на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Специфика реализации полномочий органов управления ВУЗа
азработка предложений по распределению денежных средств, выделяемых на учебные расходы, и контроль за их экономным использованием.

Учебно-методический отдел совместно с кафедрами, командованием учебных подразделений слушателей и курсантов под руководством начальника высшего военно-учебного заведения, осуществляет планирование учебного процесса. Им, а также кафедрами и учебными подразделениями разрабатываются и ведутся документы по планированию учебного процесса и учету его результатов (см. приложение № 1).

В высшем военно-учебном заведении кроме документов указанных в приложении № 1, разрабатываются документы по организации и учету учебной, методической и научной работы. Формы этих документов устанавливаются вузом с учетом требовании нормативно-правовых актов Пограничной службы России.

Для решения задач научного обеспечения образовательной деятельности, а также решения актуальных научных проблем (по профилю вуза), связанных с развитием теории и практики охраны государственной границы, эксплуатацией и боевым применением образцов вооружения и военной техники, а также совершенствованием профессионального образования и повышением качества подготовки переменного состава создаются научные подразделения (научно-исследовательские отделы и научно-исследовательские лаборатории, научно-вычислительные центры, научные группы и другие подразделения). Так в Московском военном институте для реализации данных целей сформирован научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел. Отличительная особенность данного подразделения заключается в том, что он сочетает в себе функции сразу двух отделов. Это, скорее всего, объясняется незначительными масштабами как научной, так и издательской деятельности.

Кроме того, в институте действует лаборатория профессионально-психологического отбора. Формирование подразделений слушателей и курсантов проводится с учетом рекомендаций этой лаборатории.

Подразделениями слушателей и курсантов являются: факультет (курсы и учебные группы в составе факультета), факультет заочного обучения, дивизион (учебная застава в составе дивизиона). В подразделениях организуется и проводится воспитательная работа со слушателями и курсантами и учебная работа по отдельным общевоенным дисциплинам, в том числе по общевоинским уставам и строевой подготовке.

Для обучения иностранных военнослужащих в качестве учебных подразделений могут создаваться спецфакультеты и спецотделения. Однако, как показывает практика работы МВИ в этом направлении, необходимости в формировании специальных подразделений для иностранного элемента пока не существует, в силу его малочисленности. А так же еще и потому, что пока иностранные военнослужащие - это представители стран, ранее входивших в состав СССР, следовательно от преподавателей не требуется специальных языковых знаний и проявления иных подходов в ходе учебного процесса.

Подразделениями дополнительного профессионального образования являются факультеты (курсы, центры, классы) профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных кадров и гражданского персонала Пограничной службы, военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, реализующие дополнительные образовательные программы. Программы профессиональной переподготовки обеспечивают получение обучаемыми дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в рамках ранее полученной специальности или освоение ими новых видов вооружения и военной техники. Программы повышения квалификации обеспечивают обновление и повышение уровня теоретических знаний и практических навыков военных кадров и гражданского персонала в соответствии с постоянно повышающимися требованиями по профессиональной подготовке кадров.

В подразделениях дополнительного профессионального образования может осуществляться профессиональная переподготовка и повышение квалификации по профилю вуза должностных лиц исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением задач охраны государственной границы. Организация подготовки данной категории лиц определяется решением директора Пограничной службы Российской Федерации.

Последними структурными элементами предусмотренными Инструкцией являются подразделения послевузовского профессионального образования (докторантура, адъюнктура), которые являются составными частями системы непрерывного военного образования и предназначаются для подготовки научно-педагогических кадров.

В структуре Московского военного института действует адъюнктура, готовящая специалистов по двум специальностям: юриспруденция и история. В соответствии с положением об адъюнктуре обучение ведется как по очной, так и по заочной форме. Особенностью функционирования данного подразделения является то, что обучение может быть платным и бесплатным. Причем правом бесплатного обучения в адъюнктуре могут пользоваться только военнослужащие Пограничной службы Российской Федерации, обучение же остальных категорий граждан осуществляется на платной основе. Средства, полученные от данной деятельности также являются собственностью института и расходуются по его усмотрению.

Продолжая рассмотрение вопроса о компетенции органов управления военными вузами хотелось бы отметить что любой орган это в первую очередь люди (личный состав), которые выполняют задачи стоящие перед ним.

Инструкция определяет, что порядок комплектования должностей постоянного и переменного состава устанавливается законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Пограничной службы Российской Федерации.

К постоянному составу высших военно-учебных заведении относятся: руководящий, профессорско-преподавательский, научный, инженерно-технический, административно-хозяйственный состав; командиры подразделений слушателей и курсантов; производственный и учебно-вспомогательный персонал, а также военнослужащие и гражданский персонал воинских частей (подразделений), учреждений и организаций обеспечения.

Права и обязанности должностных лиц постоянного состава определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пограничной службы Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения.

