на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Сроки в избирательном процессе

Сроки в избирательном процессе

3

Оглавление

  • Введение 3
  • Глава 1. Избирательный процесс: понятие и основные стадии 6
  • Глава 2. Сроки на разных стадиях избирательного процесса 9
    • 2.1. Понятие сроков в избирательном процессе 9
    • 2.2. Сроки назначения выборов и референдума 10
    • 2.3. Сроки образования избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей 15
    • 2.4. Сроки выдвижения и регистрации кандидатов 25
    • 2.5. Сроки предвыборной агитации 39
    • 2.6. Голосование на выборах 46
    • 2.7. Сроки установления итогов голосования, результатов выборов и их опубликование 50
  • Глава 3. Последствия несоблюдения сроков в избирательном процессе 57
  • Заключение 62
  • Библиография 63
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
Введение

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Конституция Российской Федерации содержит основополагающие положе-ния, относящиеся к организации и проведению выборов и име-ющие высшую юридическую силу, прямое действие и приме-нение на всей территории страны.

Основой законодательной базы является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, в котором заложены стандарты про-ведения всех выборов и референдумов в Российской Федерации. Кроме того, каждые выборы были обеспечены конкретными законами, соответствующими виду и уровню выборов.

В Республике Хакасия это Закон «О выбо-рах Председателя Правительства Республики Хакасия» и Закон Республики Хакасия «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия третьего созыва» и иные законы.

Федеральные избирательные кампании проходили по «специальным» федеральным законам - «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».

Нормы, обеспечивающие избирательные права граждан Российской Федерации, появляются и совершенствуются в законодательных актах, относящихся к таким отраслям права, как административное, гражданско-процессуальное.

Новые законы являются достаточной правовой базой для проведения выборов. Избирательные правила и процедуры, закрепленные в законодательстве, позволяют проводить выборы различного уровня в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами.

Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов, предопределяют последовательность их совершения. Несоблюдение сроков избирательных действий может деформировать весь процесс выборов, послужить причиной недействительности их результатов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно подробно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую связывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками).

Все вышеизложенное позволяет говорить об актуальности выбранной темы дипломной работы.

Изучение обобщений судебной практики, публикаций в средствах массовой информации и научных трудов по юриспруденции позволяет выявить наиболее уязвимые места избирательного процесса и его временного регулирования.

Целью нашей работы является: анализ и исследование сроков в избирательном процессе, при этом мы ставили следующие задачи:

Рассмотреть сущность избирательного процесса, его понятие и основные стадии;

Охарактеризовать правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации;

Дать понятие сроков в избирательном процессе;

Дать характеристику сроков на разных стадиях избирательного процесса;

Рассмотреть последствие несоблюдения сроков в избирательном процессе.

Объектом нашего исследования являются избирательные правоотношения, а предметом: сроки в избирательном процессе.

Методом исследования является: анализ норм действующего законодательства защиты избирательных прав в суде.

Глава 1. Избирательный процесс: понятие и основные стадии

После принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации избирательное законодательство динамично развивается, что свидетельствует о растущем значении выборов как для государства, так и для общества. Развитие избирательного законодательства происходило в нескольких направлениях: увеличилось общее количество законодательных актов о выборах, существенно расширился объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов, изменилась структура правового регулирования Алехичева Л.Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального законодательства // "Журнал российского права". N 9. 1999

. Если на федеральном уровне избирательное законодательство представлено Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", то на уровне субъектов Федерации приняты отдельные законы о выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Так, например, в Республике Хакасия приняты следующие нормативно - правовые акты:

Закон РХ от 31. 05. 2002 № 24 «О местном референдуме в РХ»

Закон РХ от 05. 09. 2000 № 123 «О выборах председателя Правительства РХ»

Закон РХ от 18.11. 1998 № 46 «О выборах главы администрации муниципального образования, главы муниципальных образований РХ»

Закон РХ от 18. 11. 1998 № 45 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в РХ»

Закон РХ от 1 июля 2003 года N 43 «О выборах депутатов Верховного Совета РХ» // Хакасия от 05.08.2003 № 156.

