на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Статус Европейского парламента
p align="left">Вторая наиболее распространенная форма контроля за деятельностью Комиссии и Совета -- это устные и письменные вопросы. Активность парламентариев в этом отношении довольно высока. Достаточно сказать, что в 1998 г. было задано 5573 парламентских вопроса, из которых 4014 составили письменные вопросы. Они включали 3737 вопросов, заданных Комиссии, и 377 вопросов, адресованных Совету. Кроме того, за тот же период было рассмотрено на пленарных заседаниях 204 устных вопроса, сопровождавшихся обсуждением. Из них 125 вопросов было задано Комиссии и 79 адресовано Совету. Наконец, 1255 вопросов было задано в ходе так называемого часа вопросов и ответов, который проводится еженедельно Европейским парламентом по образцу аналогичных процедур, принятых в национальных парламентских учреждениях. Всего было задано в ходе заседаний, посвященных часу вопросов и ответов, 788 вопросов Комиссии и 467 -- Совету. Определенному расширению контрольных полномочий Парламента должно содействовать такое нововведение, предусмотренное Договором о Европейском Союзе, как создание временных комиссий по расследованию. Подобного рода комиссии создаются по требованию не менее чем четверти депутатов. Они имеют своим назначением проведение конкретного расследования в связи с обвинениями, выдвинутыми в адрес тех или иных институтов или органов, в совершении правонарушений или недобросовестном управлении в том, что касается применения права Сообществ. Не подлежит учреждению комиссия по расследованию, если ее создание представляет собой покушение на прерогативы Суда ЕС, рассматривающего данный спор. В решении о создании комиссии по расследованию может быть указан конкретный срок функционирования. Если срок деятельности не указан, то по общему правилу комиссия прекращает свою деятельность после представления доклада по рассматриваемому им делу. Прямых указаний на то, какие последствия может иметь признание нарушения со стороны Комиссии, учредительные договоры не содержат.

К числу контрольных полномочий следует отнести также институт парламентской ответственности правительства, применяемый в Европейском Союзе. Механизм института ответственности описан выше в главе, посвященной Европейской Комиссии. Отметим только, что возможности Европейского парламента и в этой области заметно ограничены. Во всяком случае, как постановка вопроса о доверии Комиссии, так и тем более процедура голосования сконструированы таким образом, что делают весьма затруднительным вынесение резолюции порицания. Очевидно, только совершение скандальных по своему характеру правонарушений или упущений, повлекших за собой нарушение принципа добропорядочного управления, может вызвать к жизни использование этого института. Это подтверждается, в частности, событиями марта 1999г., когда выдвинутые СМИ обвинения в финансовых злоупотреблениях и плохом управлении заставили Комиссию под угрозой выражения недоверия, не дожидаясь формального голосования по резолюции порицания, коллективно подать в отставку.

Характеризуя контрольные полномочия Европейского парламента, следует обратить внимание еще на два существенных нововведения, предусмотренные учредительными актами. Это, во-первых, признанное в законе право на подачу индивидуальных или коллективных петиций, подлежащих обязательному рассмотрению Европейским парламентом при условии, что эта петиция касается вопросов, относящихся к ведению Сообществ, а равно, что обжалуемые действия или решения затрагивают интересы заявителя лично.