Должностные обязанности начальников высших военно-учебных заведений утверждает заместитель директора Пограничной службы России, курирующий вопросы подготовки и воспитания. Должностные обязанности заместителей начальника высшего военно-учебного заведения утверждаются начальником вуза.

Постоянный состав высшего военно-учебного заведения имеет право на обеспечение своей профессиональной деятельности, участие в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, воспитательной, методической, научной работы и других направлений деятельности высшего военно-учебного заведения.

Постоянный состав высшего военно-учебного заведения обязан в полном объеме выполнять должностные обязанности, обеспечивать эффективность учебного процесса и высокое качество подготовки офицеров.

Назначение на должности постоянного состава вуза производится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Пограничной службы России.

Должности профессорско-преподавательского и научного состава высших военно-учебных заведений комплектуются на конкурсной основе офицерами и гражданским персоналом, имеющим высшее профессиональное образование, опыт служебной или научно-педагогической деятельности, а также, как правило, ученые степени (ученые звания).

Профессорско-преподавательский состав из числа военнослужащих при проведении ими занятий являются прямыми начальниками по отношению к слушателям и курсантам. Данное положение основано на требованиях общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Освобождение профессорско-преподавателъского состава из числа военнослужащих от занимаемых должностей в связи с перемещением по службе или с проведением организационно-штатных мероприятий производится, как правило, после окончания учебного года.

Указания профессорско-преподавательского состава из числа гражданского персонала во время проведения занятий являются для курсантов и слушателей обязательными для исполнения.

Профессорско-преподавательский состав имеет право:

в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего военно-учебного заведения, (совет факультета) и другие коллегиальные органы управления;

участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего военно-учебного заведения;

пользоваться учебной, материальной, технической базой высшего военно-учебного заведения, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений вуза установленным порядком;

предлагать и реализовывать наиболее эффективные программы и тематические планы обучения;

выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечаюшие их индивидуальным способностям и обеспечивающие высокое качество усвоения слушателями и курсантами учебного материала, развитие их самостоятельности, творчества и инициативы;

использовать не менее одного рабочего дня в неделю для творческой деятельности по личному плану, утвержденному начальником кафедры.

Профессорско-преподавательский состав обязан:

вести на высоком профессиональном уровне учебную и методическую работу по своей специальности, обеспечивать эффективное и полное выполнение учебных планов и программ;

формировать у слушателей и курсантов необходимые военно-профессиональные качества, осуществлять их всестороннее воспитание и развивать у них самостоятельность, инициативность и творческие способности, проявлять заботу об их культурном и творческом росте;

быть для слушателей и курсантов образцом безупречного выполнения служебного долга, дисциплинированности, высокой культуры и нравственности;

вести научную работу, участвовать во внедрении ее результатов, руководить научной работой слушателей и курсантов;

постоянно повышать свой научно-теоретический уровень, педагогическую и военно-профессиональную квалификацию, изучать и активно использовать в учебной и научной работе опыт служебно-боевой и оперативной деятельности, подготовки войск, передовой педагогический опыт других высших военно-учебных заведений;

участвовать в развитии и совершенствовании учебно-материальной базы.

Командиры подразделений слушателей и курсантов являются прямыми начальниками слушателей и курсантов. Они отвечают за воспитание, состояние воинской дисциплины и учебной работы слушателей и курсантов, знание и строгое выполнение ими требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержание образцового внутреннего порядка в подразделениях, точное выполнение распорядка дня, сохранность и состояние вооружения, военной техники и имущества, числящихся в подразделении.

Должности командиров подразделений слушателей и курсантов комплектуются военнослужащими с высшим профессиональным образованием, как правило, по профилю данного высшего военно-учебного заведения, имевшими опыт службы в войсках и органах Пограничной службы и положительную аттестацию.

К сожалению проблемы кадровой комплектации пограничных войск заставляют командование военных вузов пренебрегать подобными предписаниями. Участились случаи назначения на должности командиров подразделений либо офицеров не имеющих высшего профессионального образования, либо офицеров без опыта службы в войсках. Естественно все это не может ни сказаться на качестве воспитания и общей подготовленности курсантов и слушателей.

Командиры подразделений слушателей и курсантов обязаны:

организовать жизнь и быт слушателей и курсантов, проводить индивидуальную работу по их всестороннему воспитанию, формированию у них профессиональных и нравственных качеств, совершенствованию физической подготовленности, строевой выправки и подтянутости, навыков обучения и воспитания подчиненных;

осуществлять во взаимодействии с преподавательским составом постоянный контроль за ходом учебной работы слушателей и курсантов, готовить по заявкам кафедр материальное обеспечение занятий, организовывать и обеспечивать их самостоятельную работу;

лично проводить занятия со слушателями и курсантами по общевоенным дисциплинам, участвовать в проведении руководящим и профессорско-преподавательским составом учений и занятий по тактической (тактико-специальной), инженерной, огневой и физической подготовке, в организации и руководстве войсковой стажировкой и практикой;

принимать участие в работе по военно-профессиональной ориентации молодежи и комплектованию высшего военно-учебного заведения слушателями и курсантами.

