на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Субъекты трудового права
p align="left">обязательное социальное страхование в случаях, предусмот-ренных федеральными законами.

Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возло-женные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка орга-низации;

соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению без-опасности труда;

бережно относиться к имуществу работодателя и других ра-ботников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредст-венному руководителю о возникновении ситуации, представ-ляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущест-ва работодателя.

Юридическая ответственность работника за допущенные им трудовые правонарушения применяется в виде санкций трудово-го права: дисциплинарной или материальной, а для должност-ных лиц администрации еще и административной ответственно-сти.

Работником может быть и иностранец, и лицо без граждан-ства, обладающие трудовой правосубъектностью.

Трудовая правосубъектность является необходимой предпо-сылкой возникновения трудовых и непосредственно с ними свя-занных отношений трудового права.

§ 3. Работодатель как субъект трудового права.

Вторым субъектом большинства отношений трудового права яв-ляется работодатель.

Работодатель -- физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работни-ком (ст. 20 Кодекса).

В законом установленных случаях им может быть иной субъект, наделенный правом заключать трудовые до-говоры. Работодателем может быть предприятие, учреждение, орга-низация любой формы собственности, т. е. государственное, муни-ципальное, частное (коллективное или индивидуальное) или обще-ственные организации (профсоюзные, партийные, фонды и т. д.), обладающие трудовой правосубъектностью, и в первую очередь ра-ботодательской правоспособностью -- способностью принимать гра-ждан на работу, заключать с ними трудовые договоры. Поэтому тру-довая правосубъектность у них возникает с момента регистрации как работодателя, имеющего определенный фонд заработной платы, расчетный счет в банке. Работодателем может быть и частный пред-приниматель, как россиянин, так и иностранец, орган обществен-ной организации, принимающий сотрудников в свой аппарат, рели-гиозная организация, принимающая (через профсоюз) работников, и отдельный гражданин, принимающий на работу домашнюю ра-ботницу, личного секретаря и т. д Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: Проспект, 2002.- С.46.

.

Предприятия, учреждения, организации по их уставам имеют определенные цели и задачи. Поэтому их трудовая (работодательская) правоспособность всегда специальная в соответствии с этими целями и задачами. Правовой статус предприятий, учреждений, организаций как работодателей включает не только их трудовую правосубъектность, работодательскую способность, ее объем, но и способность проводить подготовку, переподготовку кадров, осу-ществлять повышение квалификации работников, обеспечивать работникам необходимые условия, охрану и оплату труда, а также их деликтоспособность.

Правовой статус работодателя включает не только его трудовую правосубъектность, но и основные трудовые обязанности и права по отношению к каждому его работнику, тру-довому коллективу и профсоюзному органу в организации. Работодательская правосубъектность организаций возникает или одно-временно с их гражданской правосубъектностью, или несколько позднее ее. Важно, чтобы работодатель имел фонд оплаты труда. Трудоправовой статус конкретного работодателя всегда конкретен.

Собственник имущества производства может сам руководить этим производством, а может и через назначенных им должност-ных лиц его администрации.

Права и обязанности работодателя в отношениях трудового права осуществляются: физическим ли-цом, являющимся работодателем; органами управления юридиче-ского лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законодательством, учредительными до-кументами юридического лица (организации) и локальными нор-мативными актами.

По обязательствам учреждения, вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель), его финансирующий (полностью или частично) в установленном законом порядке. Ад-министрация является представителем работодателя, но в отно-шениях с работниками, их трудовым коллективом, на государст-венных и муниципальных производствах она является и само-стоятельным субъектом трудового права, имеющим определенные статутные трудовые обязанности и права по управлению, руково-дству трудом, его организацией. В администрацию производства входят все должностные лица, имеющие в своем подчинении ра-ботников. Технические исполнители аппарата администрации (секретари, машинистки и т. д.) не относятся к администрации.

Администрация, все ее должностные лица обязаны соблю-дать трудовое законодательство, правильно организовать труд работников, эффективную их работу и обеспечить безопасное для здоровья каждого работника рабочее место.

У общественных органов их трудовая правосубъектность как работодателей возникает с момента утверждения ими штатного расписания и фонда оплаты труда.

Прием (назначение, избрание) руководителя организации явля-ется правом собственника производства. Руководитель организа-ции имеет свой трудоправовой статус. Он обладает правом приема, перевода, наложения дисциплинарных взысканий, увольнения.

Основные (статутные) трудовые права и обязанности работо-дателя предусмотрены Кодексом.

