на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Содержание и сущность конституционно-правовых отношений
.2 Российское государство - субъект конституционного права и конституционно-правовых отношений

В юридической науке государство как субъект права и правоотношений изучено явно недостаточно. В значительной степени это объясняется слабой разработанностью данной проблемы в общей теории права и государства, где проблема субъекта права и правоотношений традиционно рассматривалась на примере личности и в лучшем случае отмечались лишь отдельные особенности государства в этом качестве.

В юридической науке существует множество определений государства, позволяющих понять его природу и общественно-политическую сущность. Сложность и многовариантность государства как явления и понятия, а также субъективность его восприятия разными авторами объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания
и разнообразного толкования. Более того, по справедливому замечанию М.Н. Марченко, "множественность определений понятия государства является не только оправданной, но и объективно необходимой", открывая широкие возможности для более глубокого и разностороннего познания как самого государства, так и его понятия (разумеется, при условии, что эти определения не носят "умозрительный, оторванный от жизни, государственно-правовой действительности характер").

Современные подходы к определению сущностных характеристик государства подтверждают и справедливость высказывания М. Вебера о том, что понятие государства, как бы оно ни было сформулировано, является синтетическим, создаваемым лишь для определенных целей познания. Признавая безусловную важность многоаспектного, всестороннего анализа столь сложного феномена, коим является государство, следует отметить, что далеко не все определения государства в равной мере помогают уяснить особенности государства как субъекта права и правовых отношений, дать его характеристику в этом качестве. В этом отношении наибольший интерес представляет классическое, или так называемое элементное, определение государства: когда определение государства выводится через характеристику его признаков. Определение государства посредством выделения совокупности его признаков было особенно популярно в марксистско-ленинской теории государства и права.

В конституционном праве государство может быть определено в качестве политической организации всего российского народа и российского общества в целом как самой многочисленной социальной общности, объединяющей все население страны, высшей формы объединения и организации, самоорганизации человеческих сообществ, индивидов, между которыми в результате исторического развития в пределах определенной территории сложились устойчивые экономические, социальные, культурные, этнические, духовно-психологические связи и отношения. Верховная власть, исходящая от народа, находит свое воплощение в государстве в целом как способе народной самоорганизации в рамках социума. Государство в целом представляет все общество в совокупности, от его имени принимает законы и иные властные решения, обязательные для выполнения всеми членами общества, в отношении каждого из которых государство, в свою очередь, несет обязанность признавать, соблюдать и защищать его основные права и свободы (ст. 2 Конституции РФ).

В этой связи едва ли можно согласиться с С.И. Архиповым, предлагающим единое определение государства как субъекта права. По его мнению, государство является "сложной системой корпораций, связанных между собой общими принципами построения и функционирования". "Государство (как правовая корпорация) предстает не единым суверенным замкнутым образованием, а оказывается множеством открытых, взаимодействующих между собой правовых союзов (муниципальных, региональных и т.д.)".

В целях адекватного отражения государственно-правовой действительности определение Российского государства в качестве субъекта конституционного права должно, во-первых, отталкиваться от определения субъекта права, сформулированного теорией права как лица, организации или иного образования, за которыми законом признается способность быть носителем субъективных прав и обязанностей; во-вторых, учитывать различные дефиниции государства, сформулированные в правовой и политической науке, призванные отразить социально-политическую сущность и назначение государства, его связь с народом и обществом; в-третьих, учитывать производность государственной власти и государственного суверенитета от власти народа (ст. 3 - 4 Конституции РФ), а также главное конституционное предназначение и единственную обязанность государства, прямо сформулированную Основным Законом, - создавать такие условия жизнедеятельности общества, когда человек, его права и свободы являются высшей социальной ценностью (ст. 2 Конституции РФ); в-четвертых, данное определение призвано "материализовать" понятие "государство", выяснить, что же представляет собой эта "организация" как субъект общественных отношений с точки зрения ее строения и структуры, т.е. определить феномен государства в институциональном аспекте. В этом аспекте государство - это организация, ассоциация, "интегрируемая публично-властными отношениями и институтами", "комплекс институтов, учреждений и органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции законодательного, исполнительного и судебного характера". Институциональный аспект в понимании государства позволяет представить этого субъекта конституционного права достаточно определенно: это система всех органов государственной власти.

Таким образом, государство как субъект конституционного права (конституционно-правовых отношений) представляет собой политическую организацию всего российского народа и общества в целом, выступающую в качестве системы всех органов государственной власти, реализующих полномочия и функции государства как важнейшей формы народовластия, осуществляющих социальное назначение государства и выполняющих его роль в обеспечении прав человека и гражданина.

