на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современное российское законодательство в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ
p align="left">В связи с ростом объемов незаконного производства наркотиков опийной группы в странах Центральной Азии и «Золотого полумесяца» увеличится транзит героина, опия через Россию в страны Европы.

Значительные площади дикой конопли на территории России, Казахстана, Киргизии и других стран Центральной Азии и «Золотого полумесяца» будут стимулировать незаконное производство в этих государствах и вывоз в другие страны, прежде всего европейские, гашиша и марихуаны.

Этому процессу способствуют высокая степень коррумпированности властных структур некоторых государств Центральной и Юго-Восточной Азии, проведение органами власти скрытой и явной поддержки наркобизнеса (Афганистан, Пакистан, Камбоджа и др.), тесная связь наркобизнеса и незаконной торговли оружием, обеспечивающих финансовую подпитку деятельности террористических и экстремистских группировок.

Наличие развитой химической индустрии и несовершенство контроля в этой сфере деятельности будут стимулировать незаконную реализацию химических веществ, используемых для изготовления наркотических средств, в страны традиционного нелегального производства наркотиков, а также утечку прекурсоров в сферу незаконного производства и изготовления наркотиков внутри страны.

По оценкам специалистов, главным фактором, определяющим оперативную обстановку в сфере контрабанды наркотиков, в ближайшее время, будет борьба международных преступных групп за рынки сбыта на территории России. Пространство бывшего СССР будет и далее использоваться для транзита наркотиков в страны Западной Европы, однако это направление контрабандной деятельности пока не будет играть решающей роли. Международные криминальные структуры из Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии в поисках новых источников прибыли будут главным образом нацелены на освоение и развитие наркорынков на территории бывшего СССР, в первую очередь на территории России, где имеются более выгодные перспективы по сравнению с традиционно сложившимися наркорынками в государствах Западной Европы и Северной Америки.

Таким образом, в ближайшее время негативное развитие наркоситуации будет в первую очередь направлено против России. Определенную роль в этом будут играть существующий уровень криминализации общества, неготовность правоохранительных органов к широкомасштабному противодействию, а также благоприятные экономические условия для отмывания доходов наркобизнеса.

Прогнозируемая обстановка на предстоящий период, в дополнение к изложенным выше факторам будет осложняться следующими обстоятельствами:

1. Весовые характеристики изъятия контрабандно перемещаемых наркотических средств и психотропных веществ могут снижаться из-за изменений в структуре контрабанды наркотиков, связанных с увеличением доли более сильных наркотиков, таких как героин, кокаин и синтетические стимуляторы;

2. Возможности повышения эффективности таможенного контроля на наиболее наркоопасном центрально-азиатском направлении сдерживаются идущими объективно необходимыми процессами интеграции стран СНГ и формирования таможенного союза и поэтому требуются новые решения;

3. Учитывая несовершенство контрольных механизмов в легальном обороте, будет продолжаться рост контрабанды различных видов наркотических и психотропных веществ в форме лекарственных препаратов, в первую очередь стимуляторов, транквилизаторов и анальгетиков. Кроме того, наркотические средства в виде таблеток и капсул более приспособлены к преодолению психологического барьера при их потреблении, поскольку не связаны с употреблением шприцов, с возможностью передачи инфекции СПИДа и гепатита;

4. В крупномасштабных операциях, связанных с контрабандой наркотиков и прекурсоров, все более активно будут использоваться международные грузовые перевозки в адрес как реально существующих, так и фиктивных юридических лиц;

5. Поскольку организованные преступные группы, действующие на региональном и местном уровнях, заинтересованы в контактах с международными и зарубежными структурами наркобизнеса как в источнике валютных поступлений, борьба с контрабандой наркотиков будет все более приобретать характер борьбы с организованной преступностью;

6. В ближайшее время возрастет опасность контрабанды наркотиков в Россию из Украины, где имеются значительные площади посевов опийного мака. Можно предположить возможность увеличения контрабанды продуктов переработки мака ацетиллированного опия, морфина и появление контрабанды героина. Наиболее вероятным каналом для транспортировки украинских наркотиков в Россию будет территория Белоруссии;

7. Следует ожидать роста контрабанды синтетических стимуляторов, наркотикосодержащих и психотропных лекарственных препаратов в Россию из государств Прибалтики, Польши, Германии и Голландии;

8. Одновременно с увеличением контрабандного ввоза препаратов эфедрина из КНР будут предприниматься попытки ввоза таких препаратов из стран Восточной Европы. Основным направлением нелегального перемещения эфедрина будут крупные города в центральных областях России;

9. Учитывая особенности развития обстановки в регионе Дальнего Востока, нельзя недооценивать опасность контрабанды наркотиков в Россию с территории КНДР. По информации Всемирной таможенной организации, наряду с культивированием опийного мака на территории КНДР началось производство синтетических стимуляторов амфетаминового ряда;

10. Международными экспертами отмечается рост незаконного производства амфетаминов в странах «Золотого треугольника» и их контрабанда в страны Европы. Этот процесс обязательно коснется и Российской Федерации.

Сложившаяся наркоситуация в Российской Федерации и ее неблагоприятный прогноз развития обязывают общество искать пути противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, определять наиболее эффективные меры по сокращению спроса и предложения на наркотики, а также вырабатывать стратегические направления этой деятельности.

