на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Система законодательной власти УР

Система законодательной власти УР

Содержание

Введение

1. Понятие законодательной власти и ее органы

2. Понятие, состав и структура парламента

3. Государственный Совет УР, как часть системы законодательной власти УР

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3). осуществляет свою власть.

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией Российской Федерации органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.

Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов государства определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

Надо сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской федерации.

Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента Российской федерации определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции).

Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 127) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 114), порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 128) устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.

Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Вышеизложенное даст основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в Установленном государством порядке.

Цель работы понять сущность организации законодательной власти в УР.

Поставленная цель будет решаться при помощи следующих задач:

- Понятие законодательной власти и ее органы

- Понятие, состав и структура парламента

- Государственный Совет УР, как часть системы законодательной власти УР

1. Понятие законодательной власти и ее органы

Понятие законодательной власти. Законодательная власть -- это право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, т.е. устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лип, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражение Воли всего народа (хотя наделе это не всегда так), его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую силу и приоритет перед актами исполнительной власти: акты президентов, правительств, решения судов не могут противоречить закону. Лишь органы конституционного контроля могут лишить закон действия (хотя и не отменить его), в случае если они признают, что закон противоречит конституции.

Органы законодательной власти. Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, имеющим обобщенное название "парламент". Это название является официальным в России после принятия Конституции 1993 г. В разных странах такой орган понимается по-разному, имеет неодинаковую структуру, причем в его состав могут иногда входить другие органы, не имеющие представительного характера (например Палата лордов в Великобритании). Как правило, парламент -- это единственный общегосударственный законодательный орган. В субъектах федерации, политических автономиях законодательная власть по вопросам местного значения (а в субъектах федерации и по предметам совместного ведения, если нет по данному вопросу федерального закона) принадлежит их законодательным органам, которые обычно называются законодательными собраниями. В отдельных странах представительные органы других автономных образований (Испания), а иногда и муниципальных образований тоже издают акты, называемые обобщенно местными законами. Иногда доктринальное понятие закона (например в англосаксонском праве) является еще более широким.

Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом. В тех странах, где парламента нет (Саудовская Аравия, Оман и др.), законы (низамы) издает монарх. В некоторых странах существует множественность законодательных органов. Так было в СССР до 1936 г. (законы издавали съезды советов, Центральный исполнительный комитет, правительство -- Совет народных комиссаров). В настоящее время и Китае кроме высшего представительного органа -- Всекитайского собрания народных представителей -- законы по частным вопросам может издавать избираемый им Постоянный комитет, в редких случаях, например в унитарных Индонезии, в Туркменистане, действуют два законодательных органа, в Испании, Италии, Греции, как говорилось, при определенных условиях законы могут издавать особые комиссии парламента.

Акты, имеющие силу закона (декрет-законы и др.), издают президенты (иногда -- только после одобрения проекта правительством, иногда--лишь в чрезвычайных обстоятельствах), военные (революционные) советы после переворота. Акты делегированного законодательства издаются правительством (министрами в странах англосаксонского права) по уполномочию парламента. Однако в подавляющем большинстве стран, в том числе в России, законы издает только парламент. Лишь в отдельных случаях в России Президент издает указы по вопросам, требующим немедленного урегулирования, но по которым не издан закон. С изданием закона соответствующие акты Президента утрачивают силу.

2. Понятие, состав и структура парламента

Понятие парламента. Слово "парламент" происходит от французского глагола "говорить", но родиной парламента считается Великобритания. Хотя предшественником парламента были представительные органы рабовладельцев и других свободных лиц в Древней Греции и Древнем Риме, а также сословно-представительные учреждения в Европе (в том числе земские соборы в России), происхождение современного парламента связывают с событиями XIII--XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителями городов и сельской местности (общин).

Современный парламент -- это высший орган народного представительства (хотя это представительство может быть организовано по-разному), выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, образующий полностью или частично некоторые высшие органы государства, осуществляющий контроль за деятельностью высших органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Такой контроль осуществляет преимущественно нижняя палата парламента, избираемая непосредственно гражданами (термин "нижняя палата" используется по традиции, он условен и в настоящее время не отражает реальное значение этой палаты в государственном механизме). Кроме того, парламент в ряде стран определяет основы внешней и внутренней политики государства, ратифицирует международные договоры, принимает иные акты.

