на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социальные аспекты наркомании
p align="left">Физическая (физиологическая) зависимость заключается в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, в результате чего возникает привыкание к ним, и наркотик становиться необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма.

Физиологические изменения, включают в себя болезни печени чаще всего гепатит, венерические болезни, кожные инфекции, длящиеся очень долго из-за ослабленного состояния организма и оставляющие после себя шрамы, всевозможные инфекционные заболевания, рубцовые изменения вен по причине частых и нестерильных внутренних инъекций, острые нарушения функций центральной нервной системы, вызванные передозировкой наркотиков, истощение, болезни органов дыхания: пневмония, туберкулез, бронхиальная астма; прекращение менструации и фригидность у женщин, а у мужчин - угасание полового влечения, импотенция и преждевременное семяизвержение; разрушение и выпадение зубов - все это составляет далеко не полный перечень осложнений, сопутствующих хроническому злоупотреблению опиумом и его производными.

Психологическая зависимость - эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной тяги к наркотику либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им. Если вначале наркотик употреблялся для кайфа (удовольствия), то, в конце концов, он становится не-обходимым условием нормального состояния личности. В случае отсутствия наркотика человек мучается, и чтобы поправить настроение или улучшить состояние, наркоман пытается найти его любой ценой. Потребность в наркотике проявляется в столь значительной степени, что наркоман перестает выполнять свои бытовые обязанности, бросает работу и вращается исключительно в субкультуре наркоманов, концентрируя все свои интересы на том, что бы достать деньги на наркотик.

Психологические изменения описываются как нарушение поведения. У человека, который начал употреблять наркотики появляются беспричинные перепады настроения с острыми фазами депрессии. В последнее время, основная возрастная категория, употребляющая наркотики - это подростки. Учитывая этот факт, первые признаки нарушения поведения легче всего отследить в семье. Подросток, употребляющий наркотики начинает меньше общаться с членами семьи, особенно с родителями. Чувство вины порождает угрызения совести и страх перед наказанием. Так как родители являются теми, кто может наказать, то наркоман начинает их бояться.

В его поведении начинает доминировать безразличие ко всему, что происходит вокруг, и это безразличие выражается в пассивном поведении. Он может лежать часами, уставившись в одну точку. Не участвует ни в каких событиях или участие его весьма пассивно. Часто он реагирует только на музыку, являющуюся для него психологическим якорем.

Большинство опийных наркоманов страдают бессонницей. Они спят днем, когда в квартире бодрствуют члены семьи, а ночью ведут активный образ жизни. Часто это вызвано не желанием наркомана слышать упреки от родственников, их нравоучения.

Возникают проблемы или разрыв со школой (местом работы). Многие наркоманы имеют условную судимость за нелегальное приобретение или хранение наркотиков.

Поведение наркомана, находящегося под действием наркотика, распознать намного легче, чем в период между употреблением. У принимающих героин характерно максимальное сужение зрачков. Шатающаяся и неуверенная походка, беспричинная улыбка, бессмысленные высказывания, нарушенная артикуляция при произнесении более длинных слов, сонное выражение лица, неадекватное поведение четко указывает, что чело-век находится под действием наркотика.

Наиболее остро проблема наркозависимости возникают у детей из неблагополучных семей - неполных семей или семей с непьющими родителями. Это хорошо известная схема: отец пьяница, семья разбита, для ребенка жизнь в такой семье - сущий ад.

Однако более многочисленны семейные проблемы, которые не так бросаются в глаза, а их связь с наркоманией не так просто выявить. Они касаются подростков из так называемых благополучных семей, в которых детям созданы прекрасные материальные условия, а родители считаются порядочными людьми. Оказывается, что и такие семьи не свободны от конфликтов, иногда очень драматичных. Часто, казалось бы, любящие и заботливые родители беспокоятся лишь о бытовых условия жизни своих детей, не придавая значения их переживаниям и духовным потребностям

Семейное воспитание формирует специфические черты личности. Речь идет, главным образом, о таких особенностях, как эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение и соизмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, ложные представления о системе духовных ценностей.

