p align="left">От личного обыска следует отличать досмотр, предусмотренный ст. 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который не является следственным действием и производится уполномоченными на то должностными лицами. Личный досмотр проводится в присутствии двух понятых и также сопровождается составлением протокола. Его результаты, полученные законным путем, могут служить доказательством по уголовному делу. В отличие от досмотра, личный обыск (ст. 170 УПК) может быть проведен без понятых. Однако следователь по ходатайству участников или по собственной инициативе может принять решение об их участии в обыске. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185) - следственные действия, выраженные в ограничении прав граждан на тайну переписки. Арест на корреспонденцию накладывается в целях: а) получения фактических данных, которые могут быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу; б) создания препятствий для обмена информацией в процессе расследования между заинтересованными лицами. Понятием "почтово-телеграфная корреспонденция" охватываются не только сами отправления (сообщения), но и почтово-телеграфные сведения о них. Виды почтово-телеграфных отправлений - бандероли, посылки и другие почтово-телеграфные отправления. Под "другими почтово-телеграфными отправлениями" в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" в качестве почтово-телеграфных отправлений, на которые может быть наложен арест, понимаются посылки, бандероли, денежные переводы, письма, телеграммы, телетайпограммы, факсимильные и иные виды документальных сообщений, передаваемые по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, в том числе и электронная почта . Учреждения связи - юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие на основе лицензии услуги связи в качестве основного вида деятельности. К учреждениям связи относятся также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе лицензии деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Арест может накладываться как на входящую, так и на исходящую корреспонденцию. Задержанная почтово-телеграфная корреспонденция может быть осмотрена и изъята. Осмотр и выемка корреспонденции хотя и производятся на основании единого судебного решения, представляют собой разные следственные действия, которые сопровождаются составлением протокола в соответствии с требованиями ст. 166 УПК. Особенностью осмотра и выемки почтово-телеграфной корреспонденции в учреждении связи является то, что проводятся они с участием понятых из числа работников данного учреждения. Выемка и осмотр могут сопровождаться снятием копий. Осмотр почтово-телеграфной корреспонденции (в том числе повторный) как самостоятельное следственное действие после производства выемки может быть произведен и вне стен учреждения связи. Для осмотра и выемки корреспонденции следователь вправе привлечь специалиста и переводчика. Контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц (ст. 186) допускаются лишь при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Под тяжкими и особо тяжкими преступлениями в соответствии со ст. 15 УК РФ понимаются преступления, за совершение которых судом может быть назначено наказание на срок свыше 5 лет лишения свободы. При этом следует иметь в виду, что тяжесть преступления не всегда определяется статьей, по которой возбуждено уголовное дело или предъявлено обвинение. Иногда в процессе расследования уголовного дела могут стать известными сведения, факты, прямо свидетельствующие о совершении или приготовлении к совершению подозреваемым, обвиняемым или иными связанными с ними лицами, деятельность которых проверяется в ходе расследования возбужденного уголовного дела, другого, ранее не известного деяния, подпадающего под категорию тяжкого или особо тяжкого преступления. Все эти обстоятельства будут являться предметом рассмотрения в судебном заседании. "Другие лица", переговоры которых могут быть подвергнуты прослушиванию, - это родственники, члены семьи, близкие или знакомые люди подозреваемого и обвиняемого, а также потерпевшие и свидетели. Близкие родственники потерпевшего, свидетеля - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. Угрозы, высказываемые в их адрес, как основания для прослушивания переговоров без судебного решения должны содержать признаки преступления. Их заявление о прослушивании переговоров распространяется только на личные телефоны, на иные требуется судебное решение. Прослушивание телефонных и иных переговоров поручается следователем субъектам оперативно-розыскной деятельности. Закон называет две разновидности контролируемых переговоров: телефонные и иные. Под "иными" переговорами понимается информация, получаемая из технических каналов связи, и устная речь. Срок проведения данного следственного действия не может превышать 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее истечения срока расследования по уголовному делу. Однако, если по обстоятельствам дела, срок расследования которого не истек, требуется возобновление осуществления контроля и записи переговоров, следователь, отменив предыдущее постановление, вправе с согласия прокурора обратиться в суд с новым ходатайством, который его рассматривает на основании вновь