Во-вторых, введение института омбудсмена. Его учреждение предусмотрено ст. 138-Е (н.н. ст. 195) Договора о ЕС. Омбудсмен назначается Европейским парламентом на срок его полномочий каждый раз после очередных выборов. Возможно также повторное назначение одного и того же лица. Омбудсмен покидает свой пост либо по истечении срока полномочии либо по собственной просьбе об отставке, либо ex officio по решению Суда ЕС, принятому на основе представления Европейского парламента. Оно выносится, если омбудсмен более соответствует условиям, требуемым для исполнения его обязанностей. Омбудсмен наделен правом принимать жалобы, исходящие от граждан Европейского Союза или любого иного физического или юридического лица, находящегося под юрисдикцией государств-членов, в случае, если они обжалуют недобросовестное управление со стороны институтов и органов Сообществ, за исключением жалоб, приносимых на деятельность Суда ЕС и СПИ. Омбудсмен, по собственной инициативе или основываясь на поданных ему жалобах, проводит независимое расследование, если считает его оправданным. По результатам такого расследования составляется доклад, направляемый институтам и органам, которых касается эта жалоба. Последние должны представить в течение трех месяцев по получении доклада омбудсмена свои замечания. После этого итоговый доклад направляется Парламенту и другим заинтересованным институтам. Лицо, подавшее жалобу, информируется о результатах проведенного расследования. В целом деятельность омбудсмена обобщается в итоговом ежегодном докладе, который направляется Европейскому парламенту.

4. Внешнеполитические полномочия. Европейский парламент обладает некоторыми полномочиями в сфере осуществления внешней политики Сообществ или общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. В рамках национальных парламентов к числу полномочий в области внешних сношений относят обычно принадлежащее парламенту право ратификации международных договоров. Если последнее не носит универсального характера, оно, тем не менее, касается наиболее важных и существенных договоров, нередко перечисляемых в основном законе государства, или договоров, вносящих изменение в действующее законодательство, а равно накладывающих новые финансовые обязательства на государства. В ряде стран национальный парламент дает предварительное согласие на начало переговоров и подписание Международного договора.

Практически ни одним из перечисленных полномочий Европейский парламент не располагает. Эти полномочия осуществляет не парламентское учреждение, а Совет. За Европейским парламентом сохраняется право на получение информации, в частности, о принимаемых мерах по проведению международных переговоров, подготовке и заключению международных соглашений. В отдельных случаях решению Совета о заключении международного договора должно предшествовать получение консультативного заключения со сторон Европейского парламента. Можно отметить как позитивную тенденцию тот факт, что круг международных соглашений, по которым запрашивается консультативное заключение Парламента, расширяется все больше и больше. Наконец, особо следует подчеркнуть, что в отдельных случаях вступление соглашения в силу зависит от одобрения Европейского парламента, которое дается на основе процедуры принятия положительного совпадающего заключения. Применение такой процедуры, с одной стороны, открывает Парламенту возможность сказать решающее слово в том, что касается одобрения или неодобрения выработанного международного соглашения с третьими государствами или международными организациями, и, с другой стороны, исключает возможность внесения каких бы то ни было поправок и проведение длительных дебатов. При применении процедуры совпадающего позитивного заключения Парламент может проголосовать только "за" или "против" одобрения соответствующего соглашения [10 с. 110].

На практике Европейский парламент участвует в осуществлении внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций, складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных заседаниях. Так, в ходе парламентской сессии 1998 г. на пленуме Парламента обсуждались такие вопросы, как проведение общеевропейской конференции, ориентация переговоров о заключении новых соглашений о сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, относительно политики безопасности и обороны и осуществления общей внешней политики и политики безопасности в 1997 г. Парламентарии рассматривали также ситуацию в бывшей Югославии, обсуждали вопрос о мирном процессе на Ближнем Востоке, о положении в Ираке, о положении в Алжире, о взаимоотношениях с Соединенными Штатами и Россией, а равно со странами Латинской Америки. Вполне естественно, что рассмотрение всех этих вопросов не входит непосредственно в компетенцию Европейского парламента, или, говоря точнее, Европейский парламент не наделен правом принятия обязательных решений по данному кругу вопросов. Их обсуждение в стенах Европейского парламента скорее должно отразить определенные настроения и подходы различных политических сил в странах европейского союза. Как правило, эти вопросы ставятся на обсуждение по инициативе отдельных депутатов, парламентское групп или парламентских комиссий. Рассмотрение такого рода вопросов обычно завершается принятием деклараций, которые не порождают прямых юридических последствий.

Можно обратить также внимание на то, что Европейский парламент поддерживает активные и многосторонние связи с национальными парламентами, как государств-членов, так и третьих государств.

