на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Субъекты и юридические формы использования земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь
p align="left">Субъектом права землепользования выступает каждый колхоз. Его права на землю должны быть оформлены в ус-тановленном законом порядке. В соответствии с земельным законодательством каждому колхозу выдается государст-венный акт на земельный участок, где указываются точные границы закрепленных за хозяйством земель и их размер.

Содержание специальной земельной правосубъектности колхоза закрепляется в земельном законодательстве, а так-же уставе колхоза.

Устав колхоза как производственного кооператива дол-жен содержать его наименование, место его нахождения, цели деятельности, условия о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива, о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным боль-шинством голосов (п. 2 ст. 48, ст. 108 ГК Республики Бела-русь). Устав колхоза содержит специальный раздел (поло-жения), касающийся использования земли.

Особенностью права землепользования колхоза являет-ся и то, что оно не может быть прекращено ни в целом, ни в какой-либо части без согласия общего собрания членов колхоза (собрание уполномоченных). Все вопросы, связан-ные с использованием земель, в колхозе разрешаются орга-нами управления или же общим собранием (собрание уполномоченных). В колхозе существует коллективный орган управления - правление.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и об-щему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления коопера-тива, а также председателем кооператива могут быть толь-ко члены кооператива. Член кооператива не может одно-временно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

Компетенция органов управления кооперативом и по-рядок принятия ими решений определяются законодатель-ством и уставом кооператива.

Колхозы создают различные внутрихозяйственные под-разделения, и за ними, по решению общего собрания, за-крепляются сельскохозяйственные угодья, другие средства производства. Они наделяются определенными правами и обязанностями. Колхоз в целом признается субъектом пра-ва землепользования. Любые структурные подразделения -бригады, фермы, отделения внутри колхоза без образова-ния юридического лица не признаются самостоятельными субъектами права землепользования.

Объектом права колхозного землепользования является весь земельный массив, закрепленный за ним по государст-венному акту. Колхозы могут арендовать и брать во вре-менное пользование земли других землевладельцев и зем-лепользователей.

Колхоз имеет право возводить на закрепленных землях производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, соблюдая при этом установленные правила строительства. Он имеет право производить посевы сель-скохозяйственных культур, выращивать сады, другие мно-голетние насаждения, развивать растениеводство, животно-водство и другие отрасли, народные промыслы.

Колхоз вправе использовать для своих нужд общерас-пространенные полезные ископаемые и торф, пресные под-земные воды, пользоваться поверхностными водными объектами. При этом должны соблюдаться порядок и условия добычи, правила использования недр и водных объектов.

К кооперативным сельскохозяйственным предприятиям и организациям традиционно относятся и межхозяйствен-ные сельскохозяйственные предприятия (организации) и их объединения (межколхозные, государственно-колхозные и государственные). Советом Министров БССР 11 июля 1978 г. были утверждены положения о межхозяйственных пред-приятиях (организациях): по производству продукции жи-вотноводства, растениеводства; по обслуживанию сельско-го населения, а также сельскохозяйственного производства. Предоставление этим организациям земельных участков зависело от направления их деятельности. Так, если созда-валось межколхозное предприятие несельскохозяйственно-го направления (по производству строительных материа-лов, межколхозная строительная организация), то предос-тавление им земель из земель колхозов и совхозов осуще-ствлялось по правилам изъятия земель, установленным Зе-мельным кодексом 1970 г.

Межколхозные, государственно-колхозные и иные го-сударственно-кооперативные предприятия и организации могли быть созданы на землях государственного запаса, государственного лесного фонда и других землях.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы могут быть организованы и на основе структурных подраз-делений сельскохозяйственных предприятий.

Сельскохозяйственный кооператив может быть органи-зован гражданами, не являющимися членами колхозов, не работающими в совхозах, пожелавшими заниматься сель-скохозяйственным производством в составе такого коопе-ратива. Учреждение кооператива не связано с какими-либо разрешениями государственных или хозяйственных орга-нов и служб. Кооператив считается созданным с момента регистрации его устава в соответствующем территориаль-ном исполнительном и распорядительном органе.

Производственный сельскохозяйственный кооператив, как и колхоз, является самостоятельным участником зе-мельных отношений и может выступать в качестве земле-пользователя.

Кооператив может быть организован и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, объединяющимися для совме-стной сельскохозяйственной деятельности, для обслужива-ния своих членов в различных областях: снабжении их удобрениями, горюче-смазочными материалами, хозяйст-венным инвентарем и машинами, оказании помощи в пере-работке и сбыте сельскохозяйственной продукции, креди-товании и других. Различают два типа кооперативов:

производственные;

обслуживающие.

Первые объединяют своих членов для совместного ве-дения на земельном массиве сельскохозяйственного произ-водства. Обслуживающие заняты конкретной сферой услуг: сбытом, снабжением, транспортной деятельностью и дру-гими услугами.

Действующее земельное законодательство Республики Беларусь пока не регламентирует вопросы организации кооперативов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В Кодексе о земле (ст. 100) лишь установлено, что сельско-хозяйственным предприятиям, которые создаются на базе подразделений сельскохозяйственных предприятий (кроме земель сельскохозяйственных предприятий, на которых проводятся долголетние опыты) и выходят из них, по ре-шению районного исполнительного и распорядительного органа предоставляются земельные участки из обрабаты-вавшихся ими ранее земель с учетом необходимости созда-ния равных условий хозяйствования. Эти земельные участ-ки подлежат изъятию из состава земель (указанных) более крупных предприятий.

Вместе с тем, кооперативные организации отличаются от других форм предпринимательства тем, что их члены обязаны участвовать в производственной деятельности кооператива. В кооперативах, в том числе и сельскохозяй-ственных, ограничивается привлечение не членов коопера-тива к участию в управлении делами, пользованию имуще-ством кооператива, его хозяйственной деятельности. В со-ответствии со ст. 107 ГК производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участни-ки которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уста-вом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Для производственных сельскохозяйственных кооперативов обязательно личное трудовое участие членов кооператива в его деятельности.

В соответствии со ст. 112 ГК Республики Беларусь про-изводственный кооператив может быть добровольно реор-ганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвида-ции кооператива определяются законодательством.

Производственный кооператив по единогласному ре-шению его членов может быть преобразован в хозяйствен-ное товарищество или в общество, а также в унитарное предприятие в случаях, когда в составе кооператива оста-лось менее трех членов.

Так, в силу п. 121 Примерного устава колхоза его реор-ганизация (слияние, присоединение, разделение, выделе-ние, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов колхоза в соответствии с законодательст-вом.

В случаях и порядке, установленных законодательст-вом, реорганизация колхоза осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

Совхозы - это государственные сельскохозяйственные предприятия.

Совхозы, наряду с колхозами, являются одной из орга-низационно-правовых форм ведения сельскохозяйственно-го производства в Республике Беларусь. Как правило, их производственно-хозяйственная деятельность строится с учетом специализации (растениеводство, животноводство, смешанные хозяйства).

Главная задача совхоза - производство сельскохозяйст-венной продукции, ее переработка, реализация на основе рационального использования земельного фонда.

Совхоз получает землю в постоянное пользование. За-конодательство гарантирует устойчивость этого землепользования. Изменение внешних границ совхоза возможно только по согласованию с администрацией совхоза.

Совхоз действует на основе полного хозяйственного расчета, несет самостоятельную имущественную ответст-венность, наделен широкими правами.

Объектом права землепользования совхозов являются земельные участки, предоставленные им из состава земель сельскохозяйственного назначения, других категорий зе-мель, земель запаса. Выделение земель совхозу в натуре, установление его внешних границ производится в порядке землеустройства. Совхозу выдается государственный акт на земельный участок. Делами совхозов в отличие от колхозов и других кооперативов управляет его администрация.

Совхоз как сельскохозяйственное предприятие решает вопросы внутрихозяйственного землеустройства, распреде-ления земель по угодьям в зависимости от природных при-знаков и планов производственно-хозяйственной деятель-ности. Подразделения совхозов (участки, бригады и т.п.) -не субъекты права землепользования. Они отвечают перед совхозом за рациональное использование земли.

Как и всем землепользователям, совхозам предоставлен широкий круг прав и обязанностей.

Совхозы, как и колхозы, могут создавать разнообразные предприятия, занимающиеся переработкой сельскохозяйст-венной продукции, ее транспортировкой, а также непосред-ственно не связанные с сельскохозяйственным производст-вом (с целью занятия трудоспособного населения), созда-вать с другими совхозами и предприятиями агропромыш-ленные объединения.

Кодекс о земле (ст. 96) относит к числу участников зе-мельных отношений по использованию земель сельскохо-зяйственного назначения научно-исследовательские инсти-туты, учебные заведения, несельскохозяйственные пред-приятия и организации, религиозные организации, полу-чающие землю для ведения подсобного сельского хозяйст-ва. Землепользование этих организаций и предприятий яв-ляется строго целевым.

Научно-исследовательские, учебные хозяйства, подсоб-ные сельские хозяйства могут иметь статус юридического лица и являются государственными сельскохозяйственны-ми предприятиями. Цели и задачи их организации и дея-тельности связаны с научно-исследовательской работой, опытничеством, практическим применением и распростра-нением достижений науки и техники. Часть из них занята производством и реализацией элитных семян, племенного скота, новых технологий. Многие из научно-иссле-довательских учреждений ведут и производственную дея-тельность.

Школы, техникумы, училища, а также сельскохозяйст-венные институты имеют в своем распоряжении опытные и подсобные хозяйства. На землях учхозов проводится учеб-но-практическая работа, ведутся научные исследования.

Сельскохозяйственное производство для них не являет-ся основным. Главное в их деятельности - опытничество, подготовка кадров, ведение научной деятельности в сель-ском хозяйстве, пропаганда передового опыта.

Несельскохозяйственным предприятиям и организаци-ям земли для организации подсобных хозяйств предостав-ляются в общем порядке. Земли, отводимые для указанных целей, закрепляются за предприятиями и организациями в постоянное пользование. Для целей организации подсоб-ных хозяйств земельные участки предоставляются как из земель сельскохозяйственного назначения, так и из земель других категорий земельного фонда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.