p align="left">· ведение и координация деятельности Государственных научных метрологических центров (ГНМЦ), Государственной метрологической службы, Государственной службы времени и частоты (ГСВЧ), Государственной службы стандартных образцов (ГССО), Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД); · аккредитация государственных центров испытаний средств измерений; · утверждение типа средств измерения; · ведение Государственного реестра средств измерений; · аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений; · утверждение перечней средств измерений, подлежащих поверке; · установление порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений; · организация и координация деятельности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений; · организация деятельности и аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ; · планирование и организация выполнения метрологических работ. В состав ГМС входят семь государственных научных метрологических центров, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) и около 100 центров стандартизации и метрологии. Наиболее крупные среди научных центров - НПО «ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева» (ВНИИМ, Санкт-Петербург), НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, Московская область), Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (СНИИМ, Новосибирск), Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ, Екатеринбург). Научные центры являются держателями государственных эталонов, а также проводят исследования по теории измерений, принципам и методам высокоточных измерений, разработке научно-методических основ совершенствования российской системы измерений. Государственный метрологический контроль (ГМК) - это осуществляемая уполномоченным органом деятельность, направленная на обеспечение единства измерений, выявление нарушений метрологических правил и норм и их предупреждение. ГМК осуществляется с целью проверки соблюдения правил законодательной метрологии - Закона об обеспечении единства измерений, государственных стандартов, правил по метрологии и других нормативных документов. Объектами ГМК являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии. Государственный метрологический контроль включает: 1. контроль за выпуском средств измерений, методиками выполнения измерений, эталонами, состоянием, применением типовых и рабочих средств измерений и соблюдением метрологических правил и норм; 2. метрологический контроль за отчуждаемыми товарами; 3. метрологический контроль за упакованными, фасованными товарами. Сферами распространения государственного метрологического контроля являются: · здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности; · торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств; · государственные учетные операции; · обеспечение обороны государства; · геодезические и гидрометеорологические работы; · банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; · продукция, поставляемая по государственным контрактам в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1994 №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; · испытания и контроль качества продукции на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов РФ и при обязательной сертификации продукции; · обязательная сертификация продукции, работ и услуг; · измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитража, других органов государственного управления; · регистрация национальных и международных спортивных рекордов. Государственный метрологический контроль в пределах своей компетенции осуществляют государственные инспектора уполномоченного органа. Закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля: · утверждение типа средств измерений; · поверка средств измерений, в том числе эталонов; · лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор (ГМК и Н) осуществляются только в сферах, установленных законом. Поэтому разрабатываемые, производимые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации средства измерений делятся на две группы: 1. предназначенные для применения и применяемые в сферах распространения ГМК и Н. Эти средства измерений признаются годными для применения после их испытаний и утверждения типа и последующих первичной и периодической поверок; 2. не предназначенные для применения и не применяемые в сферах распространения ГМК и Н. За этими средствами измерений надзор со стороны государства (Госстандарта России) не проводится. ГМК и Н распространяются на: · здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда; торговые операции и взаимные расчеты; обеспечение обороны государства; · производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; · испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации; обязательную сертификацию продукции, услуг и т.д. ГМК и Н в сфере обеспечения обороны страны предполагает проведение поверки средств измерений, применяемых при разработке, производстве и испытаниях оружия и военной техники, а также средств измерений военного назначения при их выпуске из производства. В соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» обязательными являются требования государственных стандартов по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации. Для всех сфер измерений, предназначенных для серийного производства, целесообразно проводить испытания с целью утверждения типа. Надо также учесть, что предприятию-изготовителю практически неизвестно, где будут использоваться выпускаемые им средства измерений. В связи с чем предприятиям-изготовителям целесообразно проводить первичную поверку, если они имеют надлежащие условия. Утверждение типа - это первая составляющая государственного метрологического контроля. Утверждение типа средств измерений проводится в целях обеспечения единства измерений в стране и постановки на производство и выпуск в обращение средств измерений, соответствующих требованиям, установленным в нормативных документах. Правила ПP 50-006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения» устанавливают, что фактически разделение всех средств измерений на две группы возможно только в процессе их использования в той или иной сфере, что определяет юридическое (физическое) лицо, применяющее конкретное средство измерения. Структурная схема утверждения типа и поверки средств измерений как вида государственного метрологического контроля |