В распоряжении Европейского парламента находятся многочисленные технические службы и служба переводов, которые объединяются секретариатом Европейского парламента. По состоянию на конец 1998г. на штатных должностях в этих службах было занято 3489 человек на постоянной основе и 603 служащих были заняты по контракту на временной основе. Размещаются службы секретариата в г. Люксембурге, и соответственно при проведении сессии или заседаний комитетов в Страсбурге и Брюсселе многочисленные досье, а нередко и архивы перемещаются из одного центра в другой.

3. Внутренняя структура и порядок работы парламента

Европейский парламент обладает однопалатной структурой. Пожалуй, главная особенность его внутреннего построения связана практически с особенностями функционирования Парламента. Европейский парламент работает на постоянной основе. Ежегодно утверждается депутатами программа его работы. Основную массу времени депутаты проводят, однако, не на пленарных заседаниях, а на заседаниях комитетов. Ежемесячно пленарные заседания занимают одну неделю, в то время как для заседаний комитетов отводится не менее двух недель в месяц.

Структура и порядок функционирования Парламента регулируются, прежде всего, его Внутренним регламентом. Работой Парламента руководит его Председатель, который избирается на половину срока самой легислатуры, то есть на период в два с половиной года. Председатель руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции, участвует наряду с Председателем Комиссии и лицом, осуществляющим председательствование в Совете, в представительстве Сообществ и Союза. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя Бюро Парламента: Вопросами определения повестки дня и организации прений в ходе заседаний Парламента ведает конференция председателей, включающая, в частности, председателей парламентских политических групп (фракций) и председателей парламентских комиссий [9. с. 12].

Исключительно важную роль в работе Парламента играют комиссии. Они создаются либо на постоянной, либо на временной основе. Это могут быть комиссии общего и специализированного характера. Численный состав этих комиссий весьма разнообразен. Члены комиссий избираются на основе предложений и обычно пропорционально численности политических групп. Одновременно принимаются во внимание факторы географического порядка. Амстердамский договор официализировал создание временных следственных комиссий, которые были образованы несколько раньше на основе совместного постановления Парламента, Совета и Комиссии, принятого 6 марта 1995 г.

Маастрихтский договор 1992 г. ввел в Договор о ЕС новую статью 138-А, которая подтверждает формирование в Парламенте политических групп (фракций), создававших не на основе национальной или национально-территориальной принадлежности, а на основе совместных политических интересов. Договор подчеркивает, что политические партии, создаваемые на европейском уровне, являются важным фактором интеграции внутри Союза. Порядок формирования парламентских политических групп определяется ст. 29 внутреннего Регламента, которая, в частности, устанавливает прямую зависимость обретения статуса политической группы от транснационального характера группы. Чем большее число стран представлено в составе данной политической группы, тем ниже порог численности, необходимой для ее учреждения. По состоянию на 31 декабря 1999 г., то есть после июньских выборов 1999 г., в составе Европейского парламента насчитывалось 8 политических групп. К их числу принадлежат: группа Европейской народной партии -- 233 депутата; группа Партии европейских социалистов -- 180 (214); группа Европейской партии либералов, демократов и реформаторов -- 51 (42); группа "зеленых" Свободный союз за Европу -- 48 (35); Объединения конфедеративных групп единых левых и "зеленых" левых Скандинавии -- 42 (34); группа Союз за Европу наций -- 30 (15); группа за Европу демократий и разнообразия -- 16 (ранее отсутствовала); независимые (депутаты, не входящие ни в одну из групп) -- 26 (37).

Две политические партии преимущественно центристского толка -- Европейская народная партия и Партия европейских социалистов -- располагают абсолютным большинством мест в составе Европейского парламента трех последних созывов. Именно из представителей этих партий и замещаются главные руководящие должности в Европейском парламенте.