Классическая теория правоотношений в России разрабатывалась в 70 - 80-е гг., и сегодня она не в состоянии объяснить специфику Российского государства как субъекта конституционного права и правоотношений, раскрыть содержание его основополагающих конституционно-правовых связей с народом, обществом, человеком и гражданином. В самом деле, с позиций "узкого" понимания правоотношений, связывающего их возникновение с действием юридических фактов, невозможно, например, понять, с какого момента российское правовое государство должно выполнять свою конституционную обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) или создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ)?!

Отразить одну из наиболее ярких особенностей конституционно-правовых отношений с участием государства, их "многоструктурность", "многослойность" позволяет концепция общих правоотношений. С одной стороны, это отношения, так сказать, в чистом виде (традиционные конкретные отношения, субъекты которых "определены путем поименной индивидуализации"), с другой - это общие конституционные принципы, правовые состояния, отражающие сущностные черты Российского государства и общества, положения в нем человека и гражданина. Различные формы правового общения, взаимосвязи, взаимодействия Российского государства с иными субъектами (прежде всего человеком и гражданином, народом, обществом) складываются в результате реализации конституционно-правовых норм разной степени определенности: нормы конкретно-регулирующего действия реализуются в конкретных правоотношениях, общерегулирующего - в общих.

Государство участвует в конституционно-правовых отношениях как непосредственно (выступая как система органов государственной власти), так и тогда, когда от имени государства вступают в правоотношения органы государства, реализующие конституционно-правовую правосубъектность государства. В первом случае речь идет об участии государства в общих правоотношениях, а во втором - в конкретных. Поскольку в конституционно-правовых отношениях государство выступает как носитель государственного суверенитета, представляют государство в конкретных конституционно-правовых отношениях, реализуют его конституционно-правовую правосубъектность высшие органы власти и должностные лица, главным образом осуществляющие суверенные права государства и его функции. В деятельности этих органов проявляется верховенство и независимость как суверенные свойства государства и государственной власти, выражающие ее политико-правовую сущность (это прежде всего Президент РФ, а также Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ). Таким образом, в одних случаях Президент РФ и другие высшие органы государственной власти действуют как самостоятельные участники конституционно-правовых отношений - органы государства (т.е. в этом случае участниками конституционно-правовых отношений является не государство в целом, а соответствующие органы). Когда же названные государственные органы реализуют суверенные права государства - они олицетворяют собой участие в правоотношениях самого государства. Так, фактически имеет место участие в правоотношениях самого государства, когда Президент РФ определяет основные направления его внешней и внутренней политики, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, совершает конкретные действия для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействие органов государственной власти, реализует иные суверенные права государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80, 83 - 90 Конституции РФ). Государство в лице Президента и иных высших органов власти вступает в конкретные конституционно-правовые отношения с человеком и гражданином, например, в связи с: приемом в гражданство, его восстановлением и прекращением; награждением орденами, медалями, знаками отличия Российской Федерации, а также лишением государственных наград Российской Федерации; рассмотрением предложений и жалоб, адресованных Президенту РФ, иным высшим органам государственной власти; назначением референдума РФ, всенародных обсуждений по наиболее важным вопросам государственного значения и т.д.

Не умаляя значения конкретных конституционно-правовых отношений с участием Российского государства, следует подчеркнуть особую важность общих правоотношений (правовых состояний), между государством, народом, личностью. Несомненная ценность концепции общих правоотношений, прежде всего, состоит в том, что она позволяет конструктивно подойти к изучению механизма непосредственного (прямого) действия норм Конституции РФ (ст. 15), согласно которому с момента ее введения в действие все конституционные нормы должны жить, работать - реализовываться. Государство, его органы обязаны реализовывать положения Конституции независимо от наличия конкретизирующих правовых актов.

Именно в этих правоотношениях, складывающихся в результате реализации конституционно-правовых норм, и в первую очередь норм Конституции, закрепляющих устои, сущностные черты российского общества и государства, государство в каждодневной деятельности в направлениях, в общей форме очерченных Конституцией (ст. 2, 3, 7, 8, 13 - 15), реализует свои обязанности в политической, социально-экономической, духовной сферах жизни общества.

Поскольку для возникновения общих правоотношений не требуется юридических фактов (они возникают непосредственно из закона и прекращают свое существование лишь тогда, когда соответствующий закон отменяется), не требуется какого-то механизма "перевода" Российского государства из субъекта конституционного права в субъект конституционно-правовых отношений: оно одновременно существует и выступает и в том и другом качестве. В литературе предложено ввести понятия субъектов конституционно-правовых отношений "в широком" и в "узком" смысле слова: в первом случае речь должна идти о государстве - участнике общих правоотношений, а во втором - конкретных правоотношений, которые складываются лишь при наступлении соответствующих юридических фактов. Но, учитывая основополагающее значение именно общих правоотношений как основного средства реализации конституционных прав и обязанностей Российского государства, можно говорить о том, что нахождение в постоянных, длящихся правовых связях с народом, обществом, человеком и гражданином является важнейшей качественной характеристикой и свойством государства - субъекта конституционного права: именно в этих взаимоотношениях Российское государство раскрывает свои основные характеристики как демократического, федеративного, правового, социального и светского (ст. 1, 5, 7, 13, 14 Конституции РФ). Но, с другой стороны, государство как субъект права является необходимым элементом состава конституционно-правовых отношений.

