на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Совет Министров Республики Беларусь
овет Министров Республики Беларусь для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также для выполнения отдельных поручений может создавать постоянные или временные комиссии и иные формирования [2].

Существует две формы прекращения деятельности Правительства: сложения полномочий и отставка.

Сложение полномочий происходит перед вновь избранным Президентом, если Президентом не принято решение об отставке Правительства.

Вопросы об отставке Правительства регулируют Конституция и Закон "О Совете Министров Республики Беларусь".

Отставка возможна:

по собственной инициативе Правительства;

по инициативе Президента;

в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия правительству.

По собственной инициативе может заявить о своей отставке, если сочтет невозможным дальнейшее исполнение возложенных на него обязанностей. Таким же образом имеют право о своей отставке Премьер-министр и каждый член Правительства. Отставка Премьер-министра не влечёт за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого его члена. В законодательстве не устанавливается причины (условия), при наличии которых Президент может так поступить.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Однако это должно происходить не по объявлению выборов Президента, а со вступлением Главы государства в должность, т.е. после принятия им Присяги.

Для формирования нового состава Правительства необходимо время, поэтому Президент вправе поручить прежнему составу Правительства продолжать выполнение своих обязанностей до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь. Также Глава государства, исходя из своих конституционных правомочий, может привлекать к ответственности (включая и освобождение от должности) членов Правительства и до окончания вышеназванного срока.

Зарубежный опыт свидетельствует, что в случае, если президент злоупотребляет своим правом и часто осуществляет замену премьер-министров, что свидетельствует в ошибках кандидатур, то парламент может выразить своё отношение путём отказа в даче согласия на назначение, либо высказаться по данному вопросу при обсуждении новой предложенной кандидатуры [10, с.270].

Деятельность Совета Министров Республики Беларусь основывается на сочетании коллегиального рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью членов Совета Министров Республики Беларусь за проведение в жизнь принятых решений и состояние дел на порученных участках работы [4].

В зарубежной практике давно сложился принцип солидарной ответственности, в соответствии с которым отдельные министры несут ответственность за проводимый курс правительством и принимаемые им решения даже в случае, если они не голосовали за такое решение или были против. Принято считать, что министр, не согласный с решением правительства, должен уйти в отставку, либо его исполнять. Для деятельности члена правительства недопустимо пребывание в его составе и публичная критика работы правительства [9, с. 191].

Подведём промежуточный итог: должности Премьер-министра, его заместителей, министров непосредственно связаны с Советом Министров, являются его обязательными элементами, составными частями. Без них не может быть Совета Министров как органа исполнительной власти. Кроме того, в систему механизма специального государственного управления на республиканском уровне входят руководители иных республиканских органов государственного управления. Необходимо отметить, что по поручениям и указаниям Премьер-министра и его заместителей осуществляется подготовка материалов и предложений по подбору и расстановке руководящих работников государственных организаций. Организуется также работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров государственных организаций и аттестации их руководящих работников.

Глава 3. Компетенция Совета Министров

Компетенция Совета Министров, как и любого другого органа, представляет собой важный составной элемент его правового статуса. Компетенция Совета Министров распространяется только на подчиненные органы государственного управления, а не на все органы государственного управления.

В целом компетенция Совета Министров сформулирована в Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Правительство - Совет Министров:

Руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации.

Разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении для внесения в парламент.

Обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

Принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью.

Обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.

Отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [11, с.243-244].

Основной составной частью компетенции являются полномочия. Полномочия совета Министров в зависимости от направлений его деятельности следует разделить на четыре вида:

1) полномочия по областям и сферам деятельности Совета Министров (общие полномочия);

2) полномочия в отношении подчиненных Совету Министров органов государственного управления;

3) полномочия Совета Министров в отношении подчиненных ему государственных организаций;

4) полномочия в отношении местных исполнительных и распорядительных органов [14, с.447].

Совет Министров наделен значительными полномочиями. В Законе полномочия разделены по областям и сферам деятельности Совета Министров. Такими областями и сферами являются: экономика, социально-культурная сфера, охрана окружающей среды, обеспечение законности и правопорядка, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государства, внешнеэкономическая деятельность, кадровая политика и иные направления полномочий.