представленных материалов. Осмотр и прослушивание фонограммы осуществляются с составлением протокола по правилам, предусмотренным ст. 166 УПК. При этом участие понятых обязательно (ст. 60 УПК). Кроме понятых следователь вправе привлечь к осмотру специалиста (ст. 168 УПК), а также лиц, чьи переговоры записаны. Однако их участие в осмотре для следователя не обязательно. Привлечение к осмотру лиц, чьи переговоры записаны, имеет смысл тогда, когда эти лица идут на сотрудничество со следствием. Их участие в осмотре и прослушивании позволит более точно изложить прослушанную звукозапись, сделать акцент на наиболее важной части фонограммы, а также внести в протокол комментарии и замечания к тексту фонограммы. По смыслу ст. 169 УПК следователь при необходимости вправе привлечь к осмотру и прослушиванию также переводчика. 5. Производство судебной экспертизы Производство судебной экспертизы (ст. ст. 195 - 207, 283) представляет собой важнейшее следственное действие, направленное на получение доказательств, основанных на достижениях науки, техники, искусства и ремесла. Помимо УПК (гл. 27) вопросы проведения судебной экспертизы урегулированы Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" , различными подзаконными нормативными правовыми актами. В зависимости от отраслей знаний, к использованию которых прибегает следователь, можно выделить основные виды экспертиз: криминалистические (которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды - трасологические, дактилоскопические, почерковедческие, автотехнические, химические, фоноскопические, взрывотехнические, биологические, бухгалтерские и т.д.); судебно-медицинские (трупов и живых лиц); судебно-психиатрические. Для проведения указанных видов экспертиз существуют специальные государственные экспертные учреждения, подведомственные органам Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны, Министерства здравоохранения. Однако в практической деятельности возникает необходимость в проведении и других видов экспертиз, например товароведческих, строительных, транспортных, искусствоведческих, экологических и т.д., которые не проводят государственные экспертные учреждения. Для этого следователю предоставлено право поручать экспертизу любому юридическому или физическому лицу, обладающему необходимыми познаниями или компетенцией. В зависимости от того, проводится ли экспертиза в государственном экспертном учреждении или вне его, законодателем установлено два различных порядка ее назначения. Назначая экспертизу в экспертном учреждении, следователь направляет постановление и необходимые материалы руководителю этого учреждения, который самостоятельно поручает производство экспертизы конкретному эксперту, разъясняя ему права и обязанности и предупреждая об ответственности. Назначая экспертизу вне экспертного учреждения, следователь разъясняет эксперту его права и обязанности, предупреждает об ответственности самостоятельно, о чем делает отметку в постановлении (приложение 117 к ст. 476 УПК), и лично передает ему необходимые материалы. Начинается производство экспертизы с вынесения следователем постановления, в котором указываются основания назначения экспертизы, подлежащие разрешению вопросы и передаваемые для исследования материалы, в том числе образцы для сравнительного исследования. Если к этому моменту в деле имеются процессуальные фигуры подозреваемого, обвиняемого, защитников, следователь знакомит их с постановлением о назначении экспертизы, разъясняет им их права и рассматривает ходатайства (о постановке дополнительных вопросов эксперту, отводах, об экспертах или экспертных учреждениях, о назначении дополнительной, повторной, комиссионной экспертизы). Потерпевший и свидетель знакомятся с постановлением только в случае, если экспертиза проводится в отношении этих лиц. Закон обязывает следователя проводить экспертизу в обязательном порядке (ст. 196 УПК), если необходимо установить: 1) причины смерти; 2) характер и степень вреда, причиненного здоровью; 3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; 4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; 5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. Заключение Судебная экспертиза в отношении потерпевшего и свидетеля проводится с их согласия или согласия их законных представителей, за исключением случаев, когда ее производство обязательно. При этом следует помнить, что под экспертизой в отношении конкретного лица понимается такая экспертиза, когда физическое присутствие этого лица в экспертном учреждении необходимо. К такого вида экспертизам не относятся экспертизы следов, оставленных свидетелем или потерпевшим. Следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы, получать от эксперта необходимые разъяснения, а при необходимости - допросить его. С разрешения следователя в производстве экспертизы могут принимать участие и другие лица по их ходатайству (ст. 198). Для производства отдельных видов экспертиз (дактилоскопических, почерковедческих, фоноскопических и др.) необходимы образцы для сравнительного исследования. В этом случае следователь выносит обязательное для исполнения постановление (приложение 121 к ст. 476 УПК) о получении таких образцов. Об их получении составляется протокол. В