на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социальная работа с лицами, отбывающими наказание
ак правило, лидеры отрицательной направленности не стремятся сами нарушать режим содержания, а предпочитают осуществлять противоправные действия чужими руками [1].

В этой связи говорить о личностно-ориентированном подходе при их исправлении проблематично. Более реально и предпочтительно использовать присущие им индивидуальные черты, главные из которых -- способность оказывать влияние на других осужденных. При изучении личности в первую очередь необходимо выявить мотивы поведения сообразовывать с конкретной социальной ситуацией и прежде всего с особенностями той группировки, которую он возглавляет. Психологу необходимо стремиться к объективной и всесторонней оценке индивидуальных особенностей лидера, используя для этого повседневное и целенаправленное наблюдение, включая выявление его значимого социального окружения. Ценную информацию об особенностях его личности можно получить от тех осужденных, которые с ним конфликтуют или могут являться потенциальными жертвами конфликта.

Окончательное суждение об индивидуальных особенностях лидеров и способах влияния на их поведение желательно делать лишь на основе детального анализа результатов психологического тестирования, наблюдения за реальными видами деятельности.

В заключение отметим, что данные рекомендации рассчитаны на оказание помощи практическим работникам по коррекции нежелательного поведения прежде всего тех осужденных, в отношении которых задачи исправления обычно не достигаются или достигаются с большими трудностями (осужденные 4,5, 6 групп).

Применение совокупности методов воздействия, условий режима, труда, обучения должно учитывать и конкретные особенности личности осужденного, что обеспечивает действенность процесса перевоспитания.

Как считает В.Л. Васильев, изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ИУ имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью/

С ним нельзя не согласиться. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации освобожденного к условиям нормального существования в обычной социальной среде на свободе. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из ИУ, вновь совершают преступления. И здесь встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности.

Обобщение опыта деятельности ИУ убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Эта подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настроя их чувств, привычек, психических состояний в формировании установки на надлежащее поведение в новых условиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Вызвана психологическая подготовка и тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда готов. Для осужденных такая встреча часто бывает неожиданной и вызывает реакции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Это часто усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.

Следует прежде всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Можно сделать это обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Психологическое воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым. Примером этого вида воздействия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков. Психологическое воздействие называется косвенным, когда в процессе психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей [42].

Освобождающихся из мест заключения лиц можно разделить условно на три категории:

1) лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания;

2) лица с дефектами воспитания;

3) лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания.

Процесс адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы - сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Успех адаптации зависит от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, специальность, трудовые навыки и т. д. Ко второй -- условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, тактика работников милиции, которые осуществляют надзору. К третьей группе относятся условия, в которых осужденный ИУ находился и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового коллектива осужденных, срок пребывания в ИУ, учеба, воспитательное воздействие администрации и т. п.

Процесс адаптации освобожденных из ИУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации - период от 3 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива [41; c.55].

Социальная адаптация считается успешной, если социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений. Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.

Общественными являются миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Речь здесь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте ценnpa социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдельных лиц.

Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращение в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

Глава 2. Технологии социальной работы с лицами, отбывающими наказание в учреждениях СИЗО

2.1 Анализ уровня социально-психологической адаптации лиц, отбывающих наказание в учреждении СИЗО г. Шадринск

В рамках исследования в СИЗО г.Шадринск было проведено исследование уровня и возможностей социально-психологической адаптации осужденных.

Исходя из существующих классификации психопатических расстройств, большинство выявленных у осужденных аномалий психического склада можно расположить в рамках следующих состояний: эпилептоидные (возбудимые), шизоидные (экспансивные, эмоционально-тупые, сензитивные), гипертимные (с повышенной активностью), эмоционально-лабильные (неустойчивые, циклоидные), истероидные, психастеничные, паранойяльные.

Осужденным с эпилептоидными психопатоподобными проявлениями свойственны аффективная взрывчатость, склонность к возникновению злобно-тоскливого настроения с чувством внутренней раздражительности, недовольство окружающим. Такие реакции наблюдаются под влиянием незначительных ситуационных факторов и сопровождаются актами агрессии. Подобные состояния часто служат основой преступного поведения. Главную роль при этом начинают играть инстинктивные влечения и примитивные эмоции, при которых ослабляется контроль над собой, проявляется несдержанность и элементы эксплозивности. Преступные действия этих лиц отличаются особой жестокостью и дерзостью, причинением потерпевшим серьезных увечий. От других осужденных они отличаются мстительностью, злопамятностью, подозрительностью. Эти особенности накладывают отпечаток на совершение агрессивных действий, которые на первый взгляд кажутся психологически непонятными, немотивированными, и лишь знание структуры этих личностей позволяет приблизиться к пониманию механизма преступного поведения. Осужденные с психическими девиациями эпилептоидного (возбудимого) круга нередко совершали преступления насильственного характера. Более чем в половине случаев эпилептоидные типы являлись лидерами, организаторами групповых преступлений хотя могли совершать преступления и в одиночку.