Изготовители средств измерений | | Средства измерений | | Испытания для утверждения типа | | Гос.центр испытаний средств измерений | | Утверждение типа | | Госстандарт РФ | | Средства измерений серийного производства | Средства измерений единичных экземпляров | | Первичная поверка | Периодическая поверка | | Органы ГМС Аккредитованные метрологические службы | Органы ГМС Аккредитованные метрологические службы | | |
Тот факт, что при подготовке Закона «Об обеспечении единства измерений» был максимально учтен международный и отечественный опыт, позволил российской метрологии достойно выполнять главную задачу - обеспечить защиту общества и государства от недостоверных результатов измерений. За эти годы метрологам России пришлось решать много проблем, связанных с переходом экономики страны на рыночные отношения. Остро стояла задача сохранения и восполнения эталонной базы, разработки нормативных документов, регламентирующих положения Закона, формирования адаптированной к рынку метрологической инфраструктуры, поиска дополнительных источников финансирования, сохранения научного и кадрового потенциала и т.д. Сегодня с удовлетворением можно отметить, что метрологи России успешно справились с этими задачами, но жизнь и изменяющееся законодательство ставят новые. Ежегодно осваиваются новые виды измерений, для того, чтобы иметь возможность выполнять все метрологические работы «под ключ». Большое внимание уделяется автоматизации процессов поверки, организации поверок средств измерений в местах их эксплуатации. За последние два года были автоматизированы поверка счетчиков газа, концевых мер длины, эталонов массы и вибро-акустических средств измерений. Появились: аэродинамическая труба для поверки средств измерений скорости воздушного потока, установка для поверки счетчиков горячей и холодной воды, установка для испытания счетчиков воды на износоустойчивость и герметичность, силоизмерительная установка. Для поверки средств измерений на местах сегодня работают передвижная лаборатория для поверки трансформаторов тока и напряжения, передвижная весоповерочная лаборатория и установка для поверки манометрических ключей. С приходом экономического кризиса, поскольку метрология присутствует во всех отраслях деятельности человека, глобальные экономические потрясения отразились на всех, кто задействован в этой системе. И прежде всего страдает самое важное звено - метрологические службы предприятий. Волна сокращений задевает их в первую очередь, и это очень недальновидные действия со стороны собственников предприятий. К сожалению, налицо непонимание роли метрологии в обеспечении качества продукции, а значит и в стабильности их экономического положения. Эту роль подчеркивает и девиз Всемирного дня метрологии в этом году: «Метрология в помощь экономическому развитию». Разумеется, происходящее сейчас сокращение объемов производства, замораживание объектов строительства, сказывается и на объемах работы федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Чтобы смягчить негативные последствия кризиса активно ищутся пути оптимизации работы, ее удешевления и сокращения сроков выполнения, предлагаются выездные формы работы. 1 января 2009 года вступил в действие новый закон «Об обеспечении единства измерений». Но этот закон является рамочным, чтобы он начал действовать в полную силу, должно выйти еще несколько десятков подзаконных актов, над которыми сейчас идет работа. Сам закон тоже далеко не идеален и вызывает массу вопросов, так как, например, давая существенную свободу бизнесу в сфере производства товаров и оказания услуг, он не предусматривает достаточно серьезного контроля качества этих товаров и услуг, как это сделано, например, в европейском законодательстве. Заключение Принятая в Российской Федерации система стандартизации должна обеспечивать и поддерживать в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ. В условиях рыночных отношений стандартизация должна выполнять три функции: экономическую, социальную и коммуникативную. Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством. Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке. Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта. Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п. Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Поскольку стандарты стали добровольными, то в системе технического регулирования должны быть созданы стимулы, обеспечивающие интерес промышленности к стандартизации. Этот вопрос должно решать государство. Один из стимулов - отнесение затрат на работы по стандартизации в промышленности на себестоимость продукции. Такой подход значительно ускорил бы работу по стандартизации, которая должна вестись в промышленности. Для решения задачи развития информационного обеспечения в области стандартизации необходимо: а) создать единую информационную систему; б) внедрить новые информационные технологии. В 2005-2006 гг. прошла апробацию система, основанная на новых компьютерных технологиях, которые значительно сокращают путь от издателя стандартов до пользователя. Данная система будет способствовать увеличению объемов распространения стандартов и пропаганде стандартизации. Что касается метрологии, существуют надежды, что при уточнении порядка действия закона «Об обеспечении единства измерений» мнение метрологов будет услышано и закреплено законодательно, в этом направлении сейчас ведутся активные работы. Библиографический список 1. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года №5154-1 «О стандартизации», Москва, Дом Советов России, 10 июня 1993 года. 2. М.И. Лифиц, учебник «Стандартизация, метрология и сертификация», 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 399 с. 3. Журнал «Управление производством» №1, 2009 г. 4. Журнал «МК в Питере», 20-27.05.2009 г., А. Бовыкин
Страницы: 1, 2
|