p align="left">Были выделены основные этапы кодификационной работы и рассмотрено их значение для развития всей системы законодательства. Систематизация законодательства, таким образом, необходима во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. В-третьих, она обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, в-четвертых, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов. Систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью. В разные периоды развития государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда существует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же модификации, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план. В настоящее время в России нормативно-правовая база стабилизировалась, поэтому проблема систематизации законодательства становиться актуальной. Список литературы I. Законодательные и другие официальные материалы: 1. СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 509. 2. СЗ РФ. 2002. №12. Ст. 1260. 3. СЗ РФ. 2003. №7. Ст. 829. II. Книги: 1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998. - с. 456. 2. Керимов Д.А. Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998. - с. 3. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. - М.: Государственное изд-во юридической литературы, 1962. - с. 4. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. - М.: НОРМА, 2000. - с. 568. 5. Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П. - М.: Наука, 2000. - с. 388. 6. Марченко М.Н. Источники права. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - с. 664. 7. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: "Издательство ПРИОР", 2002. - с. 464. 8. Новицкий И.Б. Римское право. - М.: "ТЕИС", 1997. - с. 286. 9. Общая теория государства и права. Академический курс. / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. - с. 498. 10. Общая теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. - М.: Юристъ, 2002. - с. 526. 11. Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - с. 512. 12. Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана 1998. - Т. 2. - с. 468. 13. Синельников Б.М., Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. - М.: Пресс, 1999. - с. 246. 14. Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. - Спб.: "Юридический центр Пресс", 2003. - с. 458. 15. Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. - М.: Норма, 2005. - с. 412. 16. Теория государства и права. / Под ред. Рассолова М.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - с. 476. 17. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И., Малко А.В. - М.: Юристъ, 2000. - с. 542. 18. Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашов В.А. - Спб.: "Университет", 2002. - с. 148. 19. Шапкин М.А., Дмитриев Ю,А. Правоохранительные органы. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - с. 452. III. Статьи: 1. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. - Журнал российского права. - 2003. - №7. - с. 62-71. 2. Колдаева Н.П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. - Государство и право. - 1999. - №3. - с. 24-25. 3. 4. Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. - Журнал российского права. - 1999. - № 11. - с. 35-53. 5. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М. Сперанским. - Журнал российского права. - 2001. - №5. - с. 154-160. 6. Сидорчук М.В. О систематизации законодательства в России (1826-1832 гг.). - Известия ВУЗов: Правоведение. - 1990. - №6. - с. 26-32. 7. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах. - Журнал российского права. - 2003. - №3. - с. 27-32. Приложение №1 Инкорпорация и её виды |
Инкорпорация | | по субъекту, производящему систематизацию (по юридической силе создаваемых актов) | Официальная осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Оно носит официальный характер, на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности | Официозная (полуофициальная) издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер | Неофициальная осуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Данные инкорпоративные сборники не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права | | | | | Обыденная осуществляется любымисубъектами общественных отношений | Профессиональная осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями | | | Свод законов РСФСР | Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР | Сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д. | | по характеру расположения материала | Хронологическая нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания | Систематическая (предметная) нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, в каждом разделе акты размещаются по предметному принципу | Смешанная при подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке | | | Собрание законодательства РФ, бюллетень нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др | Объединение нормативных актов по отраслям права, сферам государственной деятельности (образование, здравоохранение и т.д.) | | | по объему охватываемого нормативного материала | генеральная (полная, общая) в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т. д. | частичная (отраслевая) составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам | | | Собрание законодательства РФ | | | по методу обработки нормативных актов | простая из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц | сложная наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты | | |
Приложение №2 Кодификация и её виды |
Кодификация | | Всеобщая Создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства | Комплексная Объединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однородных общественных отношений | Отраслевая Систематизация актов отдельных отраслей права | Специальная Объединение норм определённого правового института либо нескольких правовых институтов | | ? | ? | УК РФ, ГК РФ и др. | Налоговый, лесной кодекс и др. | | |
Приложение №3 Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства (инкорпорация и кодификация) |
Признаки сравнения | Инкорпорация | Кодификация | | цель | поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии; упорядочение законодательства | критическое переосмысление действующих норм, устранение противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм; упорядочение и обновление законодательства | | | приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему | | по субъекту, производящему систематизацию | может быть официальной и неофициальной | всегда носит официальный характер и осуществляется только | | критерии расположения и отбора материала | имеют субъективный характер, т.е. выбираются произвольно в зависимости от цели систематизации и назначения инкорпорированного сборника | имеют объективный характер, т.к. основывается на системе права, но может применяться и субъективный критерий, выбранный законодателем. | | предмет воздействия | нормативно-правовые акты | правовые предписания и юридические институты | | результат систематизации | сборник или собрание, в котором сохраняется неизменным содержание нормативного регулирования | создаётся новый, сводный, систематизированный нормативно-правовой акт, при этом происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала; акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру | | время | представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов | представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных органов | | уровень систематизации | низший, часто рассматривается как предварительный этап (прием) кодификации, но может иметь и самостоятельный характер | высший, наиболее сложный и совершенный уровень, включающий в себя инкорпоративные приемы | | | особая форма правотворчества | | |
Приложение №4 Основные этапы систематизации законодательства
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|