p align="left">а) международное право и национальное право представляют собой две различные системы права, а потому международные правовые нормы могут быть регуляторами отношений в сфере действия внутреннего права государства исключительно с санкции соответствующих национальных правовых норм; б) содержание механизма имплементации международных правовых норм зависит от их вида, содержания и конечной цели международного правового регулирования; в) теория имплементации не допускает стирания граней между международными и внутригосударственными правовыми нормами в рамках национальной правовой системы и говорит о возможности опосредственного действия первых в "сфере ответственности" вторых . Еще одной проблемой, вызванной к жизни процессами глобализации и связанной с рассмотренными ранее вопросами, является проблема соотношения личности (включая ее права и свободы) и международного права. Актуальность указанной проблемы на современном этапе существенно возросла. Она по-разному рассматривалась на различных исторических этапах в отечественной правовой науке. Так, в советский период доминирующей была точка зрения, согласно которой международное право прямо (непосредственно) не может регулировать правовое положение личности, а индивидуумы ни при каких условиях не являются и не могут быть субъектами международного права . В последующем объективный процесс интернационализации прав человека стал рассматриваться в качестве позитивной тенденции , в связи с чем все чаще внимание акцентировалось на необходимости установления конкретного перечня субъектов международного права, учитывая, что аспект уточнения правосубъектности может существенно повлиять на правовую доктрину государства в целом . Например, проф. В.А. Карташкин, выделяя данную тенденцию, считает, что "в эпоху глобализма ускоряется процесс ограничения суверенных прав государства и укрепления суверенитета индивида" . Однако думается, что в контексте формирования наднациональных формирований речь может идти именно о передаче реализации государством суверенных прав, но не о передаче самого суверенитета, являющегося существенным признаком и означающего, что "государство в принципе может свободно и самостоятельно устанавливать для себя государственный строй и форму правления, регулировать свою внутреннюю организацию и поведение своих граждан, а также свою внутреннюю и внешнюю политику" . В правовой литературе имеет место точка зрения, согласно которой государства добровольно отказываются от части своих суверенных прав в сфере защиты прав человека и передают их международным органам, наделенным полномочиями вмешиваться во внутренние дела таких государств. В результате индивид становится непосредственно субъектом международного права. Именно данный подход достаточно активно обосновывается в современной научной литературе . Актуальность этой проблемы существенно возрастает в последнее время в связи с расширением сферы международной правовой защиты прав и свобод человека, включая возможность обращения в Европейский Суд по правам человека . Поэтому некоторыми зарубежными специалистами в области международного права, в частности Я. Броунли, указывается на следующие немаловажные обстоятельства: а) теоретическая полемика о том, является ли индивид субъектом международного права, не всегда приводит к плодотворным результатам в практическом отношении. По всей видимости, индивид может представлять собой субъект международного права только при определенных обстоятельствах, когда он обладает подлинной процессуальной правоспособностью; б) индивида следует рассматривать как члена определенного организованного общества, в котором он живет, и, следовательно, его индивидуальный статус будет зависеть от общих условий социального и экономического развития в данном обществе . Полагая, что высказанная Я. Броунли позиция в определенной степени непоследовательна и противоречива, Р.Т. Шамсон обращает внимание на то, что в современных условиях подавляющее большинство европейских, арабских и российских ученых в той или иной мере признают индивида субъектом международного права (например, субъектом международного права второй категории). Это фактически означает, что права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы внутренней компетенции государства (в отличие от советской доктрины международного права, в соответствии с которой регулирование прав человека относилось к внутреннему делу государства) и все более становятся предметом международного регулирования . Несколько более осторожен в своих выводах относительно рассматриваемого аспекта проф. А.Х. Саидов. В результате анализа имеющихся в зарубежной и российской литературе (порой весьма полярных) точек зрения по данному вопросу, как в поддержку идеи правосубъектности индивида (Н.В. Захарова, Х. Лаутерпахт и др.), так и ее противников (А. Фердросс, Е. Цоллер, Н.А. Ушаков, С.В. Черниченко), А.Х. Саидов выдвигает следующие положения: а) объем правоспособности (т.е. объем юридических прав и обязанностей) различных конкретных субъектов международного права неодинаков; б) международные права и обязанности государств и индивидов не совпадают; в) индивид в настоящее время все более непосредственно и тесно соприкасается с международным правом, расширяя объем своей международной правосубъектности . Таким образом, несмотря на существование различных подходов в юридической литературе по проблеме международной правосубъектности личности (индивидов), объективно констатируется наличие явной тенденции расширения возможностей личности в данной сфере, например, путем реализации права граждан государств - членов Совета Европы на обращение (при определенных условиях) с жалобами в Европейский Суд по правам человека. Изложенные ранее обстоятельства, возникшие вследствие влияния процессов глобализации на определение приоритетов национальной правовой политики, настоятельно требуют дальнейшего тщательного изучения, тем более что в Концепции национальной безопасности констатируется