на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Совершенствование судебной системы Республики Беларусь
p align="left">Иск ООО «Белагровакс» к ОДО «Агропромторгсервис» об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Хозяйственный суд первой инстанции удовлетворил иск, обязав ответчика возвратить истцу удерживаемое ответчиком в целях обеспечения исполнения перед ним долгового обязательства истца имущество, находящееся в помещении, ранее сдаваемом ответчиком истцу в аренду, за пользование которым истце не внес ответчику арендные платежи, впоследствии взысканные хозяйственным судом в пользу ответчика. Апелляционная инстанция отменила решение суда, указав, что в данном случае суд применил норму закона, не подлежащую применению, поскольку отсутствует незаконное владение ответчиком имуществом истца или третьих лиц (оборудования, изготовленного истцом по заказам третьих лиц). Ответчик в силу ст. 340 ГК правомерно удерживал имущество, из стоимости которого может быть удовлетворено его требование к истцу, законность которого подтверждена вступившим в законную силу решением хозяйственного суда по другому делу по иску лица, удерживающего спорное имущество (арендодателя), к истцу по настоящему делу (ранее -- бывшему арендатору) о взыскании долга по оплате арендных платежей в размере 12.030.590 рублей.

II. Нарушение судом норм процессуального права.

Иск ОАО «Минскводстрой» к ООО «Биалтехстрой» о взыскании долга по оплате работ по договору строительного подряда. Ответчик обжаловал определение суда первой инстанции о «приостановлении разбирательства по делу», вынесенное 21.02.2006 г., которым суд обязал стороны в срок до 20.03.2006 г. предложить кандидатуры экспертов и представить суду перечень вопросов, которые необходимо поставить на разрешение эксперта для выяснения качества выполненных работ. Довод апеллянта -- производство по делу, приостановлено фактически без назначения судебно-строительной экспертизы. Апелляционная инстанция на основании абзаца пятого части первой ст. 280 ХПК отменила определение суда, поскольку суд, не назначив экспертизу (не определив эксперта и не конкретизировав вопросы, которые эксперты необходимо разрешить), неправомерно приостановил производство по делу, тем самым искусственно приостановив течение установленного законом срока для рассмотрения дела. Таким образом, процессуально приостановить производство по делу возможно лишь в том случае, если суд назначает экспертизу, поручает ее проведение конкретному аккредитованному экспертному учреждению, ставит перед этим учреждением конкретные вопросы. При этом процессуальный закон не предусматривает возможность приостановления производства по делу в целях осуществления каких-либо подготовительных, предваряющих проведение экспертизы, действий (таких, как: формирование перечня вопросов для эксперта; определение экспертного учреждения, в котором будет проведена экспертиза; определение стоимости экспертизы и т.п.).

Высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел является Высший Хозяйственный Суд, осуществляет судебный надзор за деятельностью хозяйственных судов.

Высший Хозяйственный Суд состоит из судей этого суда, в том числе Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом Республики Беларусь. Количественный состав этого суда устанавливается также главой государства по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший судебный орган судов хозяйственной юрисдикции действует в составе:

1) Пленума;

2) Президиума:

3) Коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов:

4) судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности Хозяйственным процессуальным кодексом:

· хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами республики, между административно-территориальными единицами;

· споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· споры, связанные с государственными секретами, и иные споры, отнесенные к подсудности Высшего Хозяйственного Суда.

· ему предоставлено право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

· пересматривает по вновь открывшимся, обстоятельствам судебные акты.

Таким образом, Высший Хозяйственный Суд выполняет три судебные функции: действует в качестве суда первой, надзорной инстанции и судебной инстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Хозяйственный Суд обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 1 ст. 116 Конституции Республики Беларусь; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами хозяйственного законодательства, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства; проверяет деятельность хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы; ведет судебную статистику; осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов; решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, вопросы сотрудничества с судами иностранных государств; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией, Законом «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и другими законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд наделен законом правом принимать по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и взаимоотношений между ними правовые акты, обязательные для хозяйственных судов. Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляются через его структурные подразделения, четко регламентированные законом.