Европейский парламент работает в сессионном порядке. Ежегодно проводится одна сессия Парламента. Каждая сессия собирается, как правило, во второй вторник марта. Все очередные сессии проводятся в Страсбурге. Внеочередные сессии Парламента собираются по требованию большинства его членов, Совета или Комиссии. На заседаниях присутствует представитель Комиссии, который должен быть заслушан депутатами по его требованию. Продолжительность очередной сессии -- от одной до двух недель. Внеочередные сессии проводятся в Брюсселе, их продолжительность, как правило, не превышает двух дней. Заседания Парламента являются открытыми. Парламентские дебаты публикуются в официальном издании "Журналь офисьель". Решения принимаются Парламентом по общему правилу абсолютным большинством его членов, присутствующих на заседании. Кворум составляет не менее трети от общего списочного состава депутатов. Специальные процедуры могут быть установлены для принятия отдельных конкретных решений. Так, принятие позитивного совпадающего заключения по вопросу о расширении состава Союза требует не только квалифицированного большинства голосов, но и в качестве обязательного условия присутствие на заседании абсолютного большинства списочного состава депутатов. Заседания постоянных комитетов занимают, как правило, от одной до двух недель ежемесячно. Комитеты, создаваемые на постоянной основе, образуются в зависимости от предметов ведения. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя и генерального докладчика. Работа и решения комитетов имеют весьма существенное значение. Причем постоянные комитеты могут рассматривать как вопросы, переданные на их обсуждение в соответствии с учредительными актами и по решению руководящихся органов Парламента, так и вопросы, вносимые в повестку дня по собственной инициативе. Ни один существенно важный вопрос не должен решаться пленумом палаты без предварительного обсуждения в комитете и заслушания его доклада. Впрочем, заключение комитетов обязательным для пленума палаты не является. Заседания комитетов, проходящие обычно в Брюсселе, образуют интегральную составную часть парламентской сессии.

Большинство обычных рутинных заседаний Парламента проходит при весьма низкой активности депутатов. Нередко на этих заседаниях присутствует всего лишь несколько десятков парламентариев. Назвать зал заседаний в эти дни полупустым будет явным преувеличением. И лишь в тех случаях, когда обсуждаются наиболее важные и существенные вопросы или заслушиваются выступления руководителей Совета или Комиссии, зал, в котором заседают депутаты, равно как и галереи для публики, бывает заполнен до отказа. Впрочем, сказанное относится к заседаниям Парламента, проходившим в помещении Ассамблеи Совета Европы. Возможно, новое здание, предназначенное для Европейского парламента, введение в строй в 1999г., будет эксплуатироваться более интенсивно и рационально.

Об интенсивности работы Европейского парламента можно судить по некоторым статистическим данным за 1998г. В этом году состоялось семь очередных заседаний легислатуры: в январе, марте, мае, июле, октябре, ноябре и декабре. В ходе этих заседаний было вотировано 215 консультативных заключений, из которых 138 содержали предложения о поправках, адресованные Комиссии. Рассмотрено 38 предложений на основе процедуры сотрудничества в первом чтении. В 37 случаях предложены поправки к проекту акта. Во втором чтении внесено 24 предложения (в 18 случаях Парламент предложил изменение общей позиции, одобренной Советом). За тот же период в рамках процедуры совместного принятия решений принято 41 заключение после первого чтения, предложения о поправках утверждены в 32 случаях, 43 заключения принято по итогам второго чтения, в 22 случаях внесены поправки к общей позиции Совета и 11 решений принято при рассмотрении проекта в третьем чтении. Четыре раза обращался Парламент к голосованию по вопросу о совпадающей позитивной резолюции, причем во всех четырех случаях эти предложения были одобрены. Иные заключения Парламента, главным образом по докладу или сообщению Комиссии, были рассмотрены 135 раз. Вопросы бюджетного характера выносились на обсуждение и рассматривались 16 раз. Кроме того, Парламентом рассмотрено значительное число докладов и резолюций, предложенных депутатами или комитетами. Парламентом вотирована за тот же период 51 резолюция, главным образом в результате обсуждения заявлений других институтов или в связи с устными вопросами Совету и Комиссии, а тот же период рассмотрено 107 резолюций по срочным и особо важным вопросам, завершавшим соответствующие дебаты. Кроме того, принято 10 резолюций по иным вопросам.

