p align="left">Государственный надзор за стандартами и средствами измерений осуществляется государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений - должностными лицами Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь и подведомственных ему органов. Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений (Председатель Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь) назначает ответственных за проведение государственного надзора за стандартами и средствами измерений в своих регионах, главных государственных инспекторов областей по надзору за стандартами и средствами измерений и их заместителей. В целях повышения эффективности борьбы с правонарушениями в области качества продукции (работ, услуг), оперативного реагирования на пресечение нарушений органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений проводят свою работу в тесном взаимодействии с органами Прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам и другими государственными органами. Должностные лица, на которые возложены обязанности по осуществлению государственного надзора, являются государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений. Они имеют право: - беспрепятственно проходить на территорию субъектов хозяйствования, подлежащих проверке, с учетом режима их труда; - получать от субъекта хозяйствования документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора; - привлекать по согласованию с субъектами хозяйствования технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора; - проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для установления ее соответствия требованиям стандартов, строительных норм. Порядок отнесения стоимости израсходованных проб и образцов, а также затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйствования определяется Советом Министров Республики Беларусь; - выдавать субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений стандартов, строительных норм, а также причин, вызвавших эти нарушения; - запрещать субъектам хозяйствования передачу заказчику и применение конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей обязательным требованиям стандартов и строительных норм; - запрещать субъектам хозяйствования в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям стандартов, строительных норм реализацию, использование (эксплуатацию) продукции, а также выполнение работ и оказание услуг; - запрещать субъектам хозяйствования реализацию продукции, в сопроводительной документации на которую или в маркировке которой не указано соответствие нормативным документам по стандартизации. Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений и его заместители наряду с правами, указанными выше, имеют право: - запрещать производство продукции, не обеспечивающее выполнение требований стандартов по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, а также в других случаях, предусмотренных законодательством; - выдавать предписания субъектам хозяйствования об изъятии у потребителей продукции, не соответствующей требованиям стандартов по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, в соответствии с действующим законодательством; - запрещать субъектам хозяйствования реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае их уклонения от предъявления продукции, работ и услуг для проверки в установленном порядке и создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении; - налагать штраф на субъекты хозяйствования за нарушение ими обязательных требований стандартов, строительных норм, а также за нарушение предписаний государственных инспекторов о запрещении реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг в пределах и порядке, предусмотренных законодательством. Государственные инспекторы при осуществлении государственного надзора за стандартами должны защищать интересы потребителей и государства, строго руководствуясь при этом действующим законодательством. Они несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. Государственный надзор за стандартами и средствами измерений проводится у юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, независимо от форм собственности. В свою очередь, руководители обязаны: - обеспечивать государственным инспекторам по надзору за стандартами и средствами измерений при предъявлении ими удостоверения свободный доступ в служебные и производственные помещения с учетом режима работы юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица; - выделять специалистов, предоставлять технические средства, документы и сведения, необходимые для проведения государственного надзора за стандартами и средствами измерений, в том числе информацию об объемах реализованной продукции, выполненных работах и оказанных услугах; - предоставлять возможность отбора проб и образцов продукции для контроля их соответствия установленным требованиям; - предъявлять средства измерений для их осмотра и инспекционной поверки. Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 г. №268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)» дополнительно установлено, что в контрактах, заключаемых с руководителями государственных предприятий, организаций и учреждений, должна предусматриваться ответственность руководителя за выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), не соответствующей обязательным требованиям стандартов и других нормативных актов. 5. Сущность и значение метрологии. Государственная стандартизация в области метрологии Метрология (от греч. metron - мера, logos - учение) - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений. С помощью измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерения являются основным источником информации о соответствии продукции и услуг требованиям нормативной документации при проведении сертификации. Только достоверность и точность измерительной информации обеспечивает правильность принятия решений о качестве продукции, на всех уровнях управления при испытаниях изделий, в научных экспериментах и т.д. Под государственной стандартизацией следует понимать планомерную работу, направленную на определение норм, правовых требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы), к обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Государственному метрологическому надзору и метрологическому контролю подлежат средства измерений, используемые в различных сферах деятельности при: - проведении торгово-коммерческих, таможенных, почтовых и налоговых операций; - диагностике и лечении заболеваний человека; - контроле за медикаментами; - контроле за состоянием окружающей среды; - хранении, перевозке и уничтожении токсических, легких на возгорание, взрывчатых и радиоактивных веществ; - контроле за безопасностью и условиями труда; - определении безопасности и качества производимой продукции и соответствия ее реальных характеристик предписанным; - контроле за всеми видами сырья и продуктов питания; - проведении испытаний, поверке и метрологической аттестации средств измерений. Перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы, устанавливается Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. Средства измерений, используемые в сферах деятельности, не названных выше, подлежат метрологическому контролю, правила и порядок проведения которого устанавливает субъект хозяйствования. Используются только те средства измерений, которые прошли метрологический надзор либо метрологический контроль. Законодателем устанавливаются следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений: - государственные испытания средств измерений; - утверждение типа средств измерений; - метрологическая аттестация средств измерений; - поверка средств измерений; - проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений. Правила выполнения указанных видов надзора, а также порядок его проведения определяет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Устанавливаются следующие виды метрологического контроля: - испытания средств измерений; - метрологическая аттестация средств измерений; - поверка средств измерений; - калибровка средств измерений; - проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений. Проверку состояния и использования методик и средств измерений также осуществляют государственные контрольные органы в пределах своей компетенции. Государственный метрологический надзор и контроль, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на: - здравоохранение и охрану окружающей среды, ветеринарию, обеспечение безопасности труда; - торговые операции и взаиморасчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с использованием игровых автоматов и приспособлений; - государственные учетные операции; - обеспечение обороны государства; - геодезические и гидрометеорологические работы; - банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; - изготовление продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Республики Беларусь; - испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям стандартов Республики Беларусь; - обязательную сертификацию продукции, работ и услуг; - измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Республики Беларусь; - регистрацию национальных и международных спортивных рекордов. 6. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь и ее цели. Структура системы и функции органов и служб по сертификации В Республике Беларусь действует Национальная система сертификации, созданная республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации, и могут действовать созданные другими юридическими лицами системы сертификации продукции по показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено. В Национальной системе сертификации проводится как обязательная, так и добровольная сертификация, могут быть созданы системы сертификации по видам продукции и по отдельным требованиям. Системы сертификации продукции имеют свои знаки соответствия. Системы сертификации и знаки соответствия подлежат регистрации в порядке, установленном республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Продукция, на которую в нормативных актах и конкретных стандартах или других нормативных документах по стандартизации установлены требования безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды, подлежит обязательной сертификации исключительно в Национальной системе сертификации Республики Беларусь. Номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, и сроки введения сертификации устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Беларусь. Реализация на территории Республики Беларусь и импорт продукции, подлежащей обязательной сертификации, в республику без сертификата и (либо) знака соответствия, подтверждающих соответствие продукции указанным требованиям, запрещаются. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, в отношении отдельных видов продукции или отдельных показателей могут быть возложены на другие органы государственного управления республики. Участниками обязательной сертификации являются республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации, органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории, изготовители (продавцы) продукции. Органы по сертификации: - проводят работы по сертификации; - представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции. Изготовители (продавцы) продукции, подлежащей обязательной сертификации на территории Республики Беларусь обязаны: - проводить работы по сертификации продукции; - реализовывать продукцию только при наличии сертификата, выданного либо признанного уполномоченным на то органом; - обеспечивать соответствие реализуемой продукции и требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации, по которым она была сертифицирована, и маркирование ее в установленном порядке знаком соответствия; - указывать в сопроводительной документации сведения о сертификации, нормативных актах и нормативных документах по стандартизации, которым должна соответствовать продукция, обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика); - приостанавливать либо прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных актов и нормативных документов по стандартизации, по которым она была сертифицирована, а также после окончания срока действия сертификата либо в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации; - содействовать должностным лицам республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, других органов по сертификации в проведении работ по обязательной сертификации и контролю за сертифицированной продукцией; - извещать в установленном порядке органы по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию либо в технологический процесс выпуска сертифицированной продукции. Контроль за соблюдением органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями правил обязательной сертификации осуществляют должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации. Контроль за сертифицированной продукцией осуществляют должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, а также органов по сертификации. Контроль за выполнением изготовителями (продавцами) продукции требований законодательства Республики Беларусь об обязательной сертификации продукции осуществляют республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации и другие органы государственного управления и общественные организации в пределах своей компетенции. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи, имеют право вносить предложения в республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации о приостановлении либо запрещении деятельности в области сертификации и реализации сертифицированной продукции. Республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации имеет право приостанавливать либо запрещать деятельность в области сертификации при нарушении правил Национальной системы сертификации Республики Беларусь и реализацию сертифицированной продукции, не соответствующей требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или иных нормативных документов по стандартизации, по которым она сертифицирована. Должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, органов по сертификации продукции и других органов государственного управления, осуществляющие контроль за сертифицированной продукцией и выполнением требований законодательства Республики Беларусь об обязательной сертификации продукции, имеют право беспрепятственно посещать предприятия и учреждения с учетом режима их работы. Добровольная сертификация проводится как в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, так и в других системах сертификации, созданных юридическим лицами, зарегистрировавшими системы сертификации и знаки соответствия в республиканском органе по стандартизации, метрологии и сертификации. Продукция, прошедшая добровольную сертификацию, маркируется знаком соответствия той системы, в которой она сертифицирована. Контроль за продукцией, сертифицированной в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, осуществляют республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации и органы по сертификации продукции. Контроль за продукцией, сертифицированной в добровольной системе сертификации, осуществляет соответствующий орган по сертификации продукции. 7. Сертификационные испытания. Аккредитованные испытательные лаборатории Испытания для сертификации проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления должны быть такими же, как у образцов, поставляемых потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок отбора, идентификации и хранения устанавливаются организационно-методическими документами по сертификации конкретного вида продукции и методики испытаний. Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики - продавцы (первая или вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Основные участники - заявители, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Именно они учувствуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах. Аккредитованная испытательная лаборатория (ИЛ) - испытательная лаборатория, получившая официальное разрешение на проведение конкретных испытаний в целях сертификации. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) осуществляет испытания конкретной продукции либо проводит конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Органы по сертификации е вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе. Список использованных источников 1. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. - Мн.: ФУАинформ, 2001. - 528 с. 2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 330 с. 3. Соломахо В.Л., Цитович Б.В., Темичев A.M., Смирнов В.Г. Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. Мн.: Вуз-Юнити, 2001. - 260 с. 4. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 2002. - 422 с. 5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №4. 2/1011. 6. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. №31. Ст. 409; №32. Ст. 420; №34. Ст. 439.
Страницы: 1, 2
|