на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современная социальная политика в области защиты материнства и детства

Современная социальная политика в области защиты материнства и детства

2

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал г. Анапа

РЕФЕРАТ

По предмету «Социальная политика»

На тему: «Современная социальная политика в области защиты материнства и детства»

АНАПА 2007г.

Актуальность выбранной темы

Обобщенная оценка состояния проблемы

В Российской Федерации в последние годы продолжалась нормотворческая работа по обеспечению и защите прав детей в основных сферах их жизнедеятельности. Приняты основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, об охране труда, указы Президента Российской Федерации о помощи семье и детям, ряд других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, защищающие права и интересы детей. Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации сохраняются нормы, неадекватные сложным социально-экономическим условиям перехода к рыночным отношениям и неспособные предотвратить их негативное воздействие на жизнедеятельность детей. Труд детей, не достигших 16-летнего возраста, несмотря на запрещение законом, получил распространение в сфере материального производства, коммерческих структурах, бизнесе. При этом трудовая деятельность подростков не обеспечена правовой защитой от экономической эксплуатации, нередко представляет опасность для их здоровья или служит препятствием в получении образования, наносит ущерб физическому, умственному и духовному развитию. Законодательством не установлена в полной мере ответственность взрослых за нарушение прав ребенка на неприкосновенность его личности, за посягательства на его честь и достоинство. Наблюдается рост проявления жестокого обращения с детьми. Некорректные приемы воспитания, психическое и физическое насилие встречаются и в семьях, и в учебно-воспитательных учреждениях. Законодательно и нормативно должны быть закреплены и обеспечены права ребенка на свободу совести и вероисповедания, на надлежащее воспитание, образование, охрану здоровья, другие личные имущественные права. В особой правовой защите нуждаются дети, пострадавшие в результате межнациональных и вооруженных конфликтов, экологических катастроф, эпидемий и иных обстоятельств. Действующие законы и иные правовые акты пока не могут остановить рост преступности среди несовершеннолетних, даже детей малолетнего возраста. Не выработаны правовые меры по борьбе с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Не установлена в законе повышенная ответственность взрослых за вовлечение детей в криминальную сферу, преступную деятельность. Пенитенциарная система не стала эффективным инструментом в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и нуждается в совершенствовании и соответствующем правовом обеспечении. Острейшей проблемой остается исполнение судебных решений о взыскании алиментов, а также отсутствие механизма взыскания и порядка уплаты алиментов, так как неуклонно растет число детей, живущих с одним родителем вследствие расторжения брака. Существенным недостатком правовой системы в части защиты детей является неразработанность механизмов реализации принятых актов, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко усложненных и противоречивых. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что дает возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации развивать собственное законодательство в части охраны прав детей. Такая практика уже получила распространение прежде всего в установлении дополнительной материальной поддержки семей с детьми и нуждается в дальнейшем развитии. Обострена проблема правовой информированности населения (родителей, воспитателей, работников социальных служб, детей) о законодательстве в интересах детей и семьи. Эта информация публикуется, как правило, в специальных изданиях, кратких газетных сообщениях; не используются в полной мере мощные средства телевидения, радиовещания.

Основные цели и задачи государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года

Общая цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей. Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

укрепление правовой защиты детства;

поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

улучшение питания детей;

обеспечение воспитания, образования и развития детей;

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Реализация основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации требует решения следующих крупных задач.

1. Укрепление правовой защиты детства:

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации;

б) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности.

2. Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей:

а) создание условий для улучшения материального положения семей с детьми;

б) развитие системы социального обслуживания семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг;

в) обеспечение условий семейного воспитания детей.

3. Обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей:

а) создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей;

б) снижение материнской и младенческой смертности;

в) усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации детей;

г) улучшение санитарно-гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях.

4. Улучшение питания детей:

а) обеспечение полноценного питания новорожденных;

б) предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей;

в) повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов.

5. Обеспечение воспитания, образования и развития детей:

а) обеспечение реального доступа к получению образования;

б) развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры;

в) развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям;

г) создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей.

6. Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах:

а) обеспечение действенной защиты детей в условиях стихийных бедствий, катастроф, политических, межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов;

б) создание эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

в) обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей - инвалидов на особую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей;

г) обеспечение детям - сиротам, детям - беженцам, детям малочисленных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовного и физического развития.

Исследования, проведенные в рамках Национального проекта «Здравоохранение» в конце 2006 года выявили, что стрессы разрушают организм школьника: на общественных слушаниях в Государственной Думе РФ чиновникам предложили подумать о «здоровом образовании».

