на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Смертная казнь как вид наказания
p align="left">Такое определение наказанию дает Уголовного кодекса Российской Федерации.

В ранее действовавшем УК РСФСР 1960 г. говорилось, что наказание также является и карой по отношению к преступнику. Современная редакция нормы не содержит данный термин, так как в юридической литературе нет единообразия в понимании содержания кары как сущности наказания. Например, Б.С. Утевский определил кару как принуждение к такому страданию, которое по своему характеру и длительности пропорционально злодеянию, совершенному преступником. А М.Д. Шаргородский считал, что такое свойство наказания как причинение страданий преступнику и делает его карой. Т.е., приоритет отдается моментам лишения и страдания, и это является точкой зрения многих авторов.

Тем не менее, можно выделить следующие признаки наказания:

Наказание носит строго личный характер и направлено всегда только против личности преступника.

Наказание имеет объектами воздействия наиболее значимые для личности блага, (жизнь, свобода, имущество).

Наказание по своей тяжести пропорционально тяжести содеянного.

Наказание применяется на основании принципа справедливости, т.е. соответствует обстоятельствам дела и личности виновного.

Применение наказания носит характер воспитательного воздействия

Наказание применяется на основании принципа экономии использования карательных средств при наказании преступников.

Основанием применения наказания является совершенное преступление

Наказание влечет за собой судимость

Многие из вышеперечисленных признаков наказания вытекают из определения целей уголовного наказания. Здесь стоит сказать несколько слов об этом.

В науке уголовного права существует две основных теории, посвященные целям наказания. Первые - это абсолютные теории, вторые - относительные.

Абсолютные теории включают в себя

Материальные и диалектические, где целью наказания является возмездие за совершенное преступление.

Теологические теории, где преступление - это грех, наказание - искупление греха.

Относительные теории подразделяются на:

Теории общего предупреждения- теории устрашении. Используются сейчас в Англии и США.

Теории специального предупреждения- теории исправления, воспрепятствование лицу совершать новые преступления, исправив его.

Смешанные теории- признаю целями наказания в разных комбинациях возмездие, общее и специальное предупреждение, ставя на первое место одно из них.

Доктрина российского права признает смешанные теории цели наказания. Так, согласно п. 2 ст. 43 УК РФ целями наказания являются:

Восстановление социальной справедливости

Исправление преступника

Предупреждение преступлений в обществе или устрашение.

Виды наказаний

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступления, различны по своему содержанию и тяжести. Они помещены в Уголовный Кодекс в определенном порядке, образующем систему.

Данная система является

Определенной совокупностью

Статической категорией, т.к. перечень наказаний является исчерпывающим

Именно этот перечень наказаний обязателен для суда

Перечень располагает виды наказания в определенной последовательности.: от менее строгих к более строгим.

Согласно ст. 44 УК РФ видами наказаний являются:

Штраф

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение специального, воинского и почетного звания, классного чина и государственных наград

Обязательные работы

Исправительные работы

Ограничения по военной службе

Конфискация имущества

Ограничение свободы

Арест

Содержание в дисциплинарной воинской части

Лишение свободы на определенный срок

Пожизненное лишение свободы

Смертная казнь

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ КАК ВИД НАКАЗАНИЯ

ПОНЯТИЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Происхождение и понятие смертной казни

С тех пор как человечество вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы государственности, смертная казнь, как вид уголовного наказания, - непременный спутник человеческой цивилизации.

Истоком смертной казни стал обычай кровной мести. Работы отечественных и зарубежных исследователей убедительно доказывают, что обычай кровной мести был распространен на всем земном шаре в эпоху господства родовых отношений или, согласно подсчетам историков, около 30 тысячелетий до образования первых государств.

Обычаи были возможны только в условиях общности людей (одного рода), в результате совместной трудовой деятельности и длительного совместного проживания. Предметом обычаев могли быть с сущности любые отношения: когда те или иные правила поведения входят в привычку, они приобретают черты обычая. А обычаи, замещенные предками, передавались от поколения к поколению, постепенно теряя свою практическую значимость для рода, племени, семьи, и имея в своей основе консервативную сущность, которая выражается формулой: не мной установлено - не мне изменять.

Равенство членов рода, вызванное низким уровнем производительных сил и ,следовательно, необходимостью в совместном труде, приводило к тому, приводило к тому, что обычай становился единственным регулятором общественных отношений. Соблюдение правового обычая гарантировало необходимой порядок и безопасность общины в борьбе с внешними врагами и стихийными силами природы. Поэтому обычаи рассматривались как заветы богов и умерших предков. Отсюда, соблюдение обычая - высокий нравственный и религиозный долг. Т. е. это положение касается также и обычая кровной мести. Обычай кровной мести не может быть отнесен к категориям моральных или правовых норм, т.к. социальные нормы в доклассовом обществе не расчленены на виды норм первобытного общества.

М.Д. Шаргородский выдвинул тезис о том, что в условиях родового строя понятие отдельной личности неизвестно. Мстит не человек человеку, а племя племени, т.к. в основе обычая кровной мести лежали общественные отношения родового строя. Коллективная ответственность являлась определяющим началом рода и ответственность за убийство в виде мщения вместе с совершившим его разделял и весь род. Однако по мере развития общественных отношений и разложения первобытно - общинного строя происходит и ограничение права мести, и, наконец, кровную месть заменяют на другие меры наказания, но месть отдельного человека и даже целых народов остается.

Соотношение кровной мести и смертной казни между собой.

Большинство историков права в прошлом не видели генетический связи этих понятий, М.Ф. Владимирский - Буданов считал, что смертная казнь на Руси распространяется под воздействием византийского права, а потом татарских обычаев. В. Сергеевич распространение смертной казни связывал с принятием христианства на Руси. Н.П. Загоскин также объявлял смертную казнь “наказанием заносным”.