Таким образом, на основе всего выше указанного можно сделать вывод о том, что в соответствии с классификацией приводимой профессором А. Тихоновым, Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации являет собой административную модель управления. Хотя она и характеризуется сочетанием других моделей (коллегиальной, рыночной), но доминирующую роль в ней все же имеют признаки административной: финансирование образования из государственного бюджета; существование таких управленческих функций, как функция контроля за расходованием государственных средств, их эффективного использования; существование жестких управленческих структуры и бюрократической администрация; отчужденность академической общественности вуза от финансовых механизмов.

Преобладание финансирования из государственных источников способствовало усилению центральной администрации университета, которая обычно при этой модели управления имеет решающий голос при распределении финансовых ресурсов внутри университета.

При таком характере управления университетом руководители факультетов и кафедр практически не занимаются финансовыми вопросами; их деятельность концентрируется собственно на процессах обучения и исследования, что положительно с точки зрения самого учебного процесса. См.: Тихонов А.Н. Управление современным образованием. - С. 201.

Любое проявление самостоятельности при принятии решений руководителями подразделений военных вузов фактически зависит, а потому часто ограничивается деятельностью командования или непосредственно начальника.

Актуальным и в то же время не решенным остается вопрос о порядке распределения внебюджетных средств полученных от платной образовательной деятельности. Их использованием на сегодняшний день занимается финансовый отдел под непосредственным контролем начальника вуза.

Развитие рыночных отношений сопровождается тем, что сужается коллегиальная демократия высшего военно-учебного заведения.Г. Нив отмечает как этот процесс, так и то, что он называет "гетерогенностью" (разнородностью, неоднородностью) в механизмах осуществления автономии университетами Nеаvе G. Оn рrераring fоr МаrКеТs: Тrеnds in highеr еduсаТiоn in WеsТеrn Еurоре, 1988-1990. / Еurореаn Jоurnаl оf ЕduсаТiоn, 1990, 25(2), р. 195-222/. Bсе чаще в управлении вузами обходятся коллегиальные органы при принятии решений. Деятельность высших учебных заведений по преимуществу определяется финансовыми возможностями и ограничениями.

Чтобы выстоять в условиях конкуренции, университет меняет принципы формирования состава сотрудников: увеличивает прием в штат исследователей, перспективных в коммерческом плане, активнее заключает договоры с совместителями и т.п. Научная и педагогическая ценность работы часто затмевается успехом в сбережении средств.

Можно согласиться с мнение профессора А. Тихонова о том, что деятельность вузов (в том числе и военных) в условиях бюджетных трудностей будет все больше ориентироваться на поощрение развития рыночных механизмов в работе. Традиционные структуры и способы деятельности вузов оказываются слишком тяжеловесными и громоздкими, чтобы быть эффективными в современном мире. Эффективность все чаще анализируется в рыночных терминах.

Это приводит к радикальным трансформациям традиционной структуры высшей школы, которая раньше была изолирована от действия рыночных сил, а также взаимосвязям, существующим в ней.

Выводы по главе

Таким образом, развитие рыночных отношений в сфере образования существенно влияет на характер управления и структуры образовательных учреждением, что наиболее четко проявляется на уровне высшего образования.

Развитие высших военно-учебных заведений на базе административной и рыночной модели управления в настоящее время характеризуется следующими особенностями:

изменение роли командования вузов в управлении учреждением, характеризующееся возрастающей самостоятельностью при решении значительной части как учебно-воспитательных, так и административно-хозяйственных вопросов;

развитие под эгидой вузов (в том числе и военных) самостоятельных организационных структур;

предпочтительное финансирование прикладных курсов, исследований и разработок как непосредственно приносящих доход;

сужение коллегиальной демократии в управлении университетом, ее замещение демократией рынка;

Совершенствование управления и структуры высших военно-учебных заведений в условиях развития рыночных отношений, т.е. на базе рыночной модели, предполагает:

обеспечение центральной администрацией соответствия стратегии развития деятельности подразделений с целью получения дополнительных источников финансирования стратегическим задачам и целям университета;

содействие развитию новых организационных структур, действующих относительно самостоятельно в общей системе вуза и способствующих расширению спектра и увеличению объема производства образовательных продуктов и услуг подразделениями вуза;

поддержание уровня фундаментальности образования и научных исследований;

возрождение принципа коллегиальности в решении не только учебно-воспитательных, но и административно-хозяйственных задач и его сочетание с принципами единоначалия и субординации, как основных принципов управления военными вузами;

реализацию в высших военно-учебных заведениях прав на интеллектуальную собственность путем патентования и лицензирования результатов деятельности, защиту прав на эти результаты и их реализацию в условиях рынка;

усиление роли професорско-преподавательского состава в деятельности военного вуза.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.