Независимая газета, 12 января 2007 года

О «здоровом образовании школьника» говорили на общественных слушаниях в Государственной Думе РФ в конце года. Председательствующий на слушаниях депутат ГД РФ Олег Смолин напомнил, что сегодня национальные проекты «Образование» и «Здоровье» идут каждый своим путем. В то время как образование впрямую влияет на здоровье ребенка. Современная школа получает ребенка здоровым, а выпускает больным. В причинах этого явления и пытались разобраться участники слушаний.

Несколько выводов, сделанных участниками слушаний, выглядят так. Поспешное обучение, которое идет впереди природного развития ребенка, всегда в ущерб здоровью. Лозунг «Чем раньше - тем лучше» дает отсроченный отрицательный результат. И в большинстве случаев не ведет к преодолению желаемой дезадаптации первоклассников к обучению, считают психологи. Современные школьники занимаются в плохих условиях. Из 64 тысяч российских школ 27 тысяч вообще не пригодны для того, чтобы в них занимались дети. В прошлом году МЧС в канун учебного года 833 школы вообще закрыло, не разрешив туда допускать детей, привели примеры депутаты.

Депутаты считают, на качество образования влияет показатель расходов (проценты от внутреннего валового продукта, от ВВП). Франция и Германия сегодня расходуют 8% своего ВВП на развитие образования. Соединенные Штаты Америки - 9%, Япония - 11%. Страна, которая когда-то была российской колонией и входила в состав Российской империи, Финляндия, сегодня расходует 16,4% от ВВП на развитие образования. Россия расходует на эти же цели 4%.

Модернизация образования привела к тому, что в некоторых школах сегодня сокращают учителей. Это связано с тем, что уменьшается финансирование данного учреждения. Кого же предлагают директору сократить? Психолога, социального работника, организатора-физкультурника, преподавателя информационно-вычислительной техники и сторожей, что, уверены участники слушаний, не в пользу школьного процесса и здоровья школьника.

Принято считать, что нагрузки - главный враг здоровья школьника. По данным Министерства образования и науки РФ, за последние 50 лет в начальной школе, например, количество часов, выделяемых для обучения детей математике и русскому языку, сократилось (49% - филологические дисциплины и 62% - математика). Тем не менее нагрузки на учеников возросли в силу возросшей массы новой информации и появления новых предметов в школах

Руководитель лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Владимир Базарный привел данные исследований Центра охраны здоровья и детей РАМН под руководством Александра Баранова по гимназиям города Москвы. В гимназиях на одного учителя десять учеников, есть массажисты и врачи, бассейны и спортзалы. А повышение давления было выявлено к концу года обучения у 90% учащихся. В первом классе к концу года у 26% школьников отмечено повышенное артериальное давление, после трех лет - у 65%.

Пилотные проекты запланированы и в здравоохранении, где они в первую очередь должны коснуться стационаров. Об этом постоянно просят врачи. И должны стать основной системной частью преобразований. Ряд регионов готов заниматься этими пилотными проектами и без федеральных ресурсов, а за счет собственных источников.

В 2007 году планируется завершить оснащение муниципальных учреждений диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом. При этом ставим задачу перед субъектами Федерации и муниципальными образованиями продолжить начатое и провести системную модернизацию материально-технической базы лечебных учреждений. Ее стандарты министерством сейчас установлены. В свою очередь, внедрение новых технологий потребует и от врачей повышения профессиональных знаний. Такие программы ведутся и в рамках проекта. Около 300 тыс. человек в течение двух лет должны получить высокотехнологичную медицинскую помощь. На 2008-2009 годы планируется комплекс мер по снижению смертности от так называемых управляемых причин. Предстоит оснащать дополнительным оборудованием учреждения, оказывающие экстренную медицинскую помощь. На все эти мероприятия в будущем году будет направлено более 130 млрд рублей.

Обобщенная оценка государственных мер с точки зрения их достаточности

Законами Российской Федерации и другими нормативными актами был предусмотрен целый ряд мер, направленных на охрану здоровья женщин и детей, в частности повышающих эффективность диспансеризации беременных; установлены дополнительные льготы родителям с детьми до 14 лет, позволяющие сочетать труд и воспитание детей; установлены более жесткие требования к безопасности женского труда. На основе целевой программы "Планирование семьи", входящей в президентскую программу "Дети России", решается вопрос реализации права на планирование семьи. Рядом решений Правительства Российской Федерации предусмотрена адресная поддержка семей с малолетними детьми: бесплатный отпуск молочных продуктов, льготы на приобретение медикаментов. Расширены медицинские показания для определения инвалидности у детей.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.