В отличие от них Н.С. Таганцев видит связь между смертной казнью и местью, отмечая, что это вытекало из института частной и родовой мести, выдвигавшего начало оплаты кровью за кровь, смертью за смерть.

А.Ф. Кистяковский также считал, что общегосударственная власть застала уже смертную казнь, как готовое и вполне выработанное учреждение, в виде кровавой мести, или точнее, в виде убийства в отмщение. Он дает следующее определение явлению смертной казни: “Это есть наказание, состоящее в отнятии различными способами жизни у лица, совершившего преступление”. Историю смертной казни ученый делит на два периода:

Смертная казнь является в виде убийства, совершаемого представителе семьи и рода, в виде частного мщения.

Смертная казнь получает характер лишения жизни преступника, совершаемого представителем общегосударственной власти, в виде общественного мщения.

А. Малиновский в результате своего анализа смертной казни сделал следующие выводы:

Этот институт находится в генетической связи с институтом кровной мести, что одна главная существенная черта объединяет их: и смертная казнь и месть есть убийство за преступление только одно совершается по воле государства, другое по воле частного лица.

Что смена воли частного лица волей государства влечет за собой уменьшение числа убийств за преступление и смягчение их жестокости.

Что о последующем чрезмерном развитии казней не может быть речи: чрезмерное развитие относится к эпохе кровавой мести, относительное же усиление в позднейшую эпоху имеет временное значение тогда, когда возрождаются временно традиции древнейшей эпохи.

Генетическая связь кровной мести и смертной казни несомненна.

Кровная месть - институт общечеловеческий.

И в том и в другом случае происходит убийство человека

Но если в догосударственном обществе убийство осуществлялось на основе кровной мести, то государство убивает по приговору суда, согласно существующему закону. Обычаи племен могут быть различны, принятый же государством закон имеет большее общественное значение, поскольку в основании лежит уже не сила привычки убивать, а сила организованной власти сознательно убивать. Когда кровная месть санкционируется государством, она становится нормой обычного права. Другими словами: “Признавая допустимость и правомерность отмеренной мести, власть требует лишь, чтобы она совершалась открыто или даже с предварительным объявлением о том представителю власти. Мститель освобождает себя от обвинения в преступном деянии, месть становится одним из видов дозволенного убийства”.

Homo sapiens (человек разумный) придумал сотни различных способов казни себе подобных. Тем самым, общество умаляет свое человеческое достоинство, отрицая такую ценность, как человеческая жизнь.

Обратимся теперь к истории иностранного и российского законодательства и роли в нем института смертной казни.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ИСТОРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Англия еще в начале XIX столетия занимала первое место по количеству преступлений, караемых смертной казнью. По свидетельству Блэкстона, в его время английские законы знали до 160 преступлений, обложенных смертной казнью, а по счету других, даже в первой четверти XIX столетия, их число доходило до 240, причем наравне с государственными преступлениями, с тяжкими посягательствами на личность, как убийство, изнасилование, такой же мерой наказания угрожал закон за угрозу на письме, за увечье животных, за лесные порубки, за кражу из лавок на сумму свыше 5 шиллингов, кражу в церкви, на ярмарке на сумму свыше 1 шиллинга, кражу животных и т.д. Но, начиная с 30-х годов, в особенности в силу статутов королевы Виктории 1837 и 1841 гг., число преступлений, караемых смертью, стало значительно уменьшаться, а после консолидированных статутов 1861 года к этой группе относятся лишь: посягательство на особу королевы и членов царствующего дома; бунт, сопровождающийся насилием и т.п.; убийство (murder), злоумышленное нанесение ран, окончившееся смертью; морской разбой и поджог доков и арсеналов.

Во Франции в конце XVIII столетия смертная казнь назначалась в 119 случаях. По code penal 1810 года она назначалась еще в 39 случаях, причем за отцеубийство была сохранена даже квалифицированная смертная казнь; но это число было значительно уменьшено реформами 1832 и в особенности 1848 гг., отменившими эту казнь за политические преступления, хотя даже после этих реформ по числу случаев, караемых смертью, французский кодекс на первую четверть XX столетия занимал одно из первых мест, причем смертная казнь назначалась не только за тяжкие виды убийства, но и за другие преступления, окончившиеся смертью потерпевшего, как кастрация, или грозившие опасностью жизни - лишение свободы, истязания, поджог, взрывы и т.п. В Бельгии, хотя смертная казнь и не отменена, но фактически не применяется с 1863 года.

В Германии Каролина угрожала смертью за 44 рода преступных деяний, почти такое же количество знало прусское земское право 1794 года, а германский кодекс 1872 года сохранил смертную казнь только в двух случаях: при предумышленном убийстве (Mord), и при посягательстве на жизнь императора или главы отдельного государства, когда посягательство учинено его подданным или лицом, находящимся на территории этого государства. По военно-уголовным законам число случаев применения смертной казни было значительно больше.

В Австрии число случаев, облагаемых смертной казнью и притом квалифицированной, было чрезмерно еще по кодексу Марии Терезии (впрочем, при преемнике Марии Терезии Иосифе II смертная казнь была вовсе отменена в 1787 году, но снова восстановлена в 1796 году), но уже кодекс 1803 года, исправленный в 1852 году, допускал ее только в пяти случаях - бунт, предумышленное убийство, разбой, сопровождавшийся убийством, поджог с отягчающими обстоятельствами и некоторые общеопасные случаи повреждения железнодорожных сооружений.

В большем объеме назначалась смертная казнь по скандинавским кодексам; так, например, шведский кодекс 1864 года угрожает смертью в 23 случаях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.