в качестве ближайшей перспективы расширение сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами и международными организациями по широкому спектру проблем международной безопасности. Генеральный секретарь ООН К. Аннан указывает на то, что глобализация несет в себе множество новых проблем и перемен. Она вызывает противодействие именно потому, что достаточно сложно регулировать данный процесс с применением всеобщих ценностей (включая права и свободы граждан), а потому сама идея глобализации может находиться в опасности. По этой причине К. Аннан подчеркивает, что "на международном уровне нам нужны механизмы сотрудничества, которые были бы достаточно прочными для утверждения всеобщих ценностей и в то же время достаточно гибкими для содействия реализации людьми названных ценностей так, как они могут их применять на практике с учетом конкретных обстоятельств" . В этой связи заслуживает внимания позиция В.Д. Зорькина, полагающего, что роль права и состоит в том, чтобы найти гармоничное сочетание национальных и глобальных интересов при очевидной необходимости: а) с одной стороны, осуществлять постоянную корректировку национального законодательства в соответствии с международно-правовыми стандартами, которые признаны Россией в соответствующих международных договорах; б) с другой - отстаивать в законодательстве новые специфические национальные интересы, которые соответствуют закрепленным в Конституции коренным национальным интересам . Следовательно, речь может идти не о механическом копировании западного опыта по вопросам правового регулирования в области прав и свобод граждан, а о выработке "политической и правовой толерантности в международных отношениях" при учете традиционно сложившихся национальных особенностей . В целом такой же позиции придерживается и автор настоящей публикации в контексте опыта выполнения функций председателя в координационных комитетах ряда международных проектов . Представляет существенный интерес мнение Президента Российской Федерации В.В. Путина, который во время юбилейной 60-й сессии ООН заявил, что "наша правовая система вообще находится в стадии становления, и мы с удовольствием выслушаем и совет, и воспримем хороший опыт наших партнеров. Но мы не собираемся выслушивать каких-то назидательных речей и поучений. Это недопустимо" . В результате анализа представленных в данной статье материалов, позиций и точек зрения представляется возможным сделать следующие ключевые выводы: постепенно усиливающиеся (в результате набирающей силу глобализации) процессы гармонизации внутреннего и международного законодательства диктуют необходимость определения на современном этапе оптимальных форм и способов решения этой проблемы, позволяющих: - обеспечить разумное сочетание национальных и международных интересов, учитывая при этом потребность государства сохранить собственную идентичность, включая основы конституционного строя, специфику реализации государственного суверенитета, организации государственного устройства и построения правовой системы; - конкретизировать на основе возможного баланса интересов личности, общества и государства основные приоритеты отечественной правовой политики, имея в виду наличие как совпадающих целей, так и объективных противоречий между правами и свободами граждан и интересами национальной безопасности. Важность решения данной проблемы объясняется тем, что от достижения оптимального компромисса прав человека и публичных интересов и, соответственно, известной гармонии общественного целого и конкретного индивида зависят нормальное функционирование и благополучие гражданского общества. Полярные же точки зрения, заключающиеся в обосновании только национальных интересов либо прав граждан, не учитывают фактического "двуединства" суверенного территориального государства и институтов гражданского общества ; в процессе установления разумного баланса между правами и свободами граждан и интересами национальной безопасности в условиях глобализации важное значение имеют творческие осмысление и восприятие зарубежного опыта и процесс разумной имплементации норм международного права в российскую правовую систему: - имея в виду особенности национальной правовой системы и исторического и политического развития; - принимая во внимание, что порядок имплементации норм международного права, не меняющих своей сути при инкорпорации во внутригосударственную правовую систему, в таких случаях регулируется нормами внутригосударственного права (если иное не определено международным договором); значительно увеличившийся объем международной правоспособности граждан (индивидов), включая возможность обращения при определенных условиях в Европейский Суд по правам человека, диктует императив усиления внимания к творческому изучению и использованию практики Европейского Суда по правам человека . Литература Звонарева О.С. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: политико-правовые аспекты // Право и политика. 2005. N 5. С. 78 - 79. Лукашук И.И. Глобализация и право // Государство и право. 2005. N 12. С. 112. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности // Журнал российского права. 2005. N 11. С. 15 - 30. Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. 2002. N 11. С. 3 - 12. Любашиц В.Я. Современное государство в глобализирующемся мире: проблемы теории // Правоведение. 2004. N 4. С. 203 - 221. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 31. Шкель Т. Россия выстрадала Думу (Ровно сто лет назад началась история отечественного парламентаризма) // Российская газета. 2005. 17 окт. Абдулаев М.И. Права человека и закон: Историко-теоретические аспекты. СПб., 2004. С. 167; Селедевский В.И. Защита прав человека в контексте принципа суверенитета государства: опыт прошлого, реалии настоящего // История государства и права. 1999. N 1 - 2. С. 25. Карташкин В.А. Государство и личность в международных отношениях // Юрист-международник - International Lawyer. 2004. N 4. С. 2 - 8.
Страницы: 1, 2
|