Наиболее широкие полномочия предоставлены Совету Министров по вопросам экономики. Он имеет право и обязан обеспечивать проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики, создание необходимых государственных резервов и их сохранение, развитие общегосударственной инфраструктуры (автомобильные дороги, сети связи, воздушные и железнодорожные линии, системообразующие линии электропередачи и т.д.), создание и функционирование системы стандартизации, метрологии и сертификации, формирование и проведение государственной политики в области охраны права промышленной собственности и т.д.

Совет Министров наделен правом регулировать деятельность всех отраслей экономики республики, принимать меры по их развитию, разрабатывать прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития республики, другие программы и обеспечивать их реализацию, выступать от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью республики, организовывать управление государственной собственностью, устанавливать экономическую ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности и т.п.

В социально-культурной сфере Совет Министров уполномочен обеспечивать проведение единой государственной политики в области науки, здравоохранения, социальной защиты, создавать условия для поддержания установленного законодательством республики уровня социального обеспечения, принимать меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствовать систему социальной защиты, принимать меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, содействовать развитию физической культуры и спорта, осуществлять меры по развитию и улучшению работы учреждений культуры, архивных учреждений, обеспечивать охрану историко-культурного наследия и другое. В рассматриваемой области Совет Министров наделен широкими полномочиями (более 21 вида).

Совет Министров наделен значительными правами и обязанностями в области охраны окружающей среды (устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования; устанавливает лимиты на природопользование; устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды и другие), обеспечения законности и правопорядка (принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами; вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь и другие), национальной безопасности и обороноспособности государства (принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь и другте) и в иных областях, оговоренных в Законе [2].

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, координирует, направляет и контролирует их работу, утверждает Положение о министерствах и других центральных органах управления; утверждает состав коллегий этих органов управления. Совет Министров вправе отменять акты министерств и других центральных органах управления Республики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента, Правительства и в случаях, если они не отвечают общегосударственным интересам и не имеют достаточного финансового и юридического обоснования. Имеет право налагать дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров и руководителей других центральных органах управления, их заместителей.

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов, направляет и проверяет их работу, обеспечивает централизованное решение вопросов государственного управления с учётом государства и местных территорий; организуют контроль за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами законов, декретов и распоряжений Президента Республики Беларусь; разрабатывает и утверждает примерную структуру местных исполнительных и распорядительных органов; регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления; передаёт при необходимости свои полномочия местным исполнительным и распорядительным органам [15, с.86-87].

Совет Министров обладает всеми общими функциями: разработка государственных прогнозов, программ социально-экономического развития.

Совет Министров обладает всеми общими функциями. Так, Совет Министров разрабатывает государственные прогнозы, государственные программы социально-экономического развития, другие государственные программы и концепции. В этом случае следует говорить о функции прогнозирования.

Функции планирования Совета Министров состоит в том, что он разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности, разрабатывает и осуществляет единую государственную политику в области ценообразования, разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики; определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения дохода семьи, стипендий, пенсий, других социальных пособий, выплат.

Организационная функция реализуется по отношению к подчиненным организациям. Так, Совет Министров утверждает состав коллегий республиканских органов государственного управления, назначает заместителей министров, руководителей государственных организаций, подчиненных Совету Министров, и их заместителей, кроме Начальника Белорусской железной дороги, Генеральных консулов Республики Беларусь, руководителей, департаментов и фондов министерств, советников посланников посольств Республики Беларусь.

Функция регулирования осуществляется в разных областях и сферах. Совет Министров регулирует деятельность всех отраслей экономики республики, внешнеторговую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) республики, регулирует вопросы внутреннего и внешнего государственного долга, разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает их реализацию и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды.

В деятельности совета Министров применяется и функция координации. Совет Министров осуществляет в установленном порядке инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития государства, устанавливает минимальные потребительские бюджеты для разных социально-демографических групп населения, осуществляет меры по развитию научных организаций, по подготовке научных кадров, осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями, координирует деятельность подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров.

