на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Следствие и дознание
p align="left">В декабре 1958 г были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик3, в соответствии с которыми и принятыми, затем уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правом производства предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный ап-парат МВД был упразднен (в системе МВД - МООП в это время функцио-нировали специализированные подразделения дознания, которые расследовали значительное количество уголовных дел об общеуголовных преступ-лениях). Как показал опыт, следователи прокуратуры не могли справиться с расследованием большого количества уголовных дел. Поэтому 6 апреля 1963 г Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, которым наделил органы охраны общественного порядка (так тогда именовались органы внутренних дел) правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственный аппарат, к подследственности которого относилось большинство дел об общеуголовных преступлениях. В то же время за милицией было сохранено право производства дознания по значительному числу преступлений.

В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования), совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела); изменение подследственности (например, передача уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД), более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве; использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (принятие законов об ОРД) и т.д.

2. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями госу-дарственных органов, уполномоченных на то Федераль-ным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий посредством проведения опера-тивно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собствен-ности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачи оперативно-розыскной деятельности:

* выявление, предупреждение, пресечение и раскры-тие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совер-шивших;

* осуществление розыска лиц, скрывающихся от ор-ганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уго-ловного наказания, а также розыска без вести пропав-ших;

* добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономи-ческой или экологической безопасности России.

На территории Российской Федерации право осуще-ствлять оперативно-розыскную деятельность предостав-ляется оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) службы внешней разведки РФ;

6) Министерства юстиции РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную де-ятельность, проводят следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1) опрос;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного следствия;

4) проверочную закупку;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телефонных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное внедрение;

13) контролируемую поставку;

14) оперативный эксперимент.

Результаты оперативно-розыскной деятельности мо-гут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения опера-тивно-розыскных мероприятий по выявлению, предуп-реждению, пресечению и раскрытию преступлений, вы-явлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, ук-лоняющихся от исполнения наказания и без вести про-павших.

Они также могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в каче-стве доказательств по уголовным делам.

Оперативно-розыскная деятельность - это деятельность, осуществляв мин гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов путем проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жиз-ни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопас-ности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уго-ловному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает опре-делять направления, в которых возможен поиск доказательств.

Задачами дознания и предварительного следствия являются установле-ние обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголов-ного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набором процес-суальных полномочий.

II. Понятие и система органов предварительного следствия и дознания

1. Органы предварительного следствия

Предварительное расследование производится в форме предваритель-ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о пре-ступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дозна-ния являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:

* следователями прокуратуры;

* следователями органов Федеральной службы безопасности;

* следователями органов внутренних дел РФ;

* следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте сле-дователь вправе произвести их лично либо поручить производство соот-ветственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению про-курора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахо-ждения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

Неотложные следственные действия осуществляются органом дозна-ния после возбуждения уголовного дела, по которому производство пред-варительного следствия обязательно. Цель таких действий - обнаружение и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедли-тельного закрепления, изъятия и исследования.

Неотложные следственные действия производят: органы дознания (органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); органы Федеральной службы безопасности; таможенные органы; командиры воинских частей и соединений, начальники военных уч-реждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; иные должностные лица, которым предоставлены полномочия орга-нов дознания.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, ор-ган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные ме-ры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя сле-дователя об их результатах.

Правовое положение следователя:

* следователь процессуально независим;

* он вправе давать соответствующим органам указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и принимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия;

* следователь самостоятельно принимает решения, связанные с произ-водством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определен-ных следственных действий;

* следователь выполняет указания прокурора, касающиеся производства предварительного следствия; однако если указания касаются привле-чения конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения произ-водства по делу или некоторых других определенных в законе вопро-сов, то следователь вправе передать вышестоящему прокурору в пись-менном виде свои возражения с указаниями прокурора.

Для координации работы следователей в соответствующих органах создаются следственные аппараты.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности следователей:

* гражданство РФ;

* часто высшее юридическое или специальное образование;

* соответствующие профессиональные и нравственные качества;

* способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел), воин-ские звания (Федеральная служба безопасности и военная прокуратура).

Для обеспечения всестороннего, полного и объектив-ного расследования судом обстоятельств дела, по общему правилу, требуется большая подготовительная работа, зак-лючающаяся в обнаружении, закреплении, проверке и предварительной оценке доказательств. Осуществляется эта работа органами предварительного следствия.

В соответствии с УПК предварительное следствие по уголовным делам производится:

1) следователями прокуратуры;

2) следователями органов внутренних дел;

3) следователями органов Федеральной службы безо-пасности.

Предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного дела и в порядке, установлен-ном УПК.

Предварительное следствие по уголовным делам дол-жно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинитель-ным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принуди-тельных мер медицинского характера либо до прекраще-ния или приостановления производства по делу.

Следователь обязан полно, всесторонне и объектив-но исследовать все обстоятельства дела, выявить улича-ющие и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства.

При производстве предварительного следствия все ре-шения о направлении следствия и производстве следствен-ных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено по-лучение санкции от прокурора, и несет полную ответ-ственность за их законное и своевременное проведение.

Постановление следователя, вынесенное в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях рас-крытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответ-ственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Органы предварительного расследования выясняют характер и размер ущерба, причиненного преступлением, обеспечивают гражданский иск или возможную конфискацию имущества, выявляют причины и условия, способст-вующие совершению преступлений и, принимают меры к их устранению.

Предварительное расследование - самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы,' сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное дело, осуществляет свое собственное исследование доказа-тельств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей; изучает заключения экспертов; осматривает вещественные доказательства и т.д. Выводы суда о виновности подсудимого могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.