p align="left">В декабре 1958 г были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик3, в соответствии с которыми и принятыми, затем уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правом производства предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный ап-парат МВД был упразднен (в системе МВД - МООП в это время функцио-нировали специализированные подразделения дознания, которые расследовали значительное количество уголовных дел об общеуголовных преступ-лениях). Как показал опыт, следователи прокуратуры не могли справиться с расследованием большого количества уголовных дел. Поэтому 6 апреля 1963 г Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, которым наделил органы охраны общественного порядка (так тогда именовались органы внутренних дел) правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственный аппарат, к подследственности которого относилось большинство дел об общеуголовных преступлениях. В то же время за милицией было сохранено право производства дознания по значительному числу преступлений. В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования), совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела); изменение подследственности (например, передача уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД), более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве; использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (принятие законов об ОРД) и т.д. 2. Оперативно-розыскная деятельность Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями госу-дарственных органов, уполномоченных на то Федераль-ным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий посредством проведения опера-тивно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собствен-ности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачи оперативно-розыскной деятельности: * выявление, предупреждение, пресечение и раскры-тие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совер-шивших; * осуществление розыска лиц, скрывающихся от ор-ганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уго-ловного наказания, а также розыска без вести пропав-ших; * добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономи-ческой или экологической безопасности России. На территории Российской Федерации право осуще-ствлять оперативно-розыскную деятельность предостав-ляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел РФ; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) федеральных органов государственной охраны; 4) таможенных органов РФ; 5) службы внешней разведки РФ; 6) Министерства юстиции РФ. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную де-ятельность, проводят следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1) опрос; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного следствия; 4) проверочную закупку; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных переговоров; 11) снятие информации с технических каналов связи; 12) оперативное внедрение; 13) контролируемую поставку; 14) оперативный эксперимент. Результаты оперативно-розыскной деятельности мо-гут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения опера-тивно-розыскных мероприятий по выявлению, предуп-реждению, пресечению и раскрытию преступлений, вы-явлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, ук-лоняющихся от исполнения наказания и без вести про-павших. Они также могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в каче-стве доказательств по уголовным делам. Оперативно-розыскная деятельность - это деятельность, осуществляв мин гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов путем проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жиз-ни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопас-ности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уго-ловному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает опре-делять направления, в которых возможен поиск доказательств. Задачами дознания и предварительного следствия являются установле-ние обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголов-ного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набором процес-суальных полномочий. II. Понятие и система органов предварительного следствия и дознания 1. Органы предварительного следствия Предварительное расследование производится в форме предваритель-ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о пре-ступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дозна-ния являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится: * следователями прокуратуры; * следователями органов Федеральной службы безопасности; * следователями органов внутренних дел РФ; * следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте сле-дователь вправе произвести их лично либо поручить производство соот-ветственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то по решению про-курора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Предварительное расследование может производиться по месту нахо-ждения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. Неотложные следственные действия осуществляются органом дозна-ния после возбуждения уголовного дела, по которому производство пред-варительного следствия обязательно. Цель таких действий - обнаружение и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедли-тельного закрепления, изъятия и исследования. Неотложные следственные действия производят: органы дознания (органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); органы Федеральной службы безопасности; таможенные органы; командиры воинских частей и соединений, начальники военных уч-реждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; иные должностные лица, которым предоставлены полномочия орга-нов дознания. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, ор-ган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные ме-ры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя сле-дователя об их результатах. Правовое положение следователя: * следователь процессуально независим; * он вправе давать соответствующим органам указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и принимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия; * следователь самостоятельно принимает решения, связанные с произ-водством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определен-ных следственных действий; * следователь выполняет указания прокурора, касающиеся производства предварительного следствия; однако если указания касаются привле-чения конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения произ-водства по делу или некоторых других определенных в законе вопро-сов, то следователь вправе передать вышестоящему прокурору в пись-менном виде свои возражения с указаниями прокурора. Для координации работы следователей в соответствующих органах создаются следственные аппараты. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности следователей: * гражданство РФ; * часто высшее юридическое или специальное образование; * соответствующие профессиональные и нравственные качества; * способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел), воин-ские звания (Федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Для обеспечения всестороннего, полного и объектив-ного расследования судом обстоятельств дела, по общему правилу, требуется большая подготовительная работа, зак-лючающаяся в обнаружении, закреплении, проверке и предварительной оценке доказательств. Осуществляется эта работа органами предварительного следствия. В соответствии с УПК предварительное следствие по уголовным делам производится: 1) следователями прокуратуры; 2) следователями органов внутренних дел; 3) следователями органов Федеральной службы безо-пасности. Предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного дела и в порядке, установлен-ном УПК. Предварительное следствие по уголовным делам дол-жно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинитель-ным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принуди-тельных мер медицинского характера либо до прекраще-ния или приостановления производства по делу. Следователь обязан полно, всесторонне и объектив-но исследовать все обстоятельства дела, выявить улича-ющие и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства. При производстве предварительного следствия все ре-шения о направлении следствия и производстве следствен-ных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено по-лучение санкции от прокурора, и несет полную ответ-ственность за их законное и своевременное проведение. Постановление следователя, вынесенное в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях рас-крытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответ-ственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Органы предварительного расследования выясняют характер и размер ущерба, причиненного преступлением, обеспечивают гражданский иск или возможную конфискацию имущества, выявляют причины и условия, способст-вующие совершению преступлений и, принимают меры к их устранению. Предварительное расследование - самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы,' сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное дело, осуществляет свое собственное исследование доказа-тельств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей; изучает заключения экспертов; осматривает вещественные доказательства и т.д. Выводы суда о виновности подсудимого могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|