на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Система государственного регулирования рынка труда
p align="left">Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров не-обходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов

в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать пред-приятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты по-вышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы, колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой заня-тости определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и соб-ственные учебные центры.

Развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки при-знается за рубежом одним из главных направлений активной политики борь-бы с безработицей. Их реализация особенно эффективна в условиях проведе-ния крупных структурных реформ, когда возможности занятости жестко увя-заны с переливом труда в новые, прогрессивные отрасли и сектора экономики, с развитием трудовых ресурсов. Однако процесс реформирования в России имеет свою специфику, что порождает определенные трудности для использо-вания западного опыта. Например, система профессионального обучения и переподготовки кадров рассчитана в нашей стране преимущественно на мас-совые профессии, а не на спрос на рынке труда, который требует гибкости и оперативности реагирования на меняющуюся рыночную конъюнктуру. Российские учебные заведения ориентированы на первичную профессиональ-ную подготовку молодежи и повышение квалификации по действующим специальностям, но не готовы к профессиональной переподготовке взрослого населения, оставшегося без работы или возвращающегося на рынок труда после длительного перерыва. В свою очередь федеральная служба занятости пока еще не имеет развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обу-чения, квалифицированных преподавателей, объективной информации о ка-чественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда.

Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и индустриальных фирм позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Инициато-ром и координатором этой кооперации могут выступать государственная служба занятости и ее региональные органы.

Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацелен-ных на наиболее уязвимые категории граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежь, длительно безработных и др.).

Региональные программы необходимы, прежде всего, для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь це-лесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала (свободные экономические, оффшорные зоны), раз-мещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирова-ния самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.

Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная от-расль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной пере-стройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой пере-подготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозаменяющих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необ-ходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящих-ся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.

Как уже отмечалось ранее, первостепенное значение имеет и разработка целевых программ поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда. Для инвалидов, например, необходимо созда-вать институты так называемой "защищенной занятости", т.е. защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объ-единения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными нало-говыми и иными льготами.

Снижение женской безработицы в России, связанной с решением проблем защиты материнства и детства, требует разработки специальных программ под-держки занятости женщин, включая подготовку кадров для сферы услуг, обу-чение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования, раз-витие форм гибкой занятости для женщин, имеющих детей (неполная заня-тость, надомничество), усиление адресности в поддержке детей в малообеспе-ченных и неполных семьях, в частности путем субсидирования оплаты услуг детских дошкольных учреждений.

В связи с увеличением срока длительности безработицы в стране, прини-мающей застойные формы, необходимо иметь специальные программы по борь-бе с застойной безработицей. В них целесообразно включить меры по социаль-ной и профессиональной реабилитации длительно неработающих (особенно молодежи) и предусмотреть подключение этих безработных к общественным работам, приобщить их к системе профессиональной ориентации и перепод-готовки, а также субсидируемому трудоустройству на квотируемые рабочие места.

Рассматривая вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вни-манием проблему социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механиз-ма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых кон-фликтов и предотвращения забастовок. Особо следует отметить необходи-мость повышения ответственности социальных партнеров за соблюдение при-нятых ими договорных обязательств в области оплаты труда и занятости. От-ветственность за нарушение договора будет способствовать предотвращению массовых забастовок, имеющих разрушительные последствия, как для произ-водства, так и для занятости работников. В этом деле целесообразно использо-вать положительный опыт Швеции и Германии по профилактике забастовок и локаутов на основе социального партнерства.

Необходимо также активизировать роль профсоюзов и правоохранитель-ных органов в борьбе с незаконными задержками выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях, в усилении административной и уголовной ответственности должностных лиц за необоснованные нарушения, допускае-мые в этой сфере, в частности за незаконное использование средств на оплату труда.

3. Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости

Понятие "занятость" имеет много аспектов. В социально-экономической литературе оно трактуется как занятие полезным делом, учебой, работой, про-мыслом, уходом за детьми и престарелыми, военной службой. В современных условиях занятость стала одной из существенных характеристик экономики и благосостояния народа, составной частью социально-экономической полити-ки. Важность этой категории позволяет рассматривать ее как неординарное самостоятельное явление.