Производным от слова "парламент" является термин "парламентаризм". Марксистско-ленинская концепция конституционного права, традиционно отвергавшая значение парламента в жизни государства (говорилось, что в парламенте только болтают, а настоящую работу делают штабы монополий), характеризовала парламентаризм как непригодную систему управления и требовала заменить ее системой советов, что и делалось в странах тоталитарного социализма.

Значение парламента и принцип парламентаризма отвергаются, хотя и с других позиций, в странах мусульманского фундаментализма. Вместо парламента и выборов в соответствии с идеей халифата предлагается совещательный орган при правителе (ашшура), причем его единогласные мнения имеют практически непререкаемый характер (иджма). В демократических государствах парламентаризм означает разделение законодательного и управленческого труда, высокую роль парламента в управлении государством, контроль парламента в отношении администрации. Парламент является выражением интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В более узком значении парламентаризм -- это формирование правительства парламентом и его ответственность перед ним вплоть до увольнения в отставку. Иногда парламентаризму противопоставляется президенциализм, означающий решающую роль президента в управлении государством.

В настоящее время в связи с усложнением жизни в современном информационном обществе, возрастанием роли исполнительной власти, необходимостью все более широкого привлечения для процессов управления специалистов (технократов и "гуманократов"), технических средств, расчетов, вычислительной техники значение парламента, особенно при решении конкретных вопросов, где нужны специальные знания, может снижаться. В связи с этим в западной науке возникла концепция рационализированного парламентаризма и предприняты необходимые конституционные меры для этого (ограничение полномочий парламента; назначение парламентом в парламентарных республиках и монархиях только главы правительства, министров последний назначает и увольняет самостоятельно; конструктивный вотум недоверия; особая роль президента и др.). О некоторых институтах такого рода упоминалось выше. Однако и при этом снижение роли парламента не является безусловным, за ним остается последнее слово в решении принципиальных вопросов, в том числе о правах человека. В конечном счете в парламентской республике он решает вопрос о правительстве (сместив главу правительства при конструктивном вотуме недоверия, он тем самым увольняет и министров), он вправе в порядке импичмента сместить президента в президентской или полу президентской республике, решить вопрос о предании президента, премьера, министров особому суду (в тех странах, где не предусмотрен институт импичмента).

В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, амбиции его членов. Это нередко имеет место и в России.

Состав парламента. Парламент состоит из его членов. Члены нижней палаты обычно называются депутатами или представителями (Палата депутатов, Палата представителей, Национальное собрание), члены верхней палаты (Сенат, Совет штатов и др.) -- сенаторами. Члены однопалатного парламента -- депутаты. Во многих парламентах есть только избранные (прямыми или косвенными выборами) депутаты и сенаторы. В отдельных странах есть небольшое количество назначенных президентом членов парламента (5 в Сенате Италии, 10 -- в однопалатном парламенте Египта). В России члены Совета Федерации (верхней палаты) занимают свои места по должности, в Палате лордов в Великобритании -- по наследству, а также в связи с присвоением дворянского звания (не ниже барона), в связи с высоким постом, занимаемым в государственной (англиканской) церкви (духовные лорды), и др.

Кроме депутатов и сенаторов, в парламенте могут быть их заместители (один или несколько, например в Бразилии к каждому сенатору избираются два его заместителя). Заместители участвуют в обсуждении, могут работать в комиссиях парламента, но не имеют права решающего голоса, не голосуют. Они не могут также предлагать законопроекты. Если депутат выбывает досрочно, заместитель занимает его место без дополнительных выборов, что экономит время избирателей, государственные и иные расходы на выборы. Правильность выборок депутатов и их заместителей проверяется обычно самим парламентом, и мандаты избранных утверждаются им, для чего создается временная мандатная комиссия. Обжаловать результаты выборов в суд обшей юрисдикции нельзя, но в отдельных странах это можно сделать, обратившись в органы конституционного контроля. Во многих странах Латинской Америки правильностью выборов занимаются специальные избирательные трибуналы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.