необходимых случаях следователь может прибегнуть к помощи специалистов. Образцы для исследования вправе получить и сам эксперт, отразив это обстоятельство в своем заключении. Производство экспертизы завершается составлением экспертного заключения, которое является подлежащим оценке доказательством и с которым следователь знакомит подозреваемого и обвиняемого, а если экспертиза проводилась в отношении свидетеля, потерпевшего или по их ходатайству, то и этих лиц. В заключение эксперт описывает порядок производства экспертизы, проведенные исследования и излагает свои выводы, отвечая на поставленные вопросы. Законодатель выделяет несколько видов экспертиз, два из которых именуются комиссионными и комплексными (ст. ст. 200, 201 УПК). Комиссионная экспертиза проводится двумя и более экспертами одной специальности (например, психиатрические экспертизы проводятся тремя врачами-психиатрами), а комплексная - экспертами разных специальностей (например, экспертиза документа на предмет физического, интеллектуального подлога и наличие потожировых отпечатков пальцев). В зависимости от этого заключение комплексной экспертизы каждый эксперт подписывает лишь в части своих исследований и выводов, а заключение комиссионной как единое заключение подписывается всеми экспертами. Однако, если мнения экспертов разделились, каждый из экспертов дает свое заключение. В зависимости от выводов экспертов с точки зрения их оценки следователем законодатель выделил еще два вида экспертиз: дополнительную и повторную (ст. 207). Дополнительная экспертиза назначается при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств. Она может быть поручена тому же или другому эксперту. А в случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту. Дополнительная и повторная судебные экспертизы назначаются и производятся в общем порядке. В процессе производства психиатрической экспертизы, требующей помещения обвиняемого или подозреваемого в стационар, следователь получает на это судебное решение в установленном порядке (ст. 203 УПК). Литература "НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ С РАЗРЕШЕНИЯ СУДА" (А.И. Глушков, Е.Ю. Алонцева) ("Российский следователь", 2006, N 9) "ПРАВОВОЙ, ЭТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ТАКТИКИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" (Р. Джансараева) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 2) "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОНКУРЕНЦИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ" (А.Н. Халиков) ("Российский следователь", 2006, N 2) "СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ" (В.А. Семенцов) ("Российский судья", 2005, N 12) "ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ" (А.С. Дежнев) ("Российский следователь", 2005, N 11) "ПРИНЯТИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ РЕШЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ" (В. Быков) ("Законность", 2005, N 10) "ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ СПЕЦИАЛИСТА" (Е.П. Гришина, С.А. Саушкин) ("Российский следователь", 2005, N 8) "ФАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УПК РФ" (В.М. Быков) ("Журнал российского права", 2005, N 6) "ПРИНУЖДЕНИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ" (В.М. Быков, Н.В. Ткачева) ("Право и политика", 2005, N 5) "РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЖИЛИЩА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ" (Л.И. Герасимова) ("Адвокат", N 1, 2005) "ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА" (И.Г. Смирнова) ("Адвокатская практика", N 4, 2004) "ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ И ПРОИЗВОДСТВО НЕКОТОРЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ" (И. Макаренко) ("Законность", N 6, 2004) "ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА (СТ. 210 УК РФ)" (О.Д. Жук) ("Законодательство и экономика", N 11, 2003) "ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ - ОСМОТРА. КОММЕНТАРИЙ К СТ. 177 УПК РФ" (А.П. Рыжаков) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003) "ОСНОВАНИЯ И ВИДЫ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ, ИМЕНУЕМОГО ЗАКОНОДАТЕЛЕМ "ОСМОТР". КОММЕНТАРИЙ К СТ. 176 УПК РФ" (А.П. Рыжаков) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003) "ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ПРЕДМЕТ СУДЕБНОЙ ОЦЕНКИ" (В. Кальницкий) ("Российская юстиция", N 2, 2003) "СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА НИМИ" (В. Исаенко) ("Законность", N 2, 2003) "ЗАДЕРЖАНИЕ КАК СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ" (А.П. Рыжаков) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2001) "НОВОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ - КОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ" (А.П. Рыжаков) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2001) "О ВОЗМЕЩЕНИИ МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ВРЕДА, НАСТУПИВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА" (О. Майшев) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 1998) "УЧАСТИЕ АДВОКАТА В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ" (И. Милова) ("Российская юстиция", N 11, 1996)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|