Заключение

Проведя исследование на тему: «Статус Европейского парламента», сделаем выводы.

Европейский парламент чаще всего характеризуют как представительный орган Европейских сообществ и Европейского Союза. Эта формулировка основывается, прежде всего, на положениях ст. 137 Договора о ЕС. Согласно данному постановлению Европейский парламент состоит из представителей народов государств-членов, объединенных в Сообществе. Это положение существенным образом отличает институциональную структуру Сообществ и Союза от схожих структур, функционирующих в рамках международных организаций. В этих последних представительные органы в лице Генеральной ассамблеи или ей подобных органов обычно представляют собой собрание официальных представителей, делегированных государствами -- участниками международной организации. В рамках Европейских сообществ первоначально был воспринят аналогичный порядок формирования Парламентской Ассамблеи. Однако уже в 1976 г. было достигнуто соглашение о проведении прямых выборов в Ассамблею на основе применения всеобщего избирательного права. Оно оформлено решением Совета № 76/787, принятым в том же году.

Европейский парламент обладает полномочиями, которые традиционно присущи парламентским учреждениям в современных государствах. Это, во-первых, законодательные полномочия, во-вторых, вотирование бюджета и отчета о его исполнении, в-третьих, контроль за деятельностью органов управления, в-четвертых, осуществление внешнеполитических полномочий. Отличие и своеобразие в осуществлении этих полномочий Европейским парламентом связаны с его статусом, местом и ролью в общей системе институтов Сообществ и Союза. Оно обусловлено также спецификой осуществления этих полномочий, которые в значительной мере лимитированы как действующим законодательством, так и отсутствием в большинстве случаев самостоятельности в принятии решений.

Детально организация и процедура Европарламента определены Регламентом. Этот довольно объемный документ, ставший карманной книгой всех депутатов и чиновников Европарламента, детально расписывает полномочия и положение руководящих органов парламента -- председателя и бюро, постоянных и временных комиссии, проведение прении в самом парламенте и его органах, порядок принятия решений, права и обязанности депутата, правовое положение политических групп. Основными руководящими органами Европейского парламента являются председатель и бюро, включающие председателя, его 14 заместителей и квесторов (с правом совещательного голоса).

Европейский парламент обладает однопалатной структурой. Пожалуй, главная особенность его внутреннего построения связана практически с особенностями функционирования Парламента. Европейский парламент работает на постоянной основе. Ежегодно утверждается депутатами программа его работы. Основную массу времени депутаты проводят, однако, не на пленарных заседаниях, а на заседаниях комитетов. Ежемесячно пленарные заседания занимают одну неделю, в то время как для заседаний комитетов отводится не менее двух недель в месяц.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) - Минск: «Беларусь» 2004г.

2. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., Издательство «Приор» 2000. - 217с.

3. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., «Приор», 2000. - 410с.

4. Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации», М.: Юристъ. 1997 год. - 110с.

5. Бромхед П. Эволюция британской Конституции. М.: Юридическая литература, 1978. - 319с.

6. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 1997. - 217с.

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Ответственный редактор Б.А. Страшун. М., «Бек», 2000. - 98с.

8. Конституции государств европейского союза. М., «Норма», 1999. - 132с.

9. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; сост. Проф. Н.А. Михалеева. М., «Приор», 1998. - 220с

10. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах Учебное пособие. Лапшина И.Е.: Проспект, ТК Велби 2004г. - 272с.

11. Международное право: учебник / Под ред. Г.И. Тункина. - М.: Юридическая литература, 1994. - 456с.

12. Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Сост. Г.А. Лукичев, В.В. Насонкин, Т.Ю. Тихомирова. Под ред. Г.А. Лукичева.- М.: Готика. 2004.

13. Международное право. Учебник для вузов. Отв. Ред. Г.В. Игнатенко. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА, 1999. - 392с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.