на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Совершенствование правового регулирования возмещения вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий
p align="left">Как уже неоднократно отмечалось отношения по возмещению вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих, носят комплексный характер, т.е. регулируются различными отраслями российского права, такими как военное, гражданское, трудовое, уголовное, административное.

В результате проведенного исследования проблемы возмещения вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий, обоснована необходимость внесения дополнений в ГК РФ и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», расширяющих права граждан по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. В законодательном порядке целесообразно определить понятие «вред» и соотнести его с категорией морального вреда, с целью уточнить, идет ли здесь речь о едином понятии «вреда», складывающегося из двух составляющих - имущественного и морального вреда, либо о самостоятельных, не зависящих друг от друга последствиях одного правонарушения. Так же автор полагает целесообразным, в абзаце 1 статьи 12 ГК РФ «Способы защиты гражданских прав» после слов «возмещения убытков» ввести слово «компенсации», а слова «компенсации морального вреда» следует заменить словами «компенсации физических и нравственных страданий гражданина (морального вреда)», что позволит нормативно закрепить содержание понятия моральный вред.

Для успешного разрешения проблем, возникающих при определении ежемесячного заработка, утраченного в результате повреждения здоровья в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, назрела необходимость принятия федерального закона о порядке и размерах выплаты районного коэффициента и

Также, по мнению автора, необходимо дополнить статью 1088 ГК РФ «Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца» и часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» списком лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае потери кормильца, в который следует, по мнению автора, внести:

лиц, не прописанных по одному месту жительства с погибшим и не проживающих с ним, но на момент смерти являвшихся родственниками погибшего - пенсионерами, без установления факта наличия иждивенства в суде;

жену или мужа, которые на дату смерти погибшего были трудоустроены, но размер их среднемесячного заработка не превышал величины прожиточного минимума, установленного в данной местности на день смерти;

лиц, достигших возраста 18 лет, но обучающихся по заочной и вечерней форме в средних или высших учебных заведениях в случае, если они одновременно не имели возможности трудоустроиться, до даты трудоустройства или, в противном случае, до достижения ими возраста 23 лет.

Следует принять федеральный закон о соответствии минимальной оплаты труда величине прожиточного минимума, что позволит дополнить статьей 1091 ГК РФ «Увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни»: увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни должно происходить в соответствии с увеличением величины прожиточного минимума, действующего в данной местности.

Необходимо дополнить статью 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» нормами, допускающими возможность получения пострадавшим компенсаций за дополнительные виды возмещения вреда, установленные бюро медико-социальной экспертизы в программе реабилитации инвалида:

компенсации стоимости санаторно-курортного лечения в случае отказа пострадавшего от путевки или невозможности ввиду состояния здоровья ею воспользоваться;

компенсации стоимости протезирования при отказе пострадавшего от возможных вариантов обеспечения;

компенсации стоимости в случае самостоятельного приобретения пострадавшим, имеющим показания на получение транспортного средства, автомобиля в размере его фактической стоимости, но не выше стоимости мотоколяски или 60 % стоимости базового автомобиля, принятого в субъекте РФ для бесплатной выдачи инвалидам, а в исключительных случаях - стоимости автомобиля определенной модификации;

компенсации стоимости расходов на дополнительное питание. При этом при принятии судами решения о выплате компенсации следует учитывать действующие на дату обращения в суд рыночные цены.

А также необходимо имплементировать указанные новации в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

Статью 1099 ГК РФ, предлагается изложить в следующей редакции:

«1. Моральный вред подлежит компенсации, если он причинен неправомерными действиями (бездействием), нарушающими неимущественные права гражданина или посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага (ст. 150), а также в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Моральный вред подлежит компенсации при наличии вины причинителя вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в тех случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного заключения под стражу и содержания под стражей, вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, в иных случаях, предусмотренных законом.

3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению иного вреда».

Кроме того, автор полагает целесообразным статью 1100 ГК РФ исключить, а статью 1101 ГК РФ изложить в новой редакции:

«Статья 1100. Способ и размер компенсации морального вреда.

1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

2. Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом требований разумности и справедливости и должен быть соразмерен глубине причиненных потерпевшему страданий. При определении размера компенсации суд принимает во внимание степень вины причинителя в случаях, когда вина является основанием компенсации морального вреда, характер нематериальных благ, которым причинен вред, индивидуальные особенности потерпевшего, обстоятельства причинения вреда и иные заслуживающие внимания обстоятельства».

Как представляется внесение указанных предложений будет способствовать повышению эффективности работы судов и, как следствие, улучшению защиты прав граждан, жизни и здоровью которых причинен вред.