Вопрос 3. Сущность и значение Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, их незаконный оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и вызывают серьезную озабоченность мирового сообщества.

Организация Объединенных Наций, признавая, что отсутствие эффективных мер контроля над наркотиками способно превратить их незаконное распространение в широкомасштабную угрозу здоровью людей и общественному прогрессу, приняла три международные конвенции: 1961 г. (о наркотических средствах), 1971 г. (о психотропных веществах) и 1988 г. (о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ). Участницей этих конвенций сегодня стала и Российская Федерация. Они составляют правовую основу международного контроля над наркотиками.

Значительное увеличение в последнее десятилетие неза-конного оборота наркотиков, негативные тенденции развития наркотической ситуации в стране в целом свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одной из основных причин такого положения являлось несовершенство законодательства, неадекватного сложившейся ситуации и потребностям правоприменительной практики.

Нельзя сказать, что наше законодательство полностью не отвечало международным нормам и требованиям конвенций. Однако оно требовало определенной корректировки и систематизации.

Разработка проекта Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» была начата еще в 1992 году в Верховном Совете Российской Федерации в связи с имевшимся «законодательным вакуумом» регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ и продолжена в 1993-1997 гг. по инициативе некоторых депутатов, а также заинтересованных министерств и ведомств. Работа над законопроектом в Государственной Думе Российской Федерации велась с первых дней ее созыва и к концу 1997 года была практически завершена.

8 января 1998 года Закон был подписан Президентом Российской Федерации, опубликован в «Российской газете» 15 января 1998 года и вступил в силу 15 апреля 1998 года.

Впервые в практике борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон, регулирующий правовые и организационные основы деятельности в данной сфере. Это событие имеет значение не только для российского государства, но также и для международного сообщества государств.

Федеральный закон состоит из 8 глав:

- общие положения;

- организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту;

- особенности лицензионной деятельности;

- условия осуществления отдельных видов деятельности;

- использование наркотических средств и психотропных веществ;

- противодействие их незаконному обороту;

- наркологическая помощь больным наркоманией;

- заключительные положения.

Что нового мы видим в положениях Федерального закона?

В нем конкретизируется предмет преступных посягательств это наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Впервые в законодательном акте дается понятийный аппарат, соответствующий терминологии международного права, что способствует единообразному толкованию основных терминов, используемых в практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков специалистами различных ведомств.

К примеру, дано определение понятия наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, из которых или с помощью которых изготавливаются наркотики), а также их законного и незаконного оборота.

В следственно-судебной, экспертной и медицинской практике впредь необходимо учитывать, что наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в трактовке закона становятся таковыми, если они включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежа-щих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества распределяются по 4 спискам:

- Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными до-говорами Российской Федерации (далее - Список №1);

- Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список №2);

- Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Россий-ской Федерации (далее - Список №3);

- Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры кон-троля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами. Российской Федерации (далее-Список №4).

Указанный Перечень в соответствии со ст. 2 Закона уже утвержден Правительством Российской Федерации по представлению Минздрава и МВД России и официально опубликован.

Одновременно с утверждением Перечня постановлением Правительства Российской Федерации установлен порядок внесения в него изменений и дополнений.

Отдельно следует остановиться на психотропных веществах. Ранее в российском законодательстве такого понятия не было, а вещества, классифицируемые в международном праве как психотропные, в России включались в списки наркотических средств и сильнодействующих веществ. Вместе с тем контроль за легальным оборотом этих веществ и средств в нашей стране в полном объеме соответствовал требованиям международных конвенций.

Несмотря на то, что в соответствии с новым Законом существует деление контролируемых веществ на наркотические средства и психотропные вещества, все-таки перечень и списки, утвержденные Правительством в соответствии с данным законом, не в полном объеме соответствуют спискам, утвержденным международными конвенциями. По-прежнему часть психотропных веществ, контроли-руемых в соответствии с конвенциями, в России относится к сильно-действующим веществам, а наиболее опасные из них для здоровья человека отнесены к наркотикам.

В целом в соответствии с Перечнем в России контролируется больше наркотических средств и психотропных веществ, чем это предусмотрено международными конвенциями. Так, национальный Список №1 включает в себя 161 наркотическое средство и психотропное вещество, в том числе 102 внесены из списков Конвенции 1961 г., 30 - из Конвенции 1971 г., 1 - из Конвенции 1988 г. и 28 веществ, контроль над которыми установлен российским законодательством.

В Список № 2 включено 54 наркотических средства и психотропных вещества, соответственно 17 - из списков Конвенции 1961 г., 15 -1971 г. и 22 взяты под контроль в России. Список № 3 состоит только из 17 психотропных веществ, 11 из которых контролируются в соответствии с Конвенцией 1971 г., 6 - только в России.

Кроме Перечня и списков, утвержденных в соответствии с данным Законом, в России есть Список сильнодействующих веществ, контроль над которыми осуществляется в соответствии с Конвенцией 1971 г., но утвержден этот Список Постоянным комите-том по контролю наркотиков. В этот Список включено 105 наимено-ваний различных веществ, в том числе 62 контролируются указанной Конвенцией, 7 - Конвенцией 1988 г., а 36 контролируются Россией дополнительно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.