на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социальные и правовые нормы
p align="left">Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.

3.Альтернативные санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно - наиболее целесообразное для решаемого случая.

Также целесообразно отметить классификацию видов санкций по отраслевой принадлежности:

· конституционно-правовые;

· административно-правовые;

· гражданско-правовые;

· дисциплинарные;

· уголовно-правовые.

Ознакомление с разновидностями элементов юридической нормы дало возможность наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как действует. Даже простое описание структуры нормы позволяет убедиться, что это - не произвольная логическая конструкция, а выражение объективной структуры права на ее первичном уровне.

Вопрос о структуре нормы права является дискуссионным в юридической науке. В теории права и отраслевых юридических науках есть два основных подхода к пониманию структуры нормы права:

1. Существует логическая и фактическая структура нормы права

Логическая структура нормы права включает все три элемента (гипотезу, диспозицию, санкцию). Эти элементы образуют логическое содержание нормы права, которое можно выразить следующей формулой: «Если..., то..., иначе». Фактическая структура нормы права, как правило, включает два элемента.

2. Существует только фактическая структура нормы права, состоящая из двух элементов. Ее можно выразить формулой: «Если..., то...».

Из приведенных мнений различных авторов, трудно определить, какой же из указанных подходов является правильным. Но я являюсь сторонником трехэлементной структуры нормы права т.к. без санкций норма права потеряла бы свое специфическое, государственно-принудительное значение и растворилось бы среди других видов социальных норм. Хотя не во всех случаях санкцию нормы права легко найти в статье нормативного акта. Существуют такие правовые нормы, санкцию которых можно обнаружить лишь путем логического анализа. Например: если взять статью гражданского кодекса, внешне здесь видны лишь два элемента - по истечению срока исковой давности (гипотеза), право на иск погашается (диспозиция). Но рассуждая логически, мы приходим к выводу, что если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности, то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, то есть применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону.

Таким образом, норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Представим, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма превращается в «пустышку», теряет качество социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством. Вывод - норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

Глава 5. Классификация правовых норм

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Правильность и полнота классификации зависит, прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки, определяющие все остальные признаки классифицируемого явления. Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям. Нормы советского права: проблемы теории./ Под ред. М.И.Байтина, В.К.Бабаева Саратов, 1987. Стр. 94

1. По функциональной роли в механизме правового регулирования:

Исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления.

- общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений, например: основы государственного строя, федеративное устройство государства, форма собственности и т.д.);

- декларативные (нормы - принципы) провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности;

- дефинитивные нормы (дефиниции) это нормы направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий;

Они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие других норм права.

Нормы правила поведения, детализирующие исходные нормы, регулирующие специфические разновидности общественных отношений путем установления типичных прав и обязанностей, а также способы их защиты.

К специализированным правовым нормам часто относят оперативные и коллизионные нормы, а также компетенционные.

Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм, т.е. призваны решать столкновения норм, разрешать конфликтные и предконфликтные ситуации.

Компетенционные нормы закрепляют компетенции государственных и иных органов, должностных лиц.

2. В зависимости от методов правового регулирования делятся на:

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически, и инициатива участников отношения связана с соподчинением.

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения). Поощрения чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это -- правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.

3. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности):

а) конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) муниципально-правовые;

г) гражданско-правовые;

д) семейно-правовые;

е) трудо-правовые;

ж) нормы права социального обеспечения;

з)финансово-правовые;

и)земельно-правовые;

к) эколого-правовые;

л) предпринимательско-правовые и др.

В рамках этой же классификации различают нормы материального права (которые регулируют содержательную сторону права, обязанности и запреты, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений) и нормы процессуального права (которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права).

Нормы материального права определяют права и обязанности, существенные для положения человека в обществе и государстве, регулируют его правовые отношения с другими людьми, их объединениями, с органами власти и управления. Материально-правовыми нормами определяются структура, компетенция, соотношение государственных органов. Процессуально-правовые нормы (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные нормы) определяют порядок, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы. Например, «прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненый ему вред» Уголовно- процессуальный кодекс РФ п. 1 ст.136//СЗ РФ 2007.№16.Ст.1827.

4. В зависимости от функциональной направленности:

Регулятивные - правоустановителъные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.);

Правоохранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты).

5. В зависимости от способа правового регулирования норма права делится на:

Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий. Например, принять завещание, требовать исполнения обязательств и др.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода, например, нарушать правила дорожного движения, совершать хищения.

Деление правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие предопределяет их формулировку в нормативных актах. Хотя многие нормы могут быть сформулированы любым способом, их содержание предопределяет изложение указанием только на право, либо на обязанность, либо на запрет. Так, права автора или собственника не могут быть определены только через обязанности всех и каждого воздержаться от нарушения этих прав или тем более только указанием на запрет нарушать эти права; для определения обязанностей служащего недостаточно указать лишь на право руководителей требовать исполнения этих обязанностей либо на запрещение служащему эти обязанности нарушать; наконец, запрет общественно опасных и вредных деяний не может быть определен только как право государственных органов, должностных лиц и граждан противодействовать этим деяниям, бороться с ними.

6. В зависимости от сферы действия:

общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ) В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня.

региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.)

местные (издаются местными органами государства и действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц). Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима (свободная экономическая зона) появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность.

локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации) Будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

7. В зависимости от времени действия:

- постоянные (содержащиеся в законах);

- временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

8. Взависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:

- общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ)

- специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

9. В зависимости от юридической силы:

- правовые нормы законов;

- подзаконные акты.

10. В зависимости от субъектов правотворчества:

- нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;

- нормы, принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции, но данные виды мной были рассмотрены в главе посвященной структуре нормы права (глава 4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.