Работодатель имеет пра-во Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. - Ст 22.

:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с ра-ботниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, иными федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты;

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Работодатель обязан:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие тре-бованиям охраны и гигиены труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимы-ми для исполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной цен-ности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллек-тивный договор в порядке, установленном трудовым законодательством;

предоставлять представителям работников полную и досто-верную информацию, необходимую для заключения коллектив-ного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

своевременно выполнять предписания государственных над-зорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложен-ные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

рассматривать представления соответствующих профсоюзных] органов, иных избранных работниками представителей о выяв-ленных нарушениях законов и иных нормативных правовых ак-тов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодек-сом, иными федеральными законами и коллективным до-говором формах;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с ис-полнением ими трудовых обязанностей;

осуществлять обязательное социальное страхование работни-ков в порядке, установленном федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с испол-нением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, федеральными законами и иными норма-тивными правовыми актами;

исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, кол-лективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

Поскольку действие Кодекса и других нормативных правовых актов трудового права распространяется и на трудовые отношения иностранных граждан Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. - Ст 11., лиц без граж-данства, организаций, ими созданных или учрежденных, или с их участием, работников международных организаций и ино-странных юридических лиц, то иностранец и лицо без граждан-ства могут быть как работниками, так и работодателями со все-ми их правами и обязанностями.

§ 4. Профсоюз как субъект трудового права.

Для выражения и защиты своих интересов работники объе-диняются в профсоюзы.

Конституция РФ предусматривает «право созда-вать профсоюзы для защиты своих интересов» Конституция Российской Федерации 1993 г. - Ст. 30.. Свобода деятель-ности общественных объединений гарантируется. Согласно Кон-венции Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» трудя-щиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.

Права профсоюзов в России впервые были признаны зако-нодательно и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах проф-союзов, и советский законодатель эти права непрерывно расши-рял. В третьем КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были предусмот-рены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225--235). Кроме норм данной главы в КЗоТ были и другие статьи, также предусматри-вавшие права профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).

Правовой статус профсоюзов теперь определяется Кодексом и соответствующим Федеральным законом Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональ-ных союзах, их правах и гарантиях деятельности». // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 148.. Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обя-зывающие органы государственной власти и управления, рабо-тодателей, должностных лиц администрации производства со-действовать деятельности профсоюзов.

Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, на-чиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закреп-ляет гарантии этих прав.

Профсоюз -- это добровольное общественное объединение граж-дан, связанных общими производственными, профессиональны-ми интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и инте-ресов.

Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях орга-низации) и защитная -- по защите и повышению социально-тру-довых прав и интересов трудящихся. Профсоюзы возникли впер-вые в мире в середине XIX в. в Англии, как наиболее тогда промышленно развитой стране, с защитной их функцией для отстаивания профессиональных интересов работников.

Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на пред-ставительство и защиту социально-трудовых прав и интересов ра-ботников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции.

Представительская функция означает, что все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматрива-ются федеральными органами вместе с общероссийскими профсою-зами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законо-дательной власти, органами местного самоуправления с учетом мне-ния соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных пра-вовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Защитная функция профсоюзов -- это целенаправленная пра-вовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулиро-вания труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых пра-вонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудово-го законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав. Он устанавливает правовые основы создания профсою-зов, их права и гарантии деятельности.

Данный Закон регулирует отношения профсоюзов с органа-ми государственной власти, местного самоуправления, работода-телями, их объединениями, другими общественными объедине-ниями, юридическими лицами и гражданами Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональ-ных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 1..

Надо отметить, что хотя Закон о профсоюзах вступил в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в со-ответствие с ним вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о правах профсоюзов, которые у них давно отобраны (о праве на законодательную инициативу, на управление государственным социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством).

Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет эти пра-ва профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отра-жена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную функ-цию -- в настоящее время главную функцию российских проф-союзов.

Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориаль-ному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профес-сиональную специфику (шахтер, химик и т. д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (рес-публик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).

Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществля-ют свою представительскую и защитную функции.

Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую систему российского общества. В советское время они были единой общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены задачи и функции профсоюза. Наиболее крупные из них - это федерация Независимых профсоюзов России (ФНПР), Соц-проф и Единение.