Диалектическая взаимосвязь качеств и свойств государства как субъекта конституционного права и правоотношений проявляется и при рассмотрении государства в иных правовых аспектах. В частности, для рассмотрения конституционно-правового статуса Российского государства как субъекта права и правоотношений представляет интерес характеристика субъекта права как "правового лица" или "юридической личности".

Понятие лица в юридическом смысле не совпадает с понятием человека, индивида, и к правовым лицам относятся юридические лица, различные организации. Представляется, современное правовое государство в полной мере обладает качествами (признаками) правового лица. К числу последних в литературе, в частности, относят: свойства обособленности, автономности лица; возможность его идентификации; способность обладать волей и быть ее носителем; способность проявлять себя в качестве участника, стороны социальных отношений и связей.

Таким образом, государство как правовое лицо в общественной жизни проявляет себя в качестве участника, стороны общественных отношений, части данных отношений, элемента состава конституционно-правовых отношений. Выступая в этом качестве, государство не может "произвольно отказаться от своей правовой роли, снять "правовую маску", оно "обязывается правом исполнять свои функции участника правоотношений" независимо от воли и желания конкретных личностей, составляющих властвующую элиту или персональный состав органов государственной власти, персонифицирующих и представляющих государство во взаимоотношениях с обществом, народом, человеком и гражданином.

2.3 Другие субъекты конституционных правоотношений

Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

- субъекты Федерации;

- депутаты;

- коренные малочисленные народы;

- население;

- муниципальное образование;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- избирательные комиссии;

- собрания избирателей и др.

Народ России (российский народ) как общность граждан Российской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

Аналогичная общность, но только в пределах конкретной территории России, формируется на уровне субъекта Федерации (республики, края, области, автономного округа и т. д.). Народ субъекта Российской Федерации обладает правами по реализации публичной власти в пределах прав конкретного государственно-территориального или национально-территориального образования Российской Федерации. Данный субъект конституционно-правовых отношений реализует свой правовой статус на участие в референдуме, в выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также в избрани высшего должностного лица конкретного субъекта Российской Федерации.

Еще одна категория народ, рассматриваемая в конституционном праве как сторона конституционно-правовых отношений, - коренные малочисленные народы. Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. С этой целью в России принимаются законы и иные нормативные акты, определяющие и обеспечивающие права данной общности.

Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство - Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации:

- республики;

- края;

- города федерального значения;

- автономная область;

- атомные округа.

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

- муниципальные образования;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- население местного самоуправления;

- этнические группы;

- политические партии и другие общественные объединения граждан;

- собрания граждан;

- собрания избирателей;

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства и др.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация - скорее субъект международного права.

Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых) отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в период существования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая титульную национальность союзной республики. В соответствии с конституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялись правом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как право конкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) на самоопределение.

В современном российском конституционном праве в связи с отказом от конфедеративного типа отношений между Федерацией и национально-территориальными образованиями-республиками в составе России нация в этническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъекта конституционно-правовых отношений.

В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержание конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк.

Заключение

Отношение, возникающее по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений состоят в том, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального), т.е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов указанных отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.

Конституционные правоотношения многообразны. В качестве субъектов конституционного права выступают участники конституционно-правовых отношений - физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).

Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченной ничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью. Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управлении делами общества и государства; возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др. Как субъекты конституционных правоотношений, государство (Российская Федерация), органы государственной власти и местного самоуправления обладают смешанной правосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности, определенным в Конституции РФ.

Список использованной литературы

1.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 16. - Ст. 834.

3. Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 2. Ст. 170.

4. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - "Сашко", 2000.

5. Архипов С.И. Субъект права (теоретическое исследование): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - С. 43.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2006.

7. Бутусова Н.В. Российское государство - субъект конституционного права и конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 7.

8. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Учебник для высших учебных заведений. М., 1997. - С. 76.

9. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М., 2002. - С. 304 - 324.

10. Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999. - С. 218.

11. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. -- М.: Издательство "Зерцало", 2007. - 354 с.

12. Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. - М., 2007.

13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юрист, 2005.

14. Конституционное право России / Под ред. Червонюк В.И. - М., 2004.

15. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - С. 126.

16. Матейкович М.С., Воронин В.В. Народ, гражданское общество, общественность как субъекты конституционно-правовых отношений // Право и политика. - 2007. - № 10.

17. Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. 3-е издание, Уфа РИО БашГУ. - 2004.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.