на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные подходы к пониманию государства и права

Современные подходы к пониманию государства и права

11

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

3 курс

Моисеева С.А.

План

1. Содержание

2. Теории происхождения государства

3. Понятие, признаки и функции государства

4. Правовое государство

5. Теории происхождения и сущность права

6. Заключение

7. Литература

Теории происхождения государства

В процессе длительного, но неуклонного развития общества создавались предпосылки для его качественного преобразования. Общественное разделение труда влечет раскол общества на экономически неравные группы (классы) людей и порождает власть. Этот процесс послужил особенностью возникновения государства.

Государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и социальный аппарат принуждения.

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило разные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Согласно теологическим учениям, государство является воплощением божественного провидения. Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.

Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху Средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX--Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, в соответствии с которой для защиты христианства Богом были даны церкви два меча. Церковь оставила себе один меч, а другой передала монарху, поэтому он должен подчиняться церкви.

В России сторонником власти церкви был Иосиф Волоцкий, он считал власть правителя божественным избранием.

Материалистическая теория исходит из того, что государство возникло в силу экономических причин в результате раскола общества на классы.

Идейные истоки теории насилия зародились еще в эпоху рабовладения. Ее смысл научно обоснован в 19-20 веках и состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государств является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Характерные черты этой теории изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского.

Последователи договорной теории считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди сознательно передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и обеспечивать безопасность. Таким образом, сознательная деятельность стала причиной образования государства. Некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение е практике государственного строительства. Примером могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию. Союз Советских Социалистических Республик был образован также на основе договора между республиками.

Современная точка зрения на генезис государства позволяет сделать следующие выводы:

Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике, вызванного изменениями материальных условий жизни общества, необходимостью учета вклада каждого общинника в работу, распределения произведенных продуктов, организации ирригационных работ и др. Оно не навязывается извне.

Образование и развитие классов и государства идут параллельно. Не только классы вызвали появление государства, но и государство стимулировало появление классов -- слоя учетчиков, управляющих, обладавших умением организовать земледельческое производстве, передающих эти знания и должности по наследству, соблюдающих обычаи общества.

В возникновении государства сыграл роль территориальный и экологический фактор.

Процесс образования государства у различных народов идет по-разному, он знает и возвратные процессы, подвержен субъективному воздействию, в том числе и случайностям.

Понятие, признаки и функции государства.

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению наиболее значимых признаков государства. Древнегреческий философ Платон определял государство как форму организации общества, устремленную к идеалу, наилучшему общежитию людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать тождество нравственности, справедливости и духовности.

Считается, что термин «государство» вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (XVI в.).

Многие исследователи подчеркивали, что государство -- это объединение, людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, использующие право и способное применять принуждение.

Характеристикой государства является и время, так как государство существует не вечно, оно существует в пространстве и времени. Традиционно теория государства включают в понятие «государство» следующие признаки:

1. Территория - это основа государства, его физическая опора. Количество территории ограничено наличием государственных границ. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления публичной власти и одновременно означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на, то государственных властей или нарушение границ оценивается как акт агрессии.

2. Население- это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.

3. Публичная власть -- один из ведущих признаков государства. Государственная власть, выступая в роли арбитра между различными слоями и группами населения, приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Исполнение властных полномочий возложено на отдельную личность (президента или монарха) или на какой-либо орган, но они действуют от имени государства.

Для государственной власти, осуществляемой комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат, характерны: всеобщность, универсальность, общеобязательность. Устойчивость государственной власти зависит от ее легитимности: законности, ее поддержки населением, ее международное признание.

4. Право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и используется с появлением государственности. Государство издает законы, адресованные всему населению. Общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдения.

5. Правоохранительные органы - это разветвленная часть государственного аппарата и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, налоговая полиция, таможенные органы. Правоохранительные органы используются для предупреждения дисбаланса в обществе.

6. Армия. Ее цель заключается в гарантировании территориальной целостности.

7. Налогообложение также составляет один из важнейших признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества. Налоги существуют всегда. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.

8. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее полноправие в определении жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Однако эта независимость неабсолютная. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. Суверенитет ограничивается необходимостью соблюдения естественных и неотъемлемых прав человека.

Форма государства позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам.

Выделяют две основные формы территориального устройства государства -- унитарную и федеративную.

Для унитарного государства характерны следующие признаки:

- полное политическое и территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

- для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

- единая структура государственного аппарата на всей территории государства,

- единая судебная система;

- единая система законодательства для всего государства;

- одноканальная система налогов, т. е. все налоги, поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается простотой в управлении и достаточно высокой степенью централизации. Эта форма территориального устройства присуща однонациональным государствам (Финляндия, Великобритания, Греция, Турция и др.).

Федерация -- сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих неодинаковой степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки:

1) два уровня государственного аппарата: существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства; общефедеральная и субъектов федерации, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов федерации;

4) субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным критериям, имеют различное устройство, разную степень развития и т. д. Федерациями являются Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам. С учетом национальных факторов были построены такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия, а также Индия. Такого рода федерации относятся к непрочным.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Но чаще оба признака комбинируются. Например, Бельгия, образованная как федерация в 1993 г, в качестве основы федерации использовала национально-территориальный признак. Этот же признак использован в современной России, которая имеет в своем составе, как национально-государственные образования, так и территориальные субъекты.

С проблемой федерации тесно связано право выхода субъектов из состава федерации. Это право было предусмотрено в Конституции СССР, однако порядок выхода не был установлен, В настоящее время ни одно из федеративных государств мира не предусматривает этого права. Между тем попытки выхода из состава федерации предпринимались как в мирных, так и в насильственных формах. Некоторые из них увенчались успехом, например, воинственный выход из состава Пакистана и образование самостоятельного государства Бангладеш в 1973г.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется самими государствами -- членами конфедерации по взаимному соглашению. Выход из состава конфедерации упрощенный -- достаточно одностороннего волеизъявления любого государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.