p align="left">обязательное социальное страхование в случаях, предусмот-ренных федеральными законами. Работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возло-женные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка орга-низации; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению без-опасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других ра-ботников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредст-венному руководителю о возникновении ситуации, представ-ляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущест-ва работодателя. Юридическая ответственность работника за допущенные им трудовые правонарушения применяется в виде санкций трудово-го права: дисциплинарной или материальной, а для должност-ных лиц администрации еще и административной ответственно-сти. Работником может быть и иностранец, и лицо без граждан-ства, обладающие трудовой правосубъектностью. Трудовая правосубъектность является необходимой предпо-сылкой возникновения трудовых и непосредственно с ними свя-занных отношений трудового права. § 3. Работодатель как субъект трудового права. Вторым субъектом большинства отношений трудового права яв-ляется работодатель. Работодатель -- физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работни-ком (ст. 20 Кодекса). В законом установленных случаях им может быть иной субъект, наделенный правом заключать трудовые до-говоры. Работодателем может быть предприятие, учреждение, орга-низация любой формы собственности, т. е. государственное, муни-ципальное, частное (коллективное или индивидуальное) или обще-ственные организации (профсоюзные, партийные, фонды и т. д.), обладающие трудовой правосубъектностью, и в первую очередь ра-ботодательской правоспособностью -- способностью принимать гра-ждан на работу, заключать с ними трудовые договоры. Поэтому тру-довая правосубъектность у них возникает с момента регистрации как работодателя, имеющего определенный фонд заработной платы, расчетный счет в банке. Работодателем может быть и частный пред-приниматель, как россиянин, так и иностранец, орган обществен-ной организации, принимающий сотрудников в свой аппарат, рели-гиозная организация, принимающая (через профсоюз) работников, и отдельный гражданин, принимающий на работу домашнюю ра-ботницу, личного секретаря и т. д Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: Проспект, 2002.- С.46. . Предприятия, учреждения, организации по их уставам имеют определенные цели и задачи. Поэтому их трудовая (работодательская) правоспособность всегда специальная в соответствии с этими целями и задачами. Правовой статус предприятий, учреждений, организаций как работодателей включает не только их трудовую правосубъектность, работодательскую способность, ее объем, но и способность проводить подготовку, переподготовку кадров, осу-ществлять повышение квалификации работников, обеспечивать работникам необходимые условия, охрану и оплату труда, а также их деликтоспособность. Правовой статус работодателя включает не только его трудовую правосубъектность, но и основные трудовые обязанности и права по отношению к каждому его работнику, тру-довому коллективу и профсоюзному органу в организации. Работодательская правосубъектность организаций возникает или одно-временно с их гражданской правосубъектностью, или несколько позднее ее. Важно, чтобы работодатель имел фонд оплаты труда. Трудоправовой статус конкретного работодателя всегда конкретен. Собственник имущества производства может сам руководить этим производством, а может и через назначенных им должност-ных лиц его администрации. Права и обязанности работодателя в отношениях трудового права осуществляются: физическим ли-цом, являющимся работодателем; органами управления юридиче-ского лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законодательством, учредительными до-кументами юридического лица (организации) и локальными нор-мативными актами. По обязательствам учреждения, вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель), его финансирующий (полностью или частично) в установленном законом порядке. Ад-министрация является представителем работодателя, но в отно-шениях с работниками, их трудовым коллективом, на государст-венных и муниципальных производствах она является и само-стоятельным субъектом трудового права, имеющим определенные статутные трудовые обязанности и права по управлению, руково-дству трудом, его организацией. В администрацию производства входят все должностные лица, имеющие в своем подчинении ра-ботников. Технические исполнители аппарата администрации (секретари, машинистки и т. д.) не относятся к администрации. Администрация, все ее должностные лица обязаны соблю-дать трудовое законодательство, правильно организовать труд работников, эффективную их работу и обеспечить безопасное для здоровья каждого работника рабочее место. У общественных органов их трудовая правосубъектность как работодателей возникает с момента утверждения ими штатного расписания и фонда оплаты труда. Прием (назначение, избрание) руководителя организации явля-ется правом собственника производства. Руководитель организа-ции имеет свой трудоправовой статус. Он обладает правом приема, перевода, наложения дисциплинарных взысканий, увольнения. Основные (статутные) трудовые права и обязанности работо-дателя предусмотрены Кодексом. Работодатель имеет пра-во Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. - Ст 22. : заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с ра-ботниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, иными федеральными законами; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; принимать локальные нормативные акты; создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Работодатель обязан: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие тре-бованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимы-ми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной цен-ности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами; вести коллективные переговоры, а также заключать коллек-тивный договор в порядке, установленном трудовым законодательством; предоставлять представителям работников полную и досто-верную информацию, необходимую для заключения коллектив-ного договора, соглашения и контроля за их выполнением; своевременно выполнять предписания государственных над-зорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложен-ные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; рассматривать представления