Вместе с тем установить общие условия ответственности государства за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего в ходе боевых операций, зачастую не представляется возможным в силу, как скоротечности боя, так и трудности в представлении доказательств, подтверждающих противоправность действий или вину должностных лиц. Автор поддерживает мнение В.Н. Лейбы о необходимости специального правового регулирования возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих - участников боевых действий. При этом следует разграничить причинение вреда при ведении боевых действий в условиях режима военного, чрезвычайного положения, ведения войны, а также в условиях мирного времени, когда Вооруженные Силы Российской Федерации привлекаются к выполнению задач с использованием вооружения не всегда по их прямому назначению.

По мнению М.В.Калинина, с которым автор полностью согласен, в условиях чрезвычайного, военного положения либо состоянии войны неприменимы понятия "обычный" и "повышенный профессиональный риск", так как для военнослужащих и для граждан степень риска можно признать одинаковой. Вооруженные силы действуют в соответствии с их прямым предназначением и военнослужащие исполняют конституционную обязанность по защите государственных интересов, поэтому в силу специфики положения порядок реализации права военнослужащего на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, не может основываться на нормах о гражданско-правовой ответственности воинской части, а должен определяться только нормами, изложенными в специальных законах, а при отсутствии таковых - ограничиваться государственным обеспечением

Следовательно, автор полагает, что боевые действия в условиях мирного времени, при отсутствии введенного чрезвычайного или военного положения, следует считать случаями, когда военнослужащие подвергаются максимальному профессиональному риску. Например, при исполнении военнослужащими обязанностей военной службы в составе Объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе.

В тоже время исполнение военнослужащими обязанностей военной службы осуществляется в соответствии с законами о военной службе, применяемыми в мирное время, т.е. военнослужащие продолжают реализовывать право на труд посредством прохождения военной службы, а это позволяет использовать категорию "максимальный профессиональный риск". Под максимальным профессиональным риском военнослужащего при исполнении им обязанностей воинской службы автор предлагает понимать объективно существующую высокую вероятность нарушения личных прав и законных интересов (повреждения здоровья или смерти военнослужащего), связанную с выполнением боевых задач (например, участие в боевых действиях или походах) в условиях мирного времени, отсутствия военного или чрезвычайного положений.

Введение в военное законодательство термина "максимальный профессиональный риск" будет способствовать решению, по крайней мере, двух задач.

Гарантировать право потерпевшего на возмещение вреда, когда в мирное время военнослужащий был поставлен в условия повышенного риска причинения вреда жизни или здоровью;

Разработать и внедрить комплекс мер по снижению профессионального риска. Исследование отдельных видов воинской деятельности с повышенным профессиональным риском даст возможность применять новые образцы техники, новые тактические способы ведения боевых действий, которые позволяют не только выполнить боевую задачу, но и максимально обеспечить безопасность военнослужащего либо снизить возможные потери.

Принимая во внимание то, что максимальный профессиональный риск характерен для отдельных видов воинской деятельности, следует сделать вывод о том, что возмещение вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в таких условиях, должно регулироваться специальными нормами, закрепленными в военном законодательстве. Нормативным основанием возмещения вреда, причиненного личным правам военнослужащего, может послужить положение, предлагаемое в качестве дополнения к пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих": "Вред, причиненный личным правам военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы в условиях максимального профессионального риска, подлежит возмещению в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Перечень видов деятельности с максимальным профессиональным риском может быть конкретизирован (в виде перечня работ) применительно к определенному виду вооруженных сил или роду войск.

По мнению автора следует индивидуализировать статус военнослужащих, исполняющих обязанности в условиях максимального профессионального риска, и в этих целях нормативно закрепить особые правовые гарантии таким военнослужащим. Для этого необходимо:

Кроме того, следует дополнить статью 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следующим положением: "Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в условиях максимального профессионального риска в случаях:

участия в боевых действиях на территории Российской Федерации;

участия в боевых действиях за пределами Российской Федерации, в составе российского контингента;

следования к месту боевых действий на территории Российской Федерации (за пределами Российской Федерации) и обратно;

нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного.

Практическая реализация предложенного механизма будет осуществляться посредством соответствующего постановления Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот предусмотренных частью второй пункта 4 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

При этом под максимальным профессиональным риском военнослужащего при исполнении им обязанностей воинской службы следует понимать объективно существующую высокую вероятность нарушения личных прав (повреждения здоровья или смерти военнослужащего), связанную с выполнением боевых задач в условиях мирного времени, отсутствия военного или чрезвычайного положений."

Вред, причиненный личным правам военнослужащих в условиях чрезвычайного, военного положения либо состоянии войны возмещается в порядке, установленном специальным законодательством, а при его отсутствии возмещение вреда ограничивается государственным социальным обеспечением и выплатами по обязательному государственному страхованию.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.