Согласно ст. 14 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда в составе Председателя, его первого заместителя и заместителей, судей и председателей хозяйственных судов областей и г. Минска.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

· координирует деятельность хозяйственных судов;

· обобщает практику разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебную статистику и разъясняет вопросы применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

· рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда;

· рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, по вновь открывшимся обстоятельствам;

· обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключения в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь;

· рассматривает заключения Конституционного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам;

· рассматривает предложения по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Пленум утверждает по представлению Председателя этого суда состав коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров, а также состав научно-консультативного совета при этом суде и положение о нем, осуществляет и иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь образован Указом Президента Республики Беларусь осенью 1997г. в количестве 9 судей. Президиум действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей этого суда, причем Председатель, первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда входят в состав Президиума по должности. Количественный и персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда[15,с.207].

В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместитель. По приглашению председателя этого суда в заседании Президиума могут принимать участие судьи и специалисты аппаратов хозяйственных судов, а также другие лица, указанные в Законе.

Президиум рассматривает протесты и представления на постановления коллегии Высшего Хозяйственного Суда по проверке законности решений хозяйственных судов; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым коллегией Высшего Хозяйственного Суда приняты постановления, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, проекты постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда, председателя и судей хозяйственных судов областей; оказывает помощь хозяйственным судам б правильном применении законодательства при разрешении хозяйственных споров; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда создаются из числа судей этого суда. Их составы утверждает Пленум по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Судебные коллегии возглавляют председатели -- заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные предусмотренные законодательными актами полномочия.

Структура аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

* секретариат Председателя Высшего Хозяйственного Суда;

* управление законодательства и международных отношений;

* управление обеспечения надзора и обобщения судебной практики;

* управление контроля за исполнением судебных постановлений;

* управление финансово-экономического и хозяйственно-технического обеспечения;

* управление организационной и кадровой работы;

* отдел информации.

Обобщая материал можно сделать следующие выводы:

1. Высший Хозяйственный Суд несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности судов, выполнение задач, возложенных на них;

2. Являясь высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, Высший Хозяйственный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью хозяйственных судов;

3. Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные предусмотренные законодательными актами полномочия;

4. Высший Хозяйственный Суд выполняет три судебные функции: действует в качестве суда первой, надзорной инстанции и судебной инстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

5. Нельзя не отметить положительные результаты деятельности хозяйственных судов по профилактике нарушений законодательства в сфере экономических отношений и по пропаганде отечественного законодательства. Показатели впечатляют: судьи и специалисты судов прочитали 600 лекций и докладов, более 500 раз выступили в средствах массовой информации; судьи осуществили более полутора сотен выездных заседаний.

Глава 3. Проблемы развития и совершенствования действующей системы Республики Беларусь

Судебная система, являясь органической частью государственного механизма, постоянно находится в процессе совершенствования. За прошедшие со времени первого съезда судей годы в этом направлении сделано немало. Существенно усовершенствована законодательная база функционирования судов, позволяющая на уровне современных требований разрешать гражданские, хозяйственные, трудовые и иные споры, более демократично, на основе состязательности сторон, вести уголовный процесс. Оптимизирована структура судебной системы и ее звеньев, значительные усовершенствования сделаны практически по всем другим аспектам деятельности судов. Так, во многих судах существенно улучшена досудебная подготовка материалов, что очень важно. Качество этой подготовки в значительной степени определяет весь ход судебного процесса и влияет в конечном счете на выносимое судом решение по делу. За последние годы произошли позитивные сдвиги в культуре судебного процесса в целом. Высокая культура этого процесса предполагает создание его участникам всех необходимых условий для полной реализации каждым из них своих прав и обязанностей. Непреходящее значение имеет принцип осуществления судебного процесса в строгом соответствии с законом. В тоже время незаконное решение не только подрывает авторитет суда, но и порождает правовой нигилизм. Только на основе строгого соблюдения законности при внимательном, индивидуальном подходе к рассмотрению конкретных дел можно обеспечить их справедливое и обоснованное решение. По-прежнему пристального внимания требует вопрос и исполнения принятых судебных решений. Без этого не может быть авторитета судебной власти[23,с.11].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.