Молодые люди, у которых сформировался данный тип личности, эгоистичны и требуют немедленного удовлетворения всех своих желаний. Они жаждут успехов, отсюда и противоречия между личными стремлениями, амбициями и желаниями и возможностями их претворения в жизнь.

Эти молодые люди обычно не умеют находиться в хороших отношениях с окружающими. Их психика слабая и не-устойчивая. Они впечатлительны, боязливы и уступчивы и очень страдают от этого, так как считают свою уступчивость признаком слабости. Поэтому стараются выдавать себя за людей с сильным характером, стремятся навязать свою волю другим, но при этом не способны противостоять различным жизненным неудачам, хотя и пытаются это скрыть. Они не умеют смиряться с поражениями, легко раздражаются от жизненных неудач, которые их обескураживают и отбивают охоту что-либо делать. Это мешает им добиваться своих целей, они очень болезненно переживают постоянные неудачи и отсутствие успехов. Для того чтобы как-то заглушить эти неприятные ощущения, они становятся агрессивными, задиристыми или, наоборот, пассивными, стараясь избегать трудностей вместо того, чтобы преодолевать их.

Особенно благоприятствует возникновению пристрастия к наркотикам уход некоторых молодых людей в свой внутренний мир, который легко может превратиться в мир наркотических иллюзий.

Как же возникают такие черты характера? Можно с уверенностью сказать, что родители никогда сознательно не стремятся воспитывать в своих детях такие черты характера. Они формируются в результате, например, излишней заботливости матери по отношению к своему ребенку, особенно если этот ребенок единственный, предоставлением ему безграничной свободы, освобождением от обязанностей по дому и исполнением всех его капризов. Или же, наоборот, в результате чрезмерной строгости со стороны родителей, холодности и нетерпимости матери.

Такое поведение родителей, хотя в его основе лежат наилучшие намерения, не позволяет ребенку научиться справляться с жизненными трудностями. Так формируется либо излишне детская, незрелая, либо податливая и пассивная психика.

В первом случае эта пассивность сохраняется и в более старшем возрасте. Вынесенные с детства представления о своих исключительных способностях приходят в противоречие с реальной жизнью, а в результате - наступает жестокое разочарование. Подростки начинают теряться в сложных жизненных ситуациях, боятся поражений и неудач, отвергают не-приятную для себя правду, не желают осознать, что не являются такими уж исключительными личностями, в чем глубоко убеждены их родители. А так как в жизни невозможно всегда избегать трудностей, то у молодого человека может возникнуть стремление убежать от них в беспроблемный, как ему кажется, мир наркотического дурмана.

В другом случае ребенок мечтает о тепле и ласке, которыми его обделяет излишне строгая мать. Он восстает против требований послушания как по отношению к родителям, так и по отношению ко всем взрослым. С одной стороны, он жаждет материнской ласки, с другой - становится злобным и агрессивным по отношению к родителям. В этот период наркотик, деформирующий реальность, сглаживает это противоречие и создает иллюзию любви, которой ему так не хватает.

Клиентами реабилитационных центров часто становятся наркоманы из так называемых благополучных семей, где родители решают свои проблемы за счет детей, осознанно или не осознанно приспосабливая их под себя, заменяя материальными благами любовь и внимание.

Первое, что любой родитель делает, желая сделать ребенка удобным для себя, - обустраивает его жизнь огромным количеством мелких абсурдных запретов. Ребенок начинает существовать в вечных "нельзя", "не то", "не так", и так далее. Волевые качества и творческие способности ребенка не могут проявиться так, как они проявились бы в случае отсутствия запретов, в естественных условиях заботы и любви; в ребенке начинает нарастать огонь протеста, раздражения и злости. Ребенок бунтует, и в этот момент, родитель с ощущением выполненного долга применяет наказание. Регулярно воспроизводя такую ситуацию, родители формируют подсознательную связь волевых качеств ребенка с темами агрессии с одной стороны, и темами наказания с другой стороны. Ребенку тяжело нести в своем сознании и теле ощущение собственной злобности, агрессивности, и ощущение боли наказания, то есть неодобрения родителей как значимых фигур и непогрешимых авторитетов. Таким образом, диссоциируя эти чувства, ребенок расщепляет связанный с ними аспект воли. Тем самым процесс диссоциации воли завершен на уровне семьи.