Прежде всего следует остановиться на социально-экономической сущности занятости. Она достаточно глубоко раскрыта в Законе "О занятости населения Российской Федерации" (1991 г., новая редакция -- 1992 и 1996 гг.). В этом до-кументе занятость определяется как общественно полезная деятельность граж-дан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).

В указанном законе определен и круг граждан, которые относятся к тому или иному виду занятости. В совокупности эти виды занятости представляют собой социально-экономическую структуру занятости. Какие же виды дея-тельности выделяются в законе и характеризуют структуру занятости населе-ния?

К ним относятся:

§ работающие по найму;

§ занимающиеся предпринимательской деятельностью;

§ временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, по-вышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастов-ками или иными причинами;

§ самостоятельно обеспечивающие себя работой;

§ избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

§ проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних и железнодорож-ных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

§ обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-техни-ческих училищах, а также проходящие курс обучения в высших, средних спе-циальных и других учебных заведениях.

Многообразные виды деятельности можно сгруппировать по определен-ным признакам, дающим представление о некоем самовоспроизводящем сооб-ществе людей, характеризующим повседневную жизнь граждан, целостность и безопасность страны, обеспечение преемственности поколений, непрерыв-ность процесса общественного воспроизводства.

По этим признакам можно выделить три группы занятых.

I. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью. Они создают основ-ное богатство (вещное и духовное) общества. Благодаря полученным средст-вам в результате деятельности в экономике индивидуумы имеют возможность воспроизводить и развивать себя, а также обеспечивать развитие других сфер общественно полезной деятельности.

II. Служащие Российской армии. Они (рядовой состав), как правило, зани-маются деятельностью, не приносящей им прямой денежный доход, но выпол-няют важную функцию сохранения безопасности государства, создания условий для мирного труда населения, занятого в экономике. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие по денежному довольствию мало, чем будут отличаться от занятых в экономике.

III. Учащиеся с отрывом от производства. Это резерв, который готовится для
замены естественно выбывающих поколений трудоспособного населения.

Занятых в экономике по характеру участия в экономических процессах можно в свою очередь подразделить на три важные подгруппы:

наемные работники. Самая многочисленная часть занятого трудоспособ-ного населения. К ним относятся лица, занятость которых обусловлена прода-жей своей рабочей силы;

работодатели. Это экономически наиболее активная часть населения. К ним относятся работодатели-собственники, предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;

самозанятые. К данной категории относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную ра-бочую силу на постоянной основе.

В мировой и российской практике используются и другие классификации. Так, в соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются шесть групп занятого населения:

наемные работники;

работодатели;

лица, работающие за свой счет;

члены производственных кооперативов;

помогающие члены семьи;

работники, не классифицируемые по статусу.

С помощью данной группировки можно более детально проанализировать состав занятых и характер занятости. Вместе с тем пятая группа -- помогаю-щие члены семьи -- несколько аморфна, в нее могут быть включены индиви-дуумы, имеющие редкие, эпизодические занятия. Тем не менее, каждая из клас-сификаций позволяет выявить тот или иной интересующий общество, госу-дарство срез занятости и принять соответствующие меры для ее совершенство-вания.

Принципы занятости

Радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости, которые сформулированы и закреплены в Конституции РФ, Законе "О занятости населения Российской Федерации" и других документах. Эти принципы отражают уже реалии рыночной экономики.

Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является доброволь-ность труда, свободное распоряжение своими способностями к производительно-му и творческому труду.

В Конституции РФ подчеркивается, что каждый человек вправе выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая дает ему возможность для самореализации. Любые формы принуждения к труду не допускаются, за ис-ключением случаев, устанавливаемых законодательством. Незанятость граждан не преследуется законом. Занятость трудом не является исключительным и обяза-тельным видом полезной деятельности. Конституция признает равноправны-ми и другие виды полезной деятельности (учеба, ведение домашнего хозяйст-ва, воспитание детей, общественная, религиозная деятельность и т.д.).