Наиболее широкое применение находит функция контроля и учета. Совет Министров контролирует работу всех подчиненных органов государственного республиканского масштаба, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Совет Министров вынужден осуществлять контроль также в целях реализации таких функций, как регулирование, руководство и координация.

Правительство наделено и специальными функциями. Они дополняют и развивают общие функции. Особенно распространены в разных областях и сферах деятельности совета Министров такие функции, как обеспечение, принятие мер, оказание содействия, создание условий и другие [14, с.447-450].

Таким образом, компетенция Совета Министров занимает важное место в системе его правового статуса.

Ранее мы определили широкий круг полномочий Правительства, установили взаимосвязь этих полномочий с функциями Совета Министров, рассмотрели и оценили возможные варианты совершенствования системы органов исполнительной власти, в частности Правительства Республики Беларусь.

Заключение

В данной работе мы определили, что представляет собой Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Мы достигли целей, поставленных в начале нашей работы, а именно:

углубили

расширили

закрепили

наши знания в данной сфере.

Можем сказать, что принцип разделения ветвей власти один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм имеет специфику и многочисленные особенности, то есть схема разделения ветвей властей имеет лишь общий, принципиальный характер.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Мы описали взаимодействия Совета Министров с Президентом и Парламентом. Формирование в целом Правительства осуществляется Главой государства, который в принципе самостоятелен в своём выборе. Ознакомившись с нормативной литературой можем сказать, что в Конституции и другом законодательстве Республики Беларусь не устанавливается каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра

Проведённое исследование очертило широкий круг проблем теоретического и практического характера, которые связаны с совершенствованием исполнительной власти в Республике Беларусь. При разработке программы законодательного совершенствования системы органов исполнительной власти, а именно Правительства, необходимо исходить из преемственности в системе государственного управления и обеспечения государственной стабильности.

Рассматривая существующую систему органов исполнительной власти, до настоящего времени устанавливаемую Президентом Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что она не лишена недостатков и обоснованно вызывает критические замечания со стороны не только ученых, но и самих управленцев-практиков.

Совершенствование системы органов исполнительской власти в Республике Беларусь - это решение комплекса проблем, одна из которых - повышение роли правительства при осуществлении исполнительной власти.

С этой целью перспективными задачами будут следующие: усиление активной роли исполнительной власти в системе государственного управления; совершенствование самой системы органов исполнительной власти, особенно взаимоотношений с президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь и иными органами государства; определение иерархической структуры органов исполнительной власти, характера взаимоотношений с местными органами управления и самоуправления; повышение уровня деятельности управленческих структур органов исполнительной власти и их ответственности; упорядочение организации и процедур деятельности управленческого персонала; усиление демократических основ в организации и деятельности системы органов исполнительной власти; обеспечение подконтрольности исполнительной власти общественности и самое главное - укрепление законодательной основы исполнительной власти.

Список использованной литературы и источников

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года 17 октября 2004 года). - Мн.: Амалфея, 2007.

2. О Совете Министров Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2008 г., № 184.

3. О структуре Правительства Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 210, 1/9972.

4. О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2009 г., № 53.

5. Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 192 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2009 г., № 53.

6. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. - М.: "Гарант-Сервис", 2005г.

7. Административное право / Под общ. ред.Л.М. Рябцева. - Мн.: "Книжный Дом", 2007г.

8. Административное право Российской Федерации / Под ред. Овсянко Д.М. - М., 2003г.

9. Василевич Г.А. Органы государственной власти: Учебное пособие. - Мн.: "Бип-с", 1999г.

10. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн.: "Книжный Дом", 2005г.

11. Демичев Д.М. Конституционное право. - Мн.: "Вышэйшая школа", 2004г.

12. Дубовицкий В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь. - Понятие и система органов. - Мн.: "Белорусская наука", 2006г.

13. Кодавбович В.А., Кругнов В.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебное пособие. - Мн.: "Амалфея", 2007г.

14. Крамник А.Н. Административное право. - Ч.1. Управленческое право. - Мн.: "ТЕСЕЙ", 2008г.

15. Тагунов Д.Е., Забелов П.С., Административное право и процесс: Курс интенсивной подготовки. - Мн.: "Тетра Системс", 2008г.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.