Обида на родителей сохраняется, но ребенок не может позволить себе прямо наказать родителей, и он наказывает их посредством медленного самоуничтожения с помощью наркотиков. Убивая себя, наркоман получает возможность манипулировать родителями и получать от них все, что ему нужно, играя на их чувствах. Так как воля наркомана диссоциирована, то он получает средства к существованию и внимание за чужой счет. Он научился жить, как мелкий домашний тиран, стремящийся безответственно удовлетворять свои запросы, и прежде всего удовлетворять потребность в состоянии удовольствия, стремясь создать себе виртуальный рай.

Созависимые родители наркомана часто неосознанно ведут себя таким образом, чтобы их ребенок оставался зависимым, поскольку это им необходимо, чтобы чувствовать собственную значимость, социальную и личную ценность. На что станет тратить свою энергию мать, если после многих лет тревог и волнений ее сын станет, наконец, самостоятельным и перестанет в ней нуждаться? Пока он болен, пока он наркозависимый, у родителей есть сфера деятельности, в которой они незаменимы.

Так формируется психическая склонность к употреблению наркотиков. Эта склонность не является врожденной, хотя ее корни уходят в период младенчества. Истоки склонности к наркотикам у большинства молодых наркоманов следует искать в неправильном поведении родителей по отношению к собственным детям.

Склонность к наркотической зависимости может быть также результатом различных психических травм, спровоцированных неблагоприятной домашней обстановкой, неудачами в школе или физическими недостатками, которые вызывают комплекс неполноценности. Такие травмы бывают причиной специфического невроза, при котором доминирующими являются страхи, тревога, отчаяние или чувство безнадежности. Все это приводит к депрессии, потере не только чувства собственного достоинства, но и собственной значимости. При нарастании таких явлений даже однократное или просто случайное употребление одурманивающих средств может привести к возникновению пристрастия к наркотикам.

 

3. Социально-психологические причины наркомании 

Наркомания отнесена к категории опасных заболеваний. Согласно опросу, проведенному среди потребителей наркотических веществ, более 70 процентов еще перед началом употребления имели представление об их вреде, но считали, что при желании с легкостью оставят эту " забаву". Коварство наркотических средств заключается в возникновении ничем неизлечимой психической зависимости и тесно связанной с ней постепенной деградацией личности. Успех в деле профилактики наркомании может быть достигнут только тогда, когда будет возможно предотвратить любое разовое, эпизодическое употребление наркотических веществ. Результаты последних исследований показывают, что причины наркомании можно отнести к четырем уровням.

Первый уровень - биофизиологический. Это причины, связанные с наследственной предрасположенностью к употреблению психоактивных веществ, с психофизиологическими особенностями индивида (нехватка энзимов и витаминов, эндокринные нарушения, патологии мозга и др.)

Второй уровень - индивидуально-психологический. Здесь речь идет об индивидуальных особенностях, которые обусловливают неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции своего психоэмоционального состояния с помощью психоактивных веществ.

Третий - микросоциальный уровень. Причины связаны с непосредственным социальным окружением подростка: его положением в семье, школе, среди сверстников, в молодежной субкультуре, то есть там, где создаются патологические, предрасполагающие к наркомании модели поведения.

Четвертая группа причин находится на макросоциальном уровне, он для наркомании является основным и решающим. К факторам макросоциального уровня относятся социальная политика: высокие цены за обучение, проведение культурного досуга, трудности в получении престижной работы, низкая оплата труда, безразличие к проблемам молодежи и др.

 

4. Глубинные причины наркомании

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.