на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Система права

Система права

9

Содержание

Введение

1. Понятие и элементы системы права

2. Критерии деления права на отрасли и институты

3. Общая характеристика отраслей Российского права

Заключение

Список литературы

Введение

В любом современном обществе действует множество юридических норм, регулирующих и охраняющих самые разнообразные общественные отношения. Юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, а в совокупности, в составе особых комплексов: правовых институтов и отраслей.

При рассмотрении системы права под углом зрения ее внутреннего строения и особенностей расположения составляющих ее частей в отечественной и зарубежной научной литературе принято говорить о структурном анализе системы права, о характере и содержании ее структуры.

Актуальность и значимость темы работы определяется в первую очередь тем, что система права - это весьма сложный многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли. Изучение понятия «система права» является основной целью контрольной работы.

Цель определяет постановку и решение следующих задач:

· Рассмотреть понятие и выделить структурные элементы системы права;

· Выделить и изучить основные критерии деления права на составные элементы;

· Дать общую характеристику отраслей российского права.

Данная тема широко освещена в научной и юридической литературе. При написании работы в качестве основной литературы были взяты учебники и учебные пособия: О.В. Мартышин «Теория государства и права», М.Н. Марченко «Теория государства и права в вопросах и ответах», Л.В. Смирнов «Теория государства и права» и др.

1. Понятие и элементы системы права

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения. Все составляющие систему права нормы находятся между собой в таких же по своему характеру и взаимосвязи, как и регулируемые ими общественные отношения.

Любой тип права обладает таким свойством, как системность. Системность указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием.

В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. Среди субъективных факторов можно выделить стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась не только монолитностью и органическим единством, но и элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

Система права обладает следующими признаками [8; 155]:

· Объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;

· Целостность, т.е. согласованность, непротиворечивость и взаимодействие всех норм права;

· Дифференцированность, т.е. подразделяется на относительно самостоятельные части - отрасли, подотрасли, институты права;

· Наличие связей между элементами системы права;

· Устойчивость и динамизм.

Для понимания системы права следует выявить ее первичные элементы. Такими первичными элементами являются нормы права - общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные и охраняемые от нарушений государством.

Нормы права составляют основу любой системы права. Они являются первичным элементами системы права, но регулируют не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения.

Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права имеют институты и отрасли права.

Институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. По сравнении с нормами, институты являются более емкими по своему характеру и содержанию составными частями, вторичными структурными элементами системы права.

Каждый отдельный институт права регулирует не все, а лишь однородные общественные отношения. Каждым институтом права в зависимости от вида и особенностей опосредуемых им отношений охватываются не все, а лишь отдельные, качественно определенные. Относительно самостоятельные и автономные совокупности правовых норм.

Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.

Например, гражданское право России включает в себя институты, касающиеся обязательных прав граждан, купли-продажи, подряда, поставок товаров, аренды и т.д.

В трудовом праве есть институты, связанные с заключением и осуществлением трудовых договоров, начислением и выплатой заработной платы, соблюдением трудовой дисциплины и др. [3; 124]

Институты права обладают следующими признаками:

· Юридическое единство правовых норм, являющихся составной частью отрасли права;

· Полнота правового регулирования;

· Обособление норм правового института, как правило, в главах (разделах) нормативно-правового акта.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права (конституционное право, гражданское право, трудовое право), существуют немногочисленные институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и юридической литературе их называют смешанными институтами.

Следующим элементом системы права является подотрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь по сути упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним признаком подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие положения, присущие нескольким правовым институтам.

Подостралсь права обладает следующими признаками:

· Реализует особо крупную сферу общественных отношений, являющуюся частью предмета правового регулирования соответствующей отрасли права;

· Наличие обособленного законодательства;

· Является не обязательным (факультативным) элементом системы права.

Ещё одним элементом системы права является отрасль права - совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Например, совокупность норм права, опосредствующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, опосредующие финансовые отношения, формируют отрасль финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права.

Признаки отрасли права:

· Особый предмет и метод правового регулирования, свой режим правового регулирования;

· Специфические отраслевые принципы;

· Способность взаимодействовать с другими отраслями права;

· Количественная достаточность норм права, обеспечивающая переход в отраслевое качество;

· Наличие обособленного и, как правило, кодифицированного законодательства.

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права: административное, финансовое, земельное, сельскохозяйственное, гражданское, трудовое, экологическое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.

В качестве ещё одного структурного элемента системы права можно выделить сферу права. Различают публичное и частное право, материальное и процессуальное право.

Таким образом, все структурные элементы системы права можно представить в виде схемы (рис 1).

9

Рисунок 1. Структурные элементы системы права

Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения.

2. Критерии деления права на отрасли и институты

В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый критерий - предмет правового регулирования - считается главным, второй - метод правового регулирования - вспомогательным (рис. 2).

9

Рисунок 2. Критерии деления права на отрасли

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права, т.е. предмет - это регулируемые общественные отношения. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.

Метод правового регулирования обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования.

В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Например, прямое предписание определенных действий, рекомендации или предоставление возможности свободного выбора различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на общественные отношения.

В научной и юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования, которые хорошо иллюстрируются примером двух отраслей права: уголовного и гражданского [6; 301].

Авторитарный метод (административный, императивный, метод субординации, властных отношений) представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам - участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон - участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.

Этот метод широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отношении к другим участникам данных правоотношений обязанностей.

Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей - уголовное право.

Второй метод правового регулирования - метод автономии (диспозитивный метод, гражданский, демократический) - заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.

Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны - участники правоотношений - выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.

Необходимо учитывать, что выбор законодателем метода правового регулирования во многом зависит от предмета регулирования, т.е. определяется характером самих регулируемых общественных отношений. Метод правового регулирования является дополнительным критерием для выделения отрасли права как самостоятельного подразделения системы права, т. к. в арсенале законодателя методов правого регулирования значительно меньше, чем отраслей права.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.