соответствующих профсоюзных] органов, иных избранных работниками представителей о выяв-ленных нарушениях законов и иных нормативных правовых ак-тов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям; создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодек-сом, иными федеральными законами и коллективным до-говором формах; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с ис-полнением ими трудовых обязанностей; осуществлять обязательное социальное страхование работни-ков в порядке, установленном федеральными законами; возмещать вред, причиненный работникам в связи с испол-нением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, федеральными законами и иными норма-тивными правовыми актами; исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, кол-лективным договором, соглашениями и трудовыми договорами. Поскольку действие Кодекса и других нормативных правовых актов трудового права распространяется и на трудовые отношения иностранных граждан Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. - Ст 11., лиц без граж-данства, организаций, ими созданных или учрежденных, или с их участием, работников международных организаций и ино-странных юридических лиц, то иностранец и лицо без граждан-ства могут быть как работниками, так и работодателями со все-ми их правами и обязанностями. § 4. Профсоюз как субъект трудового права. Для выражения и защиты своих интересов работники объе-диняются в профсоюзы. Конституция РФ предусматривает «право созда-вать профсоюзы для защиты своих интересов» Конституция Российской Федерации 1993 г. - Ст. 30.. Свобода деятель-ности общественных объединений гарантируется. Согласно Кон-венции Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» трудя-щиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей. Права профсоюзов в России впервые были признаны зако-нодательно и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах проф-союзов, и советский законодатель эти права непрерывно расши-рял. В третьем КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были предусмот-рены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225--235). Кроме норм данной главы в КЗоТ были и другие статьи, также предусматри-вавшие права профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.). Правовой статус профсоюзов теперь определяется Кодексом и соответствующим Федеральным законом Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональ-ных союзах, их правах и гарантиях деятельности». // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 148.. Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обя-зывающие органы государственной власти и управления, рабо-тодателей, должностных лиц администрации производства со-действовать деятельности профсоюзов. Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, на-чиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закреп-ляет гарантии этих прав. Профсоюз -- это добровольное общественное объединение граж-дан, связанных общими производственными, профессиональны-ми интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и инте-ресов. Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях орга-низации) и защитная -- по защите и повышению социально-тру-довых прав и интересов трудящихся. Профсоюзы возникли впер-вые в мире в середине XIX в. в Англии, как наиболее тогда промышленно развитой стране, с защитной их функцией для отстаивания профессиональных интересов работников. Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на пред-ставительство и защиту социально-трудовых прав и интересов ра-ботников, а также на участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции. Представительская функция означает, что все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматрива-ются федеральными органами вместе с общероссийскими профсою-зами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законо-дательной власти, органами местного самоуправления с учетом мне-ния соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных пра-вовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Защитная функция профсоюзов -- это целенаправленная пра-вовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулиро-вания труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых пра-вонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудово-го законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей. Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав. Он устанавливает правовые основы создания профсою-зов, их права и гарантии деятельности. Данный Закон регулирует отношения профсоюзов с органа-ми государственной власти, местного самоуправления, работода-телями, их объединениями, другими общественными объедине-ниями, юридическими лицами и гражданами Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональ-ных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. - 1996. № 3. - Ст. 1.. Надо отметить, что хотя Закон о профсоюзах вступил в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в со-ответствие с ним вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о правах профсоюзов, которые у них давно отобраны (о праве на законодательную инициативу, на управление государственным социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством). Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет эти пра-ва профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отра-жена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную функ-цию -- в настоящее время главную функцию российских проф-союзов. Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориаль-ному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профес-сиональную специфику (шахтер, химик и т. д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (рес-публик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации). Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществля-ют свою представительскую и защитную функции. Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую систему российского общества. В советское время они были единой общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены задачи и функции профсоюза. Наиболее крупные из них - это федерация Независимых профсоюзов России (ФНПР), Соц-проф и Единение. В послед-ние годы «упала роль профсоюзов как законных представителей работников и защитников их трудовых прав. Исходя из этого нужно изменить отношение государства к ним, представить пра-во более активного участия в законодательной деятельности, на-делить техническую и правовую инспекции профсоюзов правом принимать решения о привлечении к юридической ответствен-ности должностных лиц, допустивших нарушение трудового за-конодательства» Доклад о деятельности уполно-моченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. М.: «Юридическая литература», 2001. С. 50.. С этим трудно не согласиться, поскольку такие права у профсоюзов и не следовало отбирать и тем самым ос-лаблять их главную защитную функцию. Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах. По объему компетенции в правах различают: а) права самостоятельного характера: участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству; участвуют в коллективных переговорах, заключают кол-лективные договоры и соглашения от имени работников; представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда; осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда; обладают правом требовать наказания (вплоть до уволь-нения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов; б) права совместного характера: участвуют в распределении жилья, построенного произ-водством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивиду-альные неисковые споры совместно с администрацией; в) согласительные права профкома по применению админист-рацией ряда норм трудового законодательства; По сфере деятельности различают следующие права: представительства работников для осуществления своей защитной функции; на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности; на защиту права на труд, в том числе по обеспечению за-нятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений; на социальную защиту трудящихся (обеспечение высоко-го уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т. д.); профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников; на участие в социально-партнерских отношениях и рас-смотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки; на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями. Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические га-рантии этих прав и их деятельности и дополнительные специ-альные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников. Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в сле-дующем: гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами; не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности; право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами; все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности; предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физ-культурную работу; предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. здания, помещения, сооружения, сады и парки для веде-ния культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хо-зяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предпри-ятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. В связи с изменениями в обществе правовой статус россий-ских профсоюзов также меняется. Так, государство вернуло себе от профсоюзов право управлять государственным социальным страхованием (оставив им право на участие в этом), а также пра-во надзора, сохранив за ними право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. В то же время профсоюзы получили и ряд новых прав. Например на уча-стие в разрешении коллективных трудовых споров, в коллектив-ных переговорах и на заключение социально-партнерских согла-шений, право на участие в проведении мер по обеспечению заня-тости и др. Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда -- при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудо-вого законодательства, охраны труда, а также в разрешении кол-лективных трудовых споров как представители работников. ЗаключениеСовершенно очевидно, что действовавший до 2002 года КЗоТ не соответствовал по большинству регулируемых им положений сложившейся в стране ситуации. Формально установленный уровень целого ряда гарантий в сфере труда не получал реального подтверждения. КЗоТ был рассчитан на регулирование труда не просто на государственных предприятиях, но на больших предприятиях.Новое трудовое законодательство отражает специфику использования труда в условиях малого и среднего бизнеса. Это отвечает потребностям и самой направленности рыночных реформ, проводимых в Российской Федерации.Вместе с тем, было бы преждевременно «захваливать» вступивший в силу Трудовой Кодекс. Его еще предстоит апробировать временем. Но даже сегодня можно заметить, что ряд несогласованностей в трудовом законодательстве сохраняются. Регулирование некоторых трудовых отношений между субъектами предусматривается локальными нормативными актами (принимаемыми на уровне конкретной организации). Это одна из особенностей трудового права.Уходя от чрезмерного вмешательства в регулирование трудовых отношений, государство сегодня нередко оставляет работников практически один на один с работодателем. Не отлажены до конца механизмы правовой реализации принципов, заложенных в основу законодательства. Не все гарантии в сфере труда получают подтверждение на практике.Таким образом, стоявшая вчера задача создания нового трудового законодательства теперь трансформировалась в задачу его оптимизации на базе комплексного подхода, с использованием методов других отраслей права (бюджетного, налогового и др.).Но это уже задача последующих научных поисков.Литература1. Конституция Российской Федерации 1993 года.2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. - М., 2002.3. Федеральный Закон от 17.07.99 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. № 29. - Ст.3702.4. Федеральный Закон от 12.01.96 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета. - 1996, 20 января.5. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник / М.: Юристъ, 2001.6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. - М.: «Юридическая литература», 2001.7. Достигнут ли баланс интересов работников и работодателей ? / К оценке принятого Трудового кодекса РФ // Росс. экон. журнал. - 2002. № 2. - С.48-60.8. Кодекс законов о труде Российской Федерации.- М.: ИНФРА-НОРМА, 1996.9. Нуртдинова А.Ф. Реформа трудового законодательства: основные направления // Российская юстиция, 1996. №2.10. Российское трудовое право. В 3-х томах. Т.1 / Под ред. Хохлова Е.Б. - СПб, 1996.11. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. - М., 1999.12. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: Проспект, 2002.13. Трудовое право. Учебник // Под ред. проф. Смирнова О.В.- М.: Проспект, 2001.
Страницы: 1, 2
|