Термин "избирательный процесс" не является синонимом для обозначения становления или формирования новой само-стоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства. Процессуальная (через систему судов общей юрисдикции) и процедурная (через систему избирательных ко-миссий) формы реализации и защиты избирательных прав граж-дан выражают различные (правоприменительный и правоох-ранительный) аспекты избирательного процесса в целом. Через процедурную форму осуществляется деятельность избиратель-ных комиссий и выполняется основной объем избирательных действий, составляющих содержание избирательной кампании, тогда как через процессуальную форму в собственном значе-нии этого понятия осуществляется деятельность судов по за-щите избирательных прав граждан и, шире, -- основ консти-туционного строя.

Избирательный про-цесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных изби-рательных процедур и избирательных действий. Стадии изби-рательного процесса -- это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избра-нии выборного должностного лица.

Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то госу-дарственным органом, органом местного самоуправления, дол-жностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса)1; 2) об-разование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная аги-тация; 5) голосование и определение итогов голосования, ре-зультатов выборов и их опубликование. При этом факультатив-ными стадиями являются: проведение в предусмотренных за-коном случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов.

Избирательный процесс и избирательные правоотно-шения -- взаимозависимые категории, которые выступают как две стороны единого по своему содержанию и смыслу меха-низма воспроизводства власти через политическое волеизъяв-ление граждан, выраженное путем голосования на свободных и демократических выборах. Избирательный процесс -- суще-ственная часть политической деятельности общества и таких его институтов, как общественно-политические движения и политические партии. Избирательные правоотношения -- юри-дическая система, через которую регламентируется деятель-ность индивидуальных и коллективных участников избиратель-ного процесса, связанная с формированием выборных инсти-тутов государственной власти и местного самоуправления.11 Веденеев Ю. А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения// Государство и право. 1999. № 5. С. 27 - 35. Пер-вое относится к фактической стороне организации публичной власти, второе связано с ее правовыми определениями, включающими в себя четыре основные юридические характери-стики: субъект и объект избирательных правоотношений, их содержание и структура. В системе избирательных правоотно-шений проявляется все разнообразие избирательных действий и процедур, выраженных в форме прав и обязанностей, пол-номочий и ответственности участников избирательного процесса.

Глава 2. Сроки на разных стадиях избирательного процесса

2.1. Понятие сроков в избирательном процессе

Факт осуществления избирательных прав и обязанностей во времени вызывает необходимость закрепления моментов их возникновения, изменения или прекращения в общем течении времени для обеспечения определенности и стабильности избирательных правоотношений. С этой целью используется категория сроков.

По мнению Гришаева, срок - это отрезок времени, который включает в себя три элемента: начало, течение, конец. Гражданское право: Учебник / Под ред. С. П. Гришаева. - М. : Юристъ, 1998. - С. 82. Частным случаем срока является момент, т. е. такой отрезок времени, в котором начало, течение и конец слиты воедино. Начало и конец сроков устанавливаются людьми, т. е. носят волевой характер, течение же срока подчиняется объективному, не зависящему от воли человека закону течения времени. Такая двойственная природа юридических сроков позволяет сделать вывод, что они представляют собой самостоятельную категорию юридических фактов.

Время избирательных действий (сроки выполнения избирательных и процедур в рамках стадий избирательного процесса избирательных кампаний) - это одновременно и политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение.

С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ограничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса.

Большинство законов о выборах содержат достаточно много сроков, закрепляющих различные детали избирательного процесса. Кроме того, законы не всегда излагают вопросы в хронологическом порядке. Напротив, они строятся по принципу поочередного освещения аспектов. И еще, законы обычно закрепляют сроки, определяя число дней до дня выборов, оставляя читателю определять реальные даты по каждым конкретным выборам.

Закон - это не единственный источник, откуда можно получить информацию о сроках. Часто инструкции, принимаемые избирательными комиссиями субъектов Федерации, указывают конкретные даты и сроки. Инструкции избирательных комиссий могут также в административном порядке устанавливать сроки выдвижения, сбора подписей и проведения предвыборной агитации.

Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. (Приложения 2, 4)

Избирательный календарь фактически и юридически регламентирует сроки осуществления отдельных избирательных действий или процедур на той или иной стадии избирательного процесса Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник /Под ред. А. В. Иванченко. - М.:Издательство НОРМА, 1999. С. 263..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.