, а не сущностный характер. Это можно сказать и о таких свойствах городского права, как исключительность применения данного законодательства к жителям данного места (так называемая разорванность права), закрепление в праве автономии данного городского сообщества, особенно в судебной сфере и др.

Другая черта городского права - его светский характер - тоже должна осмысляться достаточно критически. Прежде всего, несмотря на то, что церковь как институт не входила в юрисдикцию города, связь церковного права и суда и городских учреждений этого рода была постоянной и прочной; я имею в виду и принадлежность города церковным сеньорам (и в этих случаях влияние на городской суд и установления), и применение церковью, даже при отсутствии сеньориальной зависимости города от нее, церковных методов воздействия (интердикт, отлучение), и подчиненность - как и везде - дел морально -религиозного свойства церковному суду, и включение в городское законодательство некоторых норм, регламентирующих поведение клириков, живущих в городе, и другие подобные явления. В то же время консулы полагали для себя возможным и необходимым принимать постановления против ересей, а городские суды - рассматривать дела о богохульстве. Кроме того, необходимо учитывать религиозное сознание творцов городского права, закона и суда. Это в свою очередь, невольно накладывало на, казалось бы, светские нормы особый отпечаток, а иногда и деформировало их. В качестве примеров этого можно привести для раннего этапа существование Божьего суда, позже -суда над животными. Подобного рода «поправки» можно было бы сделать и относительно других черт городского права.

Из сказанного выше следует явная укорененность права, функционировавшего в городе, в правовых традициях, общих для всего средневекового общества, его неотрывность от иных форм и сфер правотворчества. Город как бы собирает на своем правовом поле все возможные, существующие к этому времени виды права, вплоть до реципированного римского права. Эта способность к аккумуляции традиций, с одной стороны, имела своим результатом то, что называют «системной целостностью городского права». Под ним подразумевается такое явление, при котором нормативные документы - statuta, leges - изданные властными структурами, естественно надстраивались над обычным правом и оно органично включалось в писаное право, с другой стороны, она вела к так называемой иерархии права в городе. И, пожалуй, эта способность к впитыванию разнородного материала, обусловленная гетерогенным характером самого города как целостного организма, и плавлению его в городское право и была отличительной и определяющей чертой правотворчества в городе.

Средневековое городское право оказало огромное влияние на современное законодательство: торговое, гражданское, уголовное, но при этом значительной чертой городского права был ее конституционный характер. Конституционный характер городского права проявлялся в пяти важных аспектах.

1. Городское право в очень многих случаях основывалось на писаных хартиях, устанавливавших и организацию управления, и гражданские права и свободы. Они фактически были первыми новыми писаными конституциями.

2. Система организации управления, установленная хартией (или без оной), была во многих важных своих чертах подобна современным системам конституционного правления: городские власти были ограничены в своих полномочиях, они часто подразделялись на исполнительную, законодательную и судебную отрасли, имевшие определенные ограничительные механизмы по отношению друг к другу, проводились периодические выборы должностных лиц, во многих местах сроки пребывания судей в должности определялись их хорошим поведением или желанием граждан (до отзыва), законы публиковались, Сдавались их собрания.

3. Гражданские права, предоставляемые городским правом, как правило включали рациональную судебную процедуру с вынесением решения равными по положению, а не с доказыванием посредством судебного испытания поединка. Не допускались произвольные аресты и заключение в тюрьму без судебного разбирательства. Приказы о взятии под стражу в обеспечение долга были запрещены. Виды наказаний были ограничены. В теории богатые и бедные должны были быть судимы на равных основаниях. Граждане имели право носить оружие, имели право голоса. Иммигрантам предоставлялись те же права, что и гражданам, после того как они прожили в городе год и один день. Иностранные купцы имели равные права с купцами-гражданами.

4. Гражданские свободы обычно включали освобождение от многих феодальных повинностей и налогов и строгие ограничения королевских прерогатив: король, например, соглашался брать с города фиксированный налог и отказывался от права принудительных займов. А сверх всего, как общий принцип было установлено, что обязательства граждан устанавливаются заранее и что граждане могут сохранять все приобретенное ими, не подлежавшее этим конкретным обязательствам.

5. Конституционное право гражданских прав и свобод включало права и свободы, относящиеся к участию в городском управлении! Это в свою очередь было связано с конституционной теорией, которая никогда не принималась в полном объеме, но и не отвергалась начисто, что политической властью облечено в конечном счете все сообщество граждан.

Список используемой литературы

1.
Конституция Российской Федерации принята 12.12.1993 г. [Текст] //Российская газета. -1993. - 25 декабря.

2. Антология мировой правовой мысли: В5т.Т. 2. ЕвропаV-XVIII вв. [Текст] - М.: 1999.

3. Бородин О. Р. Памятники истории права. [Текст] / О. Р. Бородин. - М.: 2003. - 216 с.

4. Броделъ Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. 2. Игры обмена. [Текст] / Ф. Бродель. - М.: 1988. - 709 с.

5. Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права. [Текст] / М. Ю. Варьянс. - М.:2001.

6. Вебер М. История хозяйства. Город. [Текст] / М. Вебер. - М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, 2001 - 576 с.

7. Галанза Н. Л. Феодальное государство и право Германии. [Текст] / Н. Л. Галанза. - М., 1963.

8. Есаян Э. С. Великая хартия вольностей и ее место в истории английского права: Автореф. канд. дис. [Текст] /Э. С. Есаян. - Тбилиси: 1988.

9. Иванов А. М. Введение в церковное право: Учебное пособие. Ч. 1. [Текст] / А. М. Иванов. - Владивосток: 2000.

10. История средних веков. [Текст] - М.: Издательство «Высшая школа», 1964. - 708 с.

11. Киселёва Л. И., Любнинкая А. Д. Регистры ремесел и торговли города Парижа [Текст] / Пер. Л. И. Киселевой; Под ред. А. Д. Люблинской //Средние века: Выпуск X. - М.: 1957.

12. Коредский В. М. Саксонское зерцало: Памятник: Комментарии, исследования. [Текст] / Отв. ред. В. М. Коредкий. - М.: 1985.

13. Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X- XIII веков. [Текст] / Ш. Пти-Дютайи. - СПб., 2001.

14. Томсинов В. А. Хрестоматия по истории государства зарубежных стран. Древность и Средние века [Текст] /Сост. В. А. Томсинов. - М.: 2001.

15. Хрестоматия по истории государства и права: История государства и права зарубежных стран. Т. 1. Древний Восток. Античный мир. Средние века. [Текст] - Воронеж: 1999.

16. Черниловский З. М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Текст] / Ред. 3. М. Черниловского. - М.: 1984.

17. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. [Текст] / В. М. Черниловский. - ЮРИСТЪ, 1995. - 575 с.

18. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 года). [Текст] / Г.Ф Шершеневич. -М.: 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.