Осужденные с шизоидными психопатическими чертами представляют смешанную группу, различающуюся определенными признаками. Типичными чертами этой категории лиц являются внутренняя замкнутость, скрытность, отгороженность от окружающих. В эмоциональной сфере доминируют холодность, эмоциональное отчуждение, отсутствие чувства сопереживания, неспособность вжиться в переживания других. Часто эти качества причудливо переплетаются с повышенной чувствительностью, наличием ряда сексуальных комплексов. Их мышление и поступки крайне парадоксальны, и идут вразрез с мнением окружающих. Наибольшая криминогенная активность отмечается у стеничных психопатов. Преобладание рассудочной деятельности над эмоциональной сферой, высокая волевая направленность и отгороженность от окружающих при внешней активности делают совершаемые ими преступления особо изощренными, и имеющими значительные негативные социальные последствия. Холодный расчет и отсутствие эмоциональных переживаний, неспособность оценивать душевные движения других, парадоксальность суждений позволяют этим лицам совершать наиболее циничные и поражающие своей расчетливостью преступления. При видимой отгороженности, они неуклонно стремятся к лидерству, а с лицами, оказывающими сопротивление, жестко и обычно скрытно расправляются. Осужденные с такими патохарактерологическими особенностями нередко становятся авторитетами в преступных группировках.

Отличительными чертами осужденных, отнесенных к категории эмоционально-тупых, является выраженная бедность эмоциональной сферы, которая нередко сочетается с признаками умственной отсталости. Примитивность интересов, отсутствие адекватного осмысления окружающего, замкнутость и отгороженность накладывают отпечаток и на совершаемые ими преступления -- весьма циничные, внешне немотивированные, злобные, с садизмом и издевательствами над жертвой. Раскаяние в содеянном и психологически понятное объяснение у них отсутствуют. Направленность волевых усилий осужденных с аномалиями психики шизоидного типа постоянно реализуется в криминальных поступках. Практика показывает, что меры исправительного характера, применяемые к ним, как правило, в силу их ригидности, остаются малоэффективными.

Экспансивные и эмоционально-тупые шизоидные личности впрочем как и эпилептоидные, относятся к группе с повышенной криминогенной активностью. К этой же категории принадлежат и гипертимные типы. Постоянная активность, общительность, склонность к риску и азарту, реализации сиюминутных желаний, стремление к лидерству -- основные, доведенные до гротеска, черты этих преступников. Отсутствие критичности, преобладание инстинктивной сферы, сверхактивность, авантюрная и асоциальная направленность интересов приводят к рецидиву преступлений, совершаемых, как правило, в состоянии алкогольного опьянения.

Повышенную криминогенную опасность представляют лица с паранойяльными психопатическими чертами. Хотя в общей массе осужденных их доля незначительна (4-5%), они, в силу присущих им особенностей, совершают наиболее тяжкие преступления против личности. Главной чертой осужденных этого типа является склонность к образованию сверхценных идей, которые имеют малую тенденцию к обратимости, но оказывают значительное влияние на поведение. Это угрюмые и злопамятные люди, склонные в каждом видеть недоброжелателя, грубые и бестактные, настойчивые и упрямые. Им присущи односторонние интересы, недоверчивость, подозрительность, повышенная самооценка и эгоцентризм. Частые столкновения и конфликты с окружающими, неудачи лишь прибавляют им силы для дальнейшей борьбы. При наличии таких особенностей они совершают тяжкие преступления против личности. Это часто происходит в связи с имеющимися у них специфическими образованиями - сверхценными привязанностями или неприязнью, патологическими идеями ревности, сверхценными переживаниями обиды с упорной тенденцией к реализации мести, фантазированиями, влечениями. Круг их преступлений, как правило, «ограничивается» убийствами, тяжкими телесными повреждениями и разбоями.

Промежуточное положение, с точки зрения криминальной активности, составляют преступники с неустойчивыми, эмоционально-лабильными, циклоидными и истероидными психопатическими чертами. Наиболее общими для них являются легкая смена настроения, эмоциональная несдержанность, нестойкость устремлений и интересов, поверхностность, недостаточность волевой сферы Чаще всего они совершают кражи, грабежи, разбои и хулиганство.

Таблица 2.1

Показатели социальной адаптации

Возможность

выполнять социальные функции

успешно строить отношения с коллективом, семьей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.