Проводимые рыночные реформы, приватизация средств производства, жилья, свобода передвижения по стране и проживания в любом месте позволя-ют в известной степени реализовать этот принцип. Вместе с тем его претворе-ние в жизнь в значительной степени зависит от наличия источников средств существования. Отсутствие последних, как, например, у безработных, особен-но не работающих длительное время, может поставить под вопрос возмож-ность занятия любыми видами деятельности.

Вторым принципом, также вытекающим из названных выше документов, является ответственность государства за создание равных стартовых условий

В реализации конституционных прав на свободно избранную занятость многие категории граждан нуждаются в помощи государства. Так, молодежь, вступая в трудовую жизнь, еще слабо представляет, где лучше применить свои способности. Необходимы профессиональная ориентация, содействие в приоб-ретении профессии, в создании рабочих мест и т.д. Подобная помощь нужна и другим группам населения: многодетным женщинам, инвалидам, людям пред-пенсионного возраста и т.п. Создание равных условий государство может осу-ществлять экономическими, законодательными, социальными мерами.

Третий принцип состоит в учете и обеспечении долговременных националь-ных интересов. Общество, государство не могут безразлично относиться к своим национальным интересам, в том числе и в сфере занятости. Существует определенный предел экспансии иностранного капитала в экономику любой страны, переход через который чреват потерей экономической, а затем и поли-тической самостоятельности для страны, превращением ее в полуколонию, в определенный, чаще всего топливно-сырьевой, придаток других более разви-тых стран. А это, в свою очередь, чревато негативными последствиями для раз-вития рабочей силы и видов занятости.

Четвертым принципом является учет региональных, национально-этни-ческих и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах.

Необходимость учета данного принципа диктуется для России огромными масштабами страны, ее отдельных регионов, порой превышающими многие европейские государства, вместе взятые; многонациональным населением (более сотни наций и народностей, имеющих свои этнические, религиозные и другие особенности и потребности в специфических видах деятельности и ор-ганизации труда). Это прежде всего относится к народам Крайнего Севера. Сказанное предполагает установление особых отношений, в том числе и феде-ральных, между субъектами.

Пятым принципом выступает необходимость комплексного подхода к реше-нию проблем занятости.

Комплексный подход включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и ры-ночной саморегуляции, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической эффективности и социальной справедли-вости.

После отказа государства от прямого централизованного управления заня-тостью возникла необходимость в новой системе регулирования занятости. Такая система в настоящее время формируется в стране.

Главными звеньями системы регулирования занятости выступают трудо-вое законодательство; указы Президента и постановления правительства; со-глашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на наци-ональном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий; феде-ральные и региональные программы стимулирования занятости.

Совместными усилиями основных субъектов социально-трудовых отноше-ний должны определяться перспективные направления занятости, необходи-мые для этого структурные изменения, повышения качественных характерис-тик рабочей силы, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рын-ках труда. Однако главным координатором всех усилий должно выступать го-сударство.

4 Заключение.

Важнейшей экономической функцией занятости является соединение рабо-чей силы со средствами производства, т.е. обеспечение работников экономичес-ки целесообразными рабочими местами в целях создания материального и ду-ховного богатства, необходимого для удовлетворения потребностей человека и общества. В годичном измерении созданное трудом общественное богатство измеряется таким показателем, как валовой национальный продукт (ВНП), ко-торый включает доходы в форме заработной платы, прибыли, рентных плате-жей, процента (а также амортизацию и косвенные налоги). Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для \ удовлетворения личных и общественных потребностей.

Занятость выполняет не только экономическую, но и важную социальную функцию, хотя эти функции трудно разделить. Граница между ними чисто услов-ная. Социальная функция занятости заключается в обеспечении разностороннего развития человека. Человек в жизнедеятельности общества выступает не толь-ко в качестве одного из факторов производства, не только как средство, орудие достижения экономических и политических задач, но прежде всего как высшая ценность и цель общественного развития.

Переход к активной государственной политике на рынке труда требует соответствующего пересмотра структуры расходов Государственного фонда занятости населения РФ. Приоритетным должно быть финансирование актив-ных мер по борьбе с безработицей.

В целом же переход к активной политике занятости в сочетании с макро-экономической стабилизацией и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда России.

5 Литература.

1. Государственное регулирование рыночной экономики под ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. «Издательство «Экономика»», 2001 - 735с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.