p align="left">Достаточно большое количество юридических обязанностей осужденных к лишению свободы обусловливает необходимость обращения к вопросу об их классификации. Так, Г.О. Бекузаров предлагает выделять среди обязанностей лиц рассматриваемой категории следующие качественно однородные группы: 1) обязанности, дублирующие общегражданские (охрана природы, окружающей среды…); 2) обязанности, конкретизирующие общегражданские (например, обязанность соблюдения требований федеральных законов, определяющих условия и порядок отбывания наказания в виде лишения свободы); 3) специальные обязанности, выражающие ограничения общегражданских прав (обязанность находиться в пределах исправительного учреждения, ограничивающая свободу выбора местожительства); 4) специальные специфические обязанности (соблюдение требований личной гигиены и др.). С учетом того, что данная классификация несколько громоздка и не отражает всей специфики проводимого нами исследования, мы бы хотели предложить свой вариант видения проблемы. Особенности правового статуса осужденных к лишению свободы позволяют, на наш взгляд, выделить в его содержании две группы обязанностей: 1) общеправовые, к ним следует отнести обязанности, закрепленные в конституционном законодательстве. Данная группа распадается в свою очередь еще на три вида: а) обязанности, которые в сравнении с законопослушными гражданами в правовом плане не имеют каких-либо особенностей осуществления (например, охрана окружающей среды); б) обязанности, обладающие не идентичными со свободными гражданами формами осуществления. Так, например, важнейшей конституционной обязанностью лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, является неукоснительное соблюдение требований закона. Помимо того, что они обязаны соблюдать нормы законодательства РФ, регулирующего общественные отношения в среде законопослушных граждан, на них возлагаются обязанности по исполнению предписаний правовых норм, связанных с отбытием применяемого к ним наказания; в) особую группу общеправовых обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, составляют так называемые «мертвые» обязанности. В силу известных обстоятельств они освобождены от их осуществления (например, обязанность прохождения воинской службы); 2) специальные обязанности, предусмотренные нормами уголовно-исполнительного законодательства, которые присущи исключительно осужденным к лишению свободы (например, обязанность носить одежду установленного образца). Указанная классификация, на наш взгляд, достаточно полно отражает специфику правового статуса осужденных, позволяет точно определить, к какой конкретно из названных групп можно отнести ту или иную юридическую обязанность осужденного к лишению свободы, с той целью, чтобы достоверно установить конкретные особенности ее осуществления. Подводя итог вышесказанному, мы бы хотели предложить свое определение юридических обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, под которыми предлагается понимать установленные законодательством РФ и обеспеченные государственным принуждением меры должного поведения осужденных к лишению свободы, направленные на реализацию интересов управомоченных субъектов. Анализируя изложенный материал, раскрывающий основные положения исследуемой проблемы, учитывая ее теоретическую сложность, можно предпринять попытку выработки дефиниции понятия правового статуса осужденных к лишению свободы, под которым предлагается понимать совокупность юридических элементов, определяющих место осужденных к лишению свободы в социальной структуре общества и обеспечивающих правомерную реализацию ими своих интересов либо интересов иных лиц. Таким образом, мы закончили рассмотрение вопросов, связанных с определением сущности правового статуса осужденных к лишению свободы, являющегося основным элементом (ядром) правового положения лиц данной категории как в структурном, так и содержательном отношении. Нами были исследованы не только понятие и сущность данного явления правовой действительности в целом, но и рассмотрен каждый его составной элемент в отдельности: субъективные права и свободы, в том числе ограниченного характера, законные интересы и юридические обязанности, определена сущность, характерные черты и особенности указанных правовых категорий. §3. Международно-правовые основы правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях Развитие России на современном этапе характеризуется кардинальными изменениями, происходящими в жизни общества. Провозгласив новые приоритеты и принципы взаимоотношений личности и государства (признание прав и свобод человека высшей ценностью, построение правового государства и др.), Конституция РФ гарантировала осужденным к лишению свободы, как и всем гражданам России, права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, которые признаются частью правовой системы нашего государства и подлежат применению наравне с национальным законодательством. Данное положение свидетельствует о том, что не только все вопросы законодательного регулирования, но любые научные исследования не могут быть признаны до конца полными и объективными без учета их международно-правовых аспектов. Это в полной мере относится и к проблемам, связанным с регулированием правового положения осужденных к лишению свободы. На этом основании мы бы хотели провести анализ, позволяющий выявить характерные черты и особенности, присущие правовому положению лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, с позиций международных актов. В начале остановимся на общих проблемах, касающихся влияния международно-правого регулирования на национальную правовую систему, а затем рассмотрим вопросы, непосредственно относящиеся к теме нашего исследования. В юридической науке существуют различные точки зрения о соотношении международного и национального права. Одни ученые придерживаются дуалистической концепции, суть которой состоит в том, что эти системы рассматриваются как различные, но взаимосвязанные между собой явления, другие - монистической, которая исходит из примата какого-то одного из прав над другим. Учитывая, что Конституция РФ недвусмысленно провозгласила приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственными законодательными актами, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, каково же их непосредственное воздействие на правовое положение осужденных к лишению свободы. На протяжении большей части периода действия союзно-республиканского законодательства далеко не всегда за международными нормами, оказывающими влияние на правовое положение лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, официально признавалось какое-либо значение, помимо сугубо информационного. Эти нормы самостоятельно не освещались и не были введены в широкий повседневный научный оборот. И только последние несколько лет отечественная доктрина стала рассматривать правовое положение осужденных к лишению свободы как комплексное явление, имеющее внутригосударственную и международную стороны. Однако и это не дает повода для оптимизма, т.к. если в национальных законодательствах большинства развитых стран мира (США, Япония, страны Западной Европы) содержание этого понятия так или иначе раскрыто, то в России его международные аспекты до сих пор не получили должной правовой оценки и закрепления. Оно еще не до конца «переведено» на юридический язык и не имеет четкого правового содержания. Анализ действующих в рассматриваемой сфере правоотношений международных документов позволяет сделать вывод, что они по сути являются своего рода отражением компромисса сторон, участвовавших в их подписании, создавая тем самым сходный правовой режим обеспечения юридического положения рассматриваемой категории лиц. Целью такого международного регулирования является формирование унифицированного законодательства, обеспечивающего осужденным к лишению свободы равные юридические возможности по реализации своих прав и свобод в любом государстве мира. Существует множество международных соглашений о правах человека, затрагивающих вопросы регламентации правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Они закрепляют основные моменты, которые являются приемлемыми с точки зрения большинства стран мира и которые должны соблюдаться государствами-участниками данных соглашений. Нас интересует, каковы ключевые идеи, заложенные в них и что составляет ядро норм, содержащихся в этих международных документах. Основой всех международных норм и принципов в области прав осужденных к лишению свободы выступает узловое положение о незыблемости естественных прав человека. Оно нашло свое отражение в таких важных документах, как Устав ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, международные пакты о правах человека и др. в качестве одного из основополагающих принципов международного права. На этом принципе базируются все остальные ключевые идеи, заложенные в нормах данной правовой системы. Его сущность состоит в том, что лица, находящиеся в исправительных учреждениях, имеют право на жизнь, личную физическую и психическую неприкосновенность, охрану своей чести и достоинства и т.д. К содержанию указанных прав следует отнести, прежде всего, запрет на пытки, применение насилия, унизительное или бесчеловечное обращение. Такие действия носят противоправный характер, т.к. нарушают личную неприкосновенность осужденных к лишению свободы, принуждают к совершению поступков, противных их воле, низводя тем самым их до положения бесправных рабов. Однако, несмотря на наличие многочисленных соглашений, запрещающих такие и аналогичные им деяния, международное сообщество продолжает сталкиваться с подобными фактами. К сожалению, не является здесь исключением и Российское государство. Согласно информации, почерпнутой из доклада Уполномоченного по правам человека за 1999 год, более 25% от всех обращений, поступивших на его имя, были связаны с нарушениями прав и свобод в уголовно-исполнительной сфере. Поэтому заявленный в Конституции РФ тезис о правовом государстве, в котором деятельность всех властных структур направлена на соблюдение и защиту прав и свобод человека, в том числе и лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на практике весьма далек от действительности «…и отражает, видимо, соответствующую цель государства и общества». В этом плане нельзя не согласиться с мнением Ж. Пикте, который считает, что в связи с указанными обстоятельствами усилия мирового сообщества должны быть направлены не на выработку новых норм, налагающих запрет на данные деяния, а на усиление влияния уже существующих. Следующим основным принципом, относящимся к сфере международного регулирования правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следует назвать закрепление прав и свобод в международных соглашениях и их гарантированность. Несмотря на лишение человека свободы, он остается полноправным членом общества: за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, сохраняется практически весь спектр прав и свобод, присущих законопослушным гражданам, в ряде случаев приобретающий особые формы реализации. Так, например, в Международном пакте о гражданских и политических правах указывается: «каждый человек, где бы он ни находился, не может быть ограничен в признании его прав перед законом». Одновременно с этим осужденные к лишению свободы, в соответствии с международно-правовыми документами, становятся обладателями специфических прав и свобод, присущих только лицам рассматриваемой категории. Нормативные предписания, содержащиеся в этих документах, отражают особенности их правового положения и раскрывают содержание указанных прав и свобод. Так, например, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными говорится, что в обращении с заключенными следует подчеркнуть не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Помимо этого там же подчеркивается: «…следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум прав и интересов» . Далее, развивая общую формулу правового положения осужденных к лишению свободы, международные соглашения акцентируют внимание на том, что государствам необходимо не только уважать их юридическое положение, а также гарантировать им полное соблюдение законодательно закрепленных прав. Права и свободы, предусмотренные Конституцией и законами государства, могут быть наполнены содержанием только в том случае, если возможность их осуществления будет надежно обеспечена наличием соответствующих механизмов реализации. В качестве еще одного из важнейших принципов, заложенных в международных документах, посвященных лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, являются положения, касающиеся уважения и защиты правового статуса лиц данной категории. Говоря об основных аспектах этой проблемы, нельзя не согласиться с мнением В.И. Селиверстова, что умаление лиц данной категории в правах и законных интересах, как граждан государства, не должно влечь автоматического ограничения в средствах их охраны. Наоборот, чем больше ограниченность правового положения осужденного к лишению свободы, тем разнообразнее должны быть способы его защиты. Содержание указанных положений имеет огромное значение, и упоминание о них лишь вскользь будет неверным, поэтому в дальнейшем постараемся более подробно раскрыть их в рамках отдельного параграфа, посвященного юридическим гарантиям защиты лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Идея о подготовке одинаковых для всех государств стандартов в сфере правового положения осужденных к лишению свободы позволяет вести разговор о необходимости разработки более детальных международных гуманитарных принципов и норм. Однако реализации этой идеи невозможно достичь без обобщения уже накопленного мировым сообществом потенциала в сфере регламентации прав человека. А это, в свою очередь, вынуждает нас обратиться к вопросу о классификации норм, касающихся регулирования правового положения лиц, находящихся в исправительных учреждениях.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|