на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современные учения о государстве и праве в США и Западной Европе
p align="left">Основные работы: "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), "Теория правовой науки", "Философия права".

Философская почва представлений Шталимкера о праве - некантианство. Приверженцы этого направления в философии полагали, что предмет познания тождественен понятию о предмете, а собственно бытие есть совокупность чисто понятийных отношений.

Цель философствования - творческая работа по созданию интеллектуальных объектов всякого рода и вместе с тем анализ такой работы. Предмет познания конструируется человеческим мышлением. Чистое познание на основе логических законов, в соответствии со своей внутренней природой конструирует мир нашего познания. Сознание оказывается первичным по отношению к бытию.

На основе подобной трактовки познания выделялись науки о природе и о духе или культуре. Явления природы, человеческое сознание упорядочивает и конструирует с помощь мыслительной формы причинности. Природа предстает как совокупность причин и следствий. Напротив, мир человеческих поступков, общество есть проявление, реализация человеческих воль ("хотений"), охватываемых с помощью категории цели. В результате общество представляет собой совокупность целей и средств.

Таким образом, науки о природе оперируют с помощью закона причинности, а науки о духе - с помощью закона целесообразности. Отсюда социальные явления, в том числе политика, государство и право, согласно его теории не подчиняются закону причинности, а охватываются категорией цели как свойства человеческого сознания и воли.

Поэтому он критикует монархизм, считающий причинно обусловленную замену капитализма социализмом и поясняет, что социализм не причинно обусловленное явление, а относиться к области целеполагания (поскольку закон причинности не применим к общественным явлениям).

Р. Штаммлер выдвинул прямо противоположное марксизму утверждение о соотношении права и экономики, отвергал краеугольный марксистский тезис о первичности экономики и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. Он утверждал тезис о первичности права по отношению экономике, обществу, государству.

Фундамент государства он усматривает не в совокупности производственных отношений, экономическом базисе общества, а в праве. Право есть теологическое и первоначало общественной жизни. Так, производство на различных стадиях изучению не поддается. Изучению поддается право, т.к. хозяйственная деятельность упорядочивается правом. Отсюда право и есть история развития человечества.

Несколько уложенным и расплывчатым выглядит общее понятие права, предлагаемое Штаммлером: "ненарушимое самовластное регулирование социальной жизни людей". Практически тут имеется в виду: во-первых, ограничить "правовое" как "самовластное воление" от норм нравственности; во-вторых, размежевать "право" и "произвол"; в-третьих, выделить в качестве решающей особенности права его "ненарушимость", под коей надо понимать стремление предписывающего норму самому быть связанной ею.

Наряду с понятием права, Р. Штаммлер выделил идею права, служащую масштабом справедливости, правильности права. Идея права означает, что людям в их совместной деятельности, регулируемой правом свойственно справедливое "хотение", т.е. особое "правовое хотение" под углом зрения единства в рассматривании целей, безусловно одинакового способа оценки их содержания.

Применительно к общению людей идея права дает социальный идеал. Р. Штаммлер видел в социальном идеале регулятивной, упорядоточивающий принцип единства всех целей и формулировал его как "общение свободно хотящих людей".

Идеи равенства, социальный идеал в теории Р. Штаммлера является лишь критерием оценки действующего права, и в этом качестве играли роль естественного права.

Право всегда было и остается несовершенным и изменчивым. Но в рамках этого исторически несовершенного права выделяется правильное право, т.е. такое, какое ориентируется на справедливость, на идею права, как на конечную цель. Это право и выступает как "естественное право с изменяющимся содержанием" Оно представляет собой не какое-либо конкретное право, а лишь "единый формальный метод суждения о праве". Исходя из этого, идеал права, социальный идеал, согласно теории Штаммлера, лишен исторической конкретности и содержательности и не является каким -либо действительным состоянием эмпирического права.

Вывод: По мнению ведущих идеологов социал-демократии, выработанная Штаммлера концепция этического социализма ближе всего к актуальным в настоящее время проблемам гуманизации политико-правовых институтов.

4. Теория элит, бюрократии и технократии

а) Теории элит и бюрократии

Ее основателями были итальянские политики Г. Моска (1856 -1941) и В. Парето (1848-1923).

Согласно данной теории политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подавляющего большинства (народ). Первые всегда малочисленны, монополизируют политическую власть, осуществляют политические функции и на этой основе становятся правящем классом. Они живут за счет управляемого класса, который составляет большинство населения и производит материальные средства, необходимые для политического организма.

Итальянский исследователь Гаэтено Моска родился 1 апреля 1858 г. в Палермо. Окончил факультет права местного университета, избирался в 1887-1899 гг. депутатом итальянского парламента. Одновременно он преподавал в Римском и Туринском университетах, занимал профессорскую ложность до 1933 г. 8 ноября Гаэтано Моска умер в Риме.

Моска расценивал идеи демократии, народовластия как утопию, несовместимую с законами общества и противные алчной и эгоистичной природе человека. Моска считал, что власть может быть властью от народа, для народа, но не может быть властью самого народа. "По отношению к власти, - утверждал Моска, - любое общество делиться на два класса: управляющий, политический и управляемый".

"Политический класс" берет на себя государственные функции и пользуется в связи с этим привилегиями. Однако привилегии носят сословный характер. Политический класс властвует над большинством благодаря обладанию рядом качеств, которые меняются в зависимости от времени и обстоятельств (военное могущество, богатство и др.), а также вследствие его организованности. Большинство не в состоянии противостоять этой силе и не способно объединиться для достижения своих целей.

Фактическое господство "правящего класса" осуществляется посредством весьма сложной системы, соединяющий в себя "профессиональные, бюрократические элементы" с институтами конституционализма и политического представительства. С ее помощью обеспечивается возможность своевременного обновления правящего класса, поддержание его компетентности, способности вести за собой управляемое большинство. Моска считал, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность в обществе. Всякая элита имела тенденцию превращения в замкнутую, что ведет к ее вырождению. В обществе имеются силы, способные заменить правящее меньшинство на управляемое большинство.

Моска допускал три варианта динамики политического класса: "увековечение без обновления, увековечение с обновлением и чистое обновление.

Сочетание этих вариантов с двумя формами государственного управления - автократической и либеральной - дает четыре типа государства:

o аристократический - автократический;

o аристократическо - либеральны;

o демократический - автократически;

o демократическо - либеральный.

Вывод: Идеи Моски, изложенные в его главных сочинениях "Основы политической науки", оказали заметное влияние на формирование теории элит в англо-саксонских странах, особенно в США.

Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, женатого на француженке. Получив математическое и инженерное образование, в течение ряда лет служил на железных дорогах Италии, а затем в сталелитейном концерне. В 1893 году Парето переехал в Щвецарию, где занял место профессора политической экономики Лозаинского университета. В 1912 году он закончил работу над главным трудом, четырехтомным "Трактатом по общей социологии", опубликованным в 1912 г. Пришедший к власти Мусолинни сделал в 1923 году Парето сенатором. Вильфредо Парето умер в 28 августа 1923 года в своем имении.

В. Парето ввел в политическую науку термин "элита". В своем "Трактате по общей социологии" он утверждал, что политическая жизнь есть борьба и сила, циркуляция элит. В обществе всегда правит элита. Возникновение и существование господствующей элиты В Парето объяснял главным образом психологическими свойствами людей. В основе лежат психологические, иррациональные, побудительные начала, так называемые "остатки" - стремления, инстинкты.

В. Парето выделял шесть видов "остатков":

1) инстинкт общительности (для политика - это прежде всего потребность в признании со стороны руководимых им организации, партии, государства);

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.