В послед-ние годы «упала роль профсоюзов как законных представителей работников и защитников их трудовых прав. Исходя из этого нужно изменить отношение государства к ним, представить пра-во более активного участия в законодательной деятельности, на-делить техническую и правовую инспекции профсоюзов правом принимать решения о привлечении к юридической ответствен-ности должностных лиц, допустивших нарушение трудового за-конодательства» Доклад о деятельности уполно-моченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. М.: «Юридическая литература», 2001. С. 50.. С этим трудно не согласиться, поскольку такие права у профсоюзов и не следовало отбирать и тем самым ос-лаблять их главную защитную функцию.

Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.

По объему компетенции в правах различают:

а) права самостоятельного характера:

участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;

участвуют в коллективных переговорах, заключают кол-лективные договоры и соглашения от имени работников;

представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда;

осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;

обладают правом требовать наказания (вплоть до уволь-нения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного характера:

участвуют в распределении жилья, построенного произ-водством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивиду-альные неисковые споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению админист-рацией ряда норм трудового законодательства;

По сфере деятельности различают следующие права:

представительства работников для осуществления своей защитной функции;

на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

на защиту права на труд, в том числе по обеспечению за-нятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

на социальную защиту трудящихся (обеспечение высоко-го уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т. д.);

профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;

на участие в социально-партнерских отношениях и рас-смотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;

на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические га-рантии этих прав и их деятельности и дополнительные специ-альные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников.

Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в сле-дующем:

гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами;

не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;

право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами;

все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности;

предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физ-культурную работу;

предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

здания, помещения, сооружения, сады и парки для веде-ния культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хо-зяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предпри-ятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

В связи с изменениями в обществе правовой статус россий-ских профсоюзов также меняется. Так, государство вернуло себе от профсоюзов право управлять государственным социальным страхованием (оставив им право на участие в этом), а также пра-во надзора, сохранив за ними право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. В то же время профсоюзы получили и ряд новых прав. Например на уча-стие в разрешении коллективных трудовых споров, в коллектив-ных переговорах и на заключение социально-партнерских согла-шений, право на участие в проведении мер по обеспечению заня-тости и др.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда -- при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудо-вого законодательства, охраны труда, а также в разрешении кол-лективных трудовых споров как представители работников.

Заключение

Совершенно очевидно, что действовавший до 2002 года КЗоТ не соответствовал по большинству регулируемых им положений сложившейся в стране ситуации. Формально установленный уровень целого ряда гарантий в сфере труда не получал реального подтверждения. КЗоТ был рассчитан на регулирование труда не просто на государственных предприятиях, но на больших предприятиях.

Новое трудовое законодательство отражает специфику использования труда в условиях малого и среднего бизнеса. Это отвечает потребностям и самой направленности рыночных реформ, проводимых в Российской Федерации.

Вместе с тем, было бы преждевременно «захваливать» вступивший в силу Трудовой Кодекс. Его еще предстоит апробировать временем. Но даже сегодня можно заметить, что ряд несогласованностей в трудовом законодательстве сохраняются. Регулирование некоторых трудовых отношений между субъектами предусматривается локальными нормативными актами (принимаемыми на уровне конкретной организации). Это одна из особенностей трудового права.

Уходя от чрезмерного вмешательства в регулирование трудовых отношений, государство сегодня нередко оставляет работников практически один на один с работодателем. Не отлажены до конца механизмы правовой реализации принципов, заложенных в основу законодательства. Не все гарантии в сфере труда получают подтверждение на практике.

Таким образом, стоявшая вчера задача создания нового трудового законодательства теперь трансформировалась в задачу его оптимизации на базе комплексного подхода, с использованием методов других отраслей права (бюджетного, налогового и др.).

Но это уже задача последующих научных поисков.

Литература

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. - М., 2002.

3. Федеральный Закон от 17.07.99 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. № 29. - Ст.3702.

4. Федеральный Закон от 12.01.96 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета. - 1996, 20 января.

5. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник / М.: Юристъ, 2001.

6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. - М.: «Юридическая литература», 2001.

7. Достигнут ли баланс интересов работников и работодателей ? / К оценке принятого Трудового кодекса РФ // Росс. экон. журнал. - 2002. № 2. - С.48-60.

8. Кодекс законов о труде Российской Федерации.- М.: ИНФРА-НОРМА, 1996.

9. Нуртдинова А.Ф. Реформа трудового законодательства: основные направления // Российская юстиция, 1996. №2.

10. Российское трудовое право. В 3-х томах. Т.1 / Под ред. Хохлова Е.Б. - СПб, 1996.

11. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. - М., 1999.

12. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: Проспект, 2002.

13. Трудовое право. Учебник // Под ред. проф. Смирнова О.В.- М.: Проспект, 2001.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.