Структура права
Понятие и сущность праваПраво как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения. Праву присущи следующие признаки: государственно-властный характер. Нормы права устанавливаются компетентными государственными органами при соблюдении особой процедуры; общеобязательность. Право распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства; формальная определенность. Нормы права формулируются кратко, логично, однозначно, чаще всего - по следующему образцу: диспозиция (вводная, описательная часть); гипотеза (формулировка запрета); санкция (меры, принимаемые к субъекту за невыполнение нормы); системность. Вся совокупность правовых норм представляет собой четкую логическую систему, состоящую из норм, институтов, подотраслей и отраслей права; (например семейное, уголовное, финансовое право и др.); подкрепленность принудительной силой государства. Соблюдение норм права обеспечивается не только их выполнением на основе добровольного признания, но и путем применения принудительной силы государства или под угрозой применения такой силы. Принудительное исполнение норм права осуществляют правоохранительные органы. Сущность права проявляется в его функциях: Социальная функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т.п. Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства. Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Право выполняет специально-юридические функции: Регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Реализуется путем закрепления этих отношений в нормативных правовых актах. Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение. Постановление Правительства РФ - нормативный акт, изданный Правительством в рамках его компетенции. Постановления Правительства издаются во исполнение принятых законов и указов Президента. Акты федеральных органов исполнительной власти издаются всему полномочными органами: министерствами, инспекциями, надзорами и др. Данные акты, как правило, регулируют отношения внутри издавших их органов. Однако органы исполнительной власти могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, неподчиненных данному ведовству - приказы, инструкции, положения. Помимо федеральных нормативных правовых актов в РФ действуют также нормативные акты субъектов РФ. Закон субъекта РФ - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и законами, конституцией или уставом субъекта РФ. Законы субъектов РФ регулируют основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящегося в ведении субъекта Федерации или в совместном ведении. Акты органов местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Отличительные признаки законов, их виды, порядок и стадии принятия Закон - нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы в Российской Федерации классифицируются: по юридической силе: * на Конституцию РФ (закон высшей юридической силы); * федеральные конституционные законы; * федеральные законы; по территориальному действию: * на федеральные законы; * законы субъектов РФ. Федеральный закон - основной вид закона в РФ - принимается Госдумой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса). Федеральный закон считается принятым, если: Если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Госдумы; Одобрен большинством (50%+1) членов Совета Федерации; Подписан Президентом РФ. Если Совет Федерации не одобрит законопроект, принятый Госдумой РФ. Данный законопроект может быть: Рассмотрен согласительной комиссией палат парламента и передан на повторное рассмотрение Совету Федерации; Принят квалифицированным большинством (> 2/3) депутатов Госдумы, минуя Совет Федерации, и передан на подпись Президенту РФ. В случае если Совет Федерации не рассмотрит законопроект в течение 14 дней с момента его поступления из Госдумы, он также считается одобренным Советом Федерации и направляется на подпись Президенту РФ. Президент РФ в течение 14 дней рассматривает законопроект, и по результатам рассмотрения: Подписывает законопроект, после чего он становится законом и подлежит опубликованию; Отклоняет законопроект (налагает вето). Вето Президента РФ на законопроект может быть преодолено, если обе палаты парламента вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (более 2/3), после чего Президент обязан подписать и обнародовать закон в течение 7 дней. Особый вид федеральных законов - федеральные конституционные законы (ФКЗ): регулируют наиболее важные вопросы государственного строительства; прямо указаны в Конституции; отличаются повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ. Принятие и внесение изменений в ФКЗ. он принимается только квалифицированным большинством - 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации; принятый в таком порядке ФКЗ должен быть подписан Президентом РФ в 14_дневный срок; Президент РФ не имеет права отклонить ФКЗ. Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ. В отдельных случаях закон или иной нормативно-правовой акт приобретает так называемую обратную силу, т.е. возможность его применения к событиям и действиям, имевшим место до его официального вступления в силу (уголовные законы, устраняющие или смягчающие наказание, имеют обратную силу, а законы, усиливающие наказание, обратной силы не имеют). Законы и иные правовые акты действуют вплоть до их официальной отмены или частичного изменения, а также до истечения срока, на который данный акт был издан. По общему правилу пределы действия законов ограничены территорией данного государства либо его отдельных частей. Понятие и структура правовых норм. Виды норм права Норма права - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. Структура нормы права: гипотеза - элемент нормы права, который указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Она согласует общий вариант поведения с конкретным случаем, временем, местом; диспозиция - элемент нормы права, который содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения; санкция - элемент нормы права, который устанавливает неблагоприятные последствия для ее нарушителей, меры гос. воздействия на нарушителя нормы. Виды: 1) по характеру предписываемого поведения: обязывающие; запрещающие; уполномочивающие; 2) по категоричности предписания: императивные (представляют собой категорические предписания, допускают один вариант трактовки диспозитивные (предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность самостоятельного выбора варианта в законных пределах; 3) в зависимости от цели: регулятивные; охранительные; 4) в зависимости от предмета регулирования (отрасли, к которой принадлежат): конституционные; уголовно-правовые; административные; гражданско-правовые; трудовые и др.; 5) в зависимости от субъекта, создавшего: нормы Конституции; нормы законов; нормы подзаконных актов; делегированные нормы права (изданы органом местного самоуправления, иным органом по поручению компетентного государственного органа); 6) по степени определенности: абсолютно-определенные (формулируют единственный возможный вариант поведения); относительно-определенные (устанавливают ряд вариантов поведения, при этом дают возможность выбрать один из них в пределах нормы); 7) по способу изложения: прямой способ изложения (наличие в статье 3_х элементов нормы права); отсылочный (бланкетный) способ изложения (одного элемента не хватает, поэтому имеется отсылка к другой норме права, в которой содержится недостающий элемент; 8) по времени действия: постоянные; временные; 9) по кругу лиц, на которых они распространяются: общие (для всех); специальные (для определенного круга лиц. Реализация норм права, ее основные формы. Толкование правовых норм Правовые нормы существуют для того, чтобы регулировать общественные отношения, т.е. целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство. Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Формы реализации права: использование, исполнение и соблюдение. Использование форма реализации права, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений. Характерная черта данной формы - активное поведение субъектов. Соблюдение - форма реализации, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы - пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных юридическими нормами. Исполнение - форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания. Характерная черта - активное поведение субъектов: они совершают действия, предписанные юридическими нормами. Правоотношение и его структура. Юридические факты Правовые отношения (правоотношения) - это особая юридическая связь, участники которой наделены взаимными субъективными юридическими правами и обязанностями. Правоотношение имеет определенную структуру: субъекты правоотношения (те, кто вступает в правоотношения); объект правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения); содержание правоотношения (субъективное право, субъективная юридическая обязанность). Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений и установление, осуществление и прекращение субъективных прав и обязанностей. Юридические факты классифицируются на: события (то, что наступает независимо от воли человека); действия, которые делятся на: 1) правомерные (юридические акты - сделки, договоры; юридические поступки